Файл: Особенности жизненного цикла ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Поколения инновационных моделей

Поколе-ние

Р. Росвелл (R. Rothwell, 1994)

Д. Маринова и Дж. Филлимор(D. Marinova and J. Phillimore, 2003)

Дж. Тидд (J. Tidd, 2006)

А. Беркаут, Д. Хартманн, П. Дюин, Р. Ортт (A. Berkhout; Dap Hartmann; P. Duin; R. Ortt , 2006)

Г. Боэм, Л. Фредерик (G. Boehm; L. Frederick, 2010)

1

Технологический толчок

Модель черного ящика

Линейные модели - технологического толчка и необходимое притяжение

Технологический толчок

Технологический толчок

2

Рыночное притяжение

Линейные модели (включая технологический толчок и необходимое притяжение (рыночная) модель)

Рыночное притяжение

Вытягивание спросом

3

Совмещённая модель

Интерактивная модель (включая совмещённую и интегрированную модель)

Совмещённая модель

Совмещение технологического толчка и рыночного притяжения

Управление портфелем

4

Интегрированная модель

Система иновационной модели (включая сетевую и национальную инновационную системы)

Модель параллельных линий

Циклическая инновационная модель

Комплексное управление

5

Модель стратегических сетей

Эволюционная модель

Системы интеграции и обширные сети

Системы интеграций

6

Инновационная среда (Innovative Milieu)

Сетевая интеграция

Большинство авторов, изучающих модели инновационного процесса, повторяют классификацию Ротвелла, внося в некоторые модели собственное видение.

Что касается классификации Боэма и Фредерика [30], то модель третьего поколения, имеющая название управление портфелем, просто поменяла название совмещённой модели, так как одна из ее основных отличий является конвергенция технологических потребностей в создании потенциала и рынка. Согласно Боэму и Фредерику четвертое поколение инноваций было вызвано одновременной инженерией или одновременной инженерией нового продукта и навыками, с которыми японские компании использовали эти процессы для создания подрывных инноваций, например, способность производителей автомобилей представлять новые автомобили в течение 30 месяцев, в то время как их конкуренты делали это за 48-60 месяцев.


Инновационные модели пятого поколения, были определены в то время, когда Ротвелл писал свою статью, и являются основными для гибкого и интенсивного использования интегрированных сетей и систем для быстрого и непрерывного внедрения инноваций. Согласно Ротвеллу, пятое поколение, по сути является четвёртым поколением (паралельным и интегрированным), где технология технологического прогресса изменяется сама.

Тем не менее из Таблицы 1 можно наблюдать, что важные противоречивые позиции принадлежат Мариновой и Филимору (2003) и Беркауту, Хартманну, Дюину, Ортту (2006). Последние авторы учитывают, что циклическая модель четвёртого поколения будет, по их мнению, будет наиболее подходящей для экономики, характеризующейся взаимодействием и изменениями [28].

Маринова и Филлимор [72] считают, что модель первого поколения это модель чёрного ящика, с отсылкой к книге Нэйтана Розенберга «Внутри черного ящика», который был опубликован в 1982 г. Модель основана на производственной функции Солоу (Solow 1957), чья попытка впервые включила технологический прогресс в экономическое управление. Инновация понимаются как один фактор экономического роста, который не может быть объяснено изменением капитала, а рабочая сила вместо этого предполагался обусловленной технологическими достижениями. Термин черный ящик был начальной точкой для инновационной дискуссии постулирующим кажущуюся незаметность, что происходит при инвестировании в области науки и техники. Соответственно эта модель предполагает, что сам инновационный процесс не имеет значения, и что единственные вещи, которые учитываются это входы и выходы, например, деньги, вложенные в НИОКР (вход в черный ящик) будут генерировать, как правило, новые технологические продукты (выходы). В конечном счете, это понимание привело к нежеланию исследователей обратить внимание на связь между наукой, технологией и промышленным развитием, в зависимости от политики на рыночных механизмах для поддержки технологических разработок и более узкого понимания инноваций, которое было ограничено исключительно НИОКР. Таким образом, возникла необходимость открыть черный ящик и исследовать его интерьер.

Линейные модели второго поколения были направлены на открытие «черного ящика», сосредоточив внимание на конкретных процессах, которые создают новые технологии и обучение, участвующие в технологическом прогрессе. В итоге это привело к применению модели технологического толчка и рыночного притяжения.


Интерактивная модель третьего поколения основываются на основном недостатке предыдущих моделей, а именно на чрезвычайно упрощенной картине совокупного взаимодействия между наукой, техникой и рынком. По сути данная модель подчеркнула, что инновации являются уже не конечным продуктом конечной стадии деятельности, но могут произойти в различных местах на протяжении всего процесса и инновационный процесс также может быть цикличным (итерационным), а не чисто последовательным. Модель в итоге объединила все предыдущие модели и разработала более полный, с учётом нюансов, подход к проблеме факторов и игроков, участвующих в инновационной деятельности. Тем не менее, интерактивная модель до сих пор не уточнила движущие силы для инновационного двигателя, почему некоторые компании оказываются лучше других в области инноваций, стратегию обучения для организаций и роли окружающей среды компании для успеха в сфере инноваций.

