Файл: «История возникновения коммерции и предпринимательства за рубежом и в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель» сегодня носит еще дискуссионный характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение.[6]

Однако существовали причины и более «практического» характера, которые сегодня почти не упоминаются.

Будучи ограничены обстоятельствами в выборе поля деятельности, не имея возможности реализовать себя ни на государственной, ни на военной службе, старообрядческие купцы и промышленники обращали весь свой талант и энергию на участие в предпринимательстве. Необходимость завоевания каждой новой колонией своего жизненного пространства (часто в суровых природных и экономических условиях), а также репрессии со стороны правительства определяли необыкновенную внутриобщинную солидарность и солидарность между отдельными общинами. Пострадавшие после репрессивной выгонки общины могли рассчитывать на помощь остальных.

Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства. Развилась новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Отмена крепостной зависимости крестьян от помещиков касалась небольшой части сибирского населения. Помещичьи крепостные крестьяне составляли лишь одну тысячную часть жителей Сибири. В 1858 -1859 годах в Сибири насчитывалось только 36 помещиков, владевших населенными имениями. Но отмена крепостной зависимости оказала влияние на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма вширь - на сибирские окраины. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили.


Для промышленной и торговой буржуазии центра было невыгодно развитие местной промышленности. Они опасались конкуренции со стороны сибирских товаров. К ее устранению была направлена система кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами. Они превращались, прежде всего, в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных предпринимателей, обладавших крупными капиталами, как для торговых, так и для промышленных целей.

Рост промышленности и торговли сопровождался ростом городов и городского населения, но развились лишь те города, которые тянулись вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск, стали быстро изменять свой провинциальный, купечески -чиновничий облик, становясь крупными центрами торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в прогрессировании промышленности Сибири – камменоугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие.

После Октябрьской революции, под влиянием факторов, в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.

Но через несколько лет правительство пришло к пониманию необходимости "коренной измены всей точки зрения" на социализм.

Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных взаимосвязей, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого сорудника.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, общая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Концентрация борьбы с частным капиталом переносится в торговлю. Установление предельных розничных цен создавало на рынке стабильное положение, частная торговля вынуждена считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся крпный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли. Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался лишь в розничной торговле.


2.2 История предпринимательства в СССР: 1987-1991 гг.

Приход в 1985 году нового правительства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических преобразований. Наряду с общим оживлением в жизни общества, перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной очень неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием больших объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в минус АПК и социальной сфере.

В ряде союзных республик, краев и областей начались хоз. эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие фирменных магазинов для изучения спроса, ввод хозрасчетных цехов малыых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работющих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, служащих важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, не малое значение имел закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Введеные этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем внедрению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и кооперативы, давала толчки к разгосударствлению — нужному подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и системы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, направленности на конечный результат и возможности противостоять риску. А именно эти черты органически свойственны МП. Движение к правовому и общественному признанию частной собственности являлось исключительно сложным.

Важно напомнить об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» . Повсеместный и быстрый рост числа людей, занимающихся ИТД показал большой потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Данный потенциал в следующие годы, особенно поле принятия закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юр. лица. Данным законом снимались рамки на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация ИП; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности, в обществе постепенно менялось отношение к предпринимателям.


Боязнь дать абсолютную свободу частной предпринимательской деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, советов, милиции, прокуратуры.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию МП» , безусловно, сыграло положительную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и популязировались полезные нормы эстонского эксперимента. С другой, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития МП. Но сохранялось очень весомое противоречие: упор приходился на государственные (строительные и др.) малые предприятия. Проблема в том, что законодательной основы создания и государственной помощи частных малых предприятий еще не существовало.

Дискриминация к малым предприятиям прекратилась особым постановлением Совета Минимтров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию МП в РСФСР» . Наряду с пунктами, определяющими размеры МП, постановление разбирало организационно-экономические условия развития МП, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах МП различных форм собственности. Установление инициировало работу по прогрессированию малых предприятий и изготовлению программ их развития.

Сложившееся к концу 1991 — началу 1992г. положение в обществе и экономике поставило перед населением России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в предстоящих экономических реформах 1992 года.

2.3 Развитие предпринимательства Россия: 1992-1999 гг.

Год 1992-й, первый год формально провозглашенных рыночных изменений, вошел в историю России как период великих, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» отворил шлюзы для частнопредпринимательской активности, пробудив надежды большой части жителей страны на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и прочих атрибутов общества. Обещая выход из кризиса уже к осени 1992 г., власть самоустранилась от какой-либо экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и без правительства рыночная сфера сама все урегулирует.

Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам не надо противостоять, а предпринимательские усилия больших масс народа решат все проблемы. Во главу угла была установлена масштабная приватизация, как утверждалось, она обязана будет создать обширные слои собственников, умеющих работать и в то же время защищать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.


Однако, как и раньше, в советские годы, красивые слова и лозунги власть предержащих по факту оказались не более чем милой идеологической ширмой для других дел. Узнали, правда, это несколько позднее.

Тогда же надежды на улучшенное в сочетании со снятием административно-уголовных запретов на банальные виды предпринимательской деятельности способствовали бурному приросту числа МП по всей России: 1992 г. был годом наиболее высоких с середины 80 гг. и по сей день темпов увеличения числа МП и количества занятых на них.

Активное развитие торгово-посреднической активности стало ответной реакцией на подрыв первоначальной фин. базы МП. Либерализация внешней торговли еще в крайние годы существования и снятие запретов на торговлю по стране создали положительные условия для любых торговых операций. Падение потребительского платежеспособного спроса в те годы торговое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, при этом не очень качества, но зато полностью нового ассортимента, недостигаемого российским потребителям при нынешней власти.[7]

Гиперинфляция рубля, а также высокое налогообложение в сочетании с очень низким официальным курсом к рублю загубили всю российскую промышленность. Подавляющая часть товара российских предприятий являлась совершенно неконкурентноспособной по отношению к импорту. Большие и средние предприятия закрывались одно за другим.

Все бльше широкое распространение получал так называемый «челночный» бизнес. Тысячи людей выезжали за товаром за рубеж. Работали каналы транспортировки «челноков» за границу и покупаемых ими товаров обратно в Россию. В Турции, Китае возникли целые огромные поселения, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении русских «челноков» местными товарами. Быстрая оборачиваемость маленьких торговых капиталов меняла их в капиталы средних размеров. Более этого, мелкая торговля моментально реагировала на нарастающую соц - экономическую дифференциацию нашего общества, группируясь в основах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высокими доходами.[8]

В 1992 г. произошло существенное уменьшение доли МП в промышленности и строительстве. Но сокращение производственного сектора в российском МП не должно оцениваться только как негативное явление. Дело в том, что закончилась деятельность криминальных малых предприятий, сделанных ранее при советских гос. предприятиях лишь для того, чтобы изымать исходное сырье и мтериалы по низской стоимости, а продавать продукцию по высоким цена. Либерализация цен сделала значительное количество таких МП бессмысленным.