Система инновационной модели (четвёртое поколение) попыталась объяснить и подтвердить тот факт, что сложность инноваций требуют взаимодействий не только из широкого спектра агентов внутри фирмы, но и от сотрудничества между фирмами. Такой подход оказался уникальным в своем роде, глядя на инновации с точки зрения системы, которая установила упор на взаимодействии, взаимосвязанности и синергии. Он предположил, что фирмы, которые не имеют больших ресурсов для развития инноваций внутри компании могут извлечь выгоду из установления связей с сетью других фирм и организаций. Множество элементов инновационной системы и их взаимосвязанность и способы взаимодействия являются ключевыми факторами для успеха и функционирования этой системы.

Модель пятого поколения является эволюционной моделью. На такое определение авторов вдохновила концепция естественного отбора эволюции Дарвина. Ключевым элементы эволюционной модели является внешняя среда (патентные режимы, рыночные структуры, стандарты и правила, а также природная среда), в которой разрабатываются технологии, перспективы населения и изменение (не только средние значения, но и отклонения в популяции фирм / продукты находятся в фокусе анализа). Модель направлена на объяснение проблемы «ограниченной рациональности» (Dosi и Egibi, 1991), а также процессы отказа в основном от подходящих технологий и успех «пропущенных» технологий (Tisdell, 1995), а также подчеркивая значение разнообразия (Dowrick, 1995). В целом, они проливают свет на схемы принятия решений и взаимодействия режимов участников в инновационных процессах. Понятия, связанные с эволюционной моделью: концепция технологических императивов (Rosenberg, 1976), инновационных аллей (Sahal, 1981), технологических траекторий (Biondi and Galli, 1992; Pavitt et al. 1989), технологических парадигм (Dosi, 1982, 1988) и техноэкономических парадигм (Freeman and Perez 1988; Perez 1983), которые обычно утверждают , что в определенной степени устойчивых закономерностей инновационного процесса и технологическом развитии являются продуктом «переговоров» между ключевыми учреждениями и результатом адаптации к новым условиям работы.


2.3 Выявление и отображение ограничений моделей четвёртого и пятого поколений

Прежде чем переходить к ограничениям моделей четвёртого и пятого поколений, хотелось бы дать определение продуктовым инновациям и показать применимость моделей инновационного процесса по отношению к ним.

Учёные выделяют четыре основных типа инноваций [93]:

Продуктовая инновация – это представление товара или услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными с точки зрения их характеристик или предполагаемого использования. Она включает в себя: значительные улучшения технических спецификаций, компонентов и материалов, встроенное программное обеспечение, удобство для пользователя или другие функциональные характеристики. Продуктовые инновации могут использовать новые знания или технологии, или могут быть основаны на новых видах использования или сочетания существующих знаний или технологий.

Процессная инновация – реализация нового или значительно улучшенного производства или доставки. Она включает значительные изменения в методиках, оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут быть на снижение удельных затрат на производство или поставки, для повышения качества или для производства, или поставки новых, или значительно улучшенных продуктов.

Маркетинговая инновация – внедрение нового маркетингового метода, включающего значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, размещении продукта, продвижении продукта или ценообразовании. Маркетинговые инновации нацелены на лучшее удовлетворение потребностей клиентов, открытие новых рынков или новое позиционирование продукта фирмы на рынке с целью увеличения продаж фирмы.

Организационная инновация – внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, организации рабочего места или внешних связей. Организационные нововведения могут быть направлены на увеличение производительности фирмы за счет сокращения административных расходов или транзакционных издержек, повышения удовлетворенности на рабочем месте (и, следовательно, производительности труда), получения доступа к не торгуемым активам (например, не кодифицированные внешние знания) или снижения затрат на расходные материалы.


Важной чертой инноваций является их разделение в зависимости от технологических параметров на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают в себя продвижение технологически новых или усовершенствованных продуктов на рынок. Технологически новым продуктом можно назвать продукт, чьи научно-технические свойства (новые функции, конструкция, используемые материалы и компоненты) либо целевое предназначение считаются абсолютно новыми или значительно различаются от подобных производимых ранее продуктов. В основу таких инноваций входят принципиально новые технологии или же сочетание имеющихся технологий с новым их применением. Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло - инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Что касается процессных инноваций, они включают в себя разработку и продвижение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных процессов (методов). В основу данных инноваций могут входить новые методы организации производственного процесса или их совокупность, а также использоваться полученные результаты от исследований и разработок. Целью такого рода инноваций обычно является повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, однако в некоторых случаях, они могут быть предназначены для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые невозможно произвести или поставить при использовании простых производственных методов.

Выводы по главе 2

Исследования, проведенные в данной главе, позволили получить следующие результаты:

  1. В ходе анализа моделей инновационного процесса, предложенных Р. Ротвеллом, была выявлена необходимость появления последующих моделей в его классификации, а так же их основные недостатки.
  2. Путём проведённого литературного обзора были выделены классификации моделей инновационного процесса других известных зарубежных авторов и сформированы в таблицу, упорядоченную по поколениям моделей.
  3. Было выявлено, что основные противоречия классификации Ротвелла принадлежат авторам Мариновой и Филимору, а также Беркауту, Хартманну, Дюину, Ортту. Остальные авторы повторяют классификацию Ротвелла, внося свои дополнения.
  4. Были выявлены основные ограничения моделей четвёртого и пятого поколений, не решающих проблему инновационного процесса в современном мире.