Файл: Особенности жизненного цикла ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К. Фримен (Freeman, 1987) трактовал НИС как сеть институтов в общественном и частном секторах, в результате деятельности и взаимодействия которых создаются, импортируются, модифицируются и распространяются новые технологии [47].

Р. Нельсон (Nelson, 1993) говорил о том, что НИС – это комплекс институтов, чьи взаимодействия детерминируют инновационную деятельность национальных фирм [63].

Пател и Павитт (Patel and Pavitt, 1994) считали, что НИС - это национальные институты, их системы стимулов и компетенций, которые определяют степень и направления технологического обучения (или деятельности, генерирующей изменения) внутри страны [78].

С. Меткалф (Metcalfe, 1995) говорил об НИСе, как об наборе различных институтов, в совокупности и индивидуально вносящих вклад в развитие и распространение новых технологий и создающих рамки, в которых правительства формируют и реализуют политику влияния на инновационные процессы. Как таковая, это система взаимосвязанных институтов для создания, хранения и трансфера знаний, навыков и инструментов, определяющих развитие новых технологий [75].

Национальная инновационная система – это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [10].

Голиченко О.Г. (2006) дал следующее определение: НИС – это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [7].

Бартелс и др. предложил более широкое определение национальной инновационной системы, связывая её с системным и организационным уровнем капитала, понимая НИС как «площадку взаимодействия определённого государства (власти), а так же частных и общественных организаций, их распределенные институциональные отношения и их согласованные социальные и капитальные образования, которые определяют направление (вектор) технологических изменений (технологического прогресса), обучения и применения в национальной экономике» (26, с.6).

Все приведённые выше определения разделены двумя десятилетиями исследований и охватывают интерактивные элементы и отношения производства на микроуровне, а также политики на макроуровне, которые определяют технологические изменения, обучение и применение.


Наличие такого количества определений НИС позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к изучению НИСа и единой точки зрения среди учёных, поэтому авторы используют различные подходы, объясняя это национальными особенностями её построения.

Однако концепция НИС обеспечила новый подход к инновациям, их управлению и стимулированию по сравнению с более неоклассическими подходами «несостоятельности рынка» [89]. Принятие целостного взгляда на инновации, а не фокусирование на отдельных аспектах процессов, концепция НИС подчёркивает взаимодействие субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и анализирует как эти взаимодействия формируются под воздействием социальных, институциональных и политических факторов [45]. Такой подход был успешен в течение короткого периода времени и в настоящее время используется в научных кругах и политических контекстах [90]. Он часто используется в качестве аналитической основы для изучения различий между странами, касающихся их производства и инновационных систем [24].

Основываясь на исследованиях основателей концепций инновационных систем, были произведены более глубокие изучения со стороны других учёных. В настоящее время концепция НИС считается «одной из наиболее важных концепций, возникающих в области инновационных исследований». Эта концепция широко используется в инновационных стратегиях как развитых, так и в развивающихся странах. В своей работе в 2012 году Люк Соет (Luc Soete) благодаря всестороннему анализу концепции НИС выделил пять основных элементов этой концепции.

Рис. 1 Национальная инновационная система согласно Л. Соету (2012)

Первый элемент - источники инноваций, играют важную роль в НИС. Классические экономические подходы к инновациям в основном основывались на анализе НИОКР. Однако, не только НИОКР имеет решающее значение для инноваций. Взаимоотношения между производителем и потребителем образуют источник инноваций, а также приобретение и доступность оборудования, и обучение работников. Таким образом, инновации происходят в производстве, распределении и потреблении.

Второй элемент - институты и то, как они формируют взаимодействие между участниками внутри системы, имеют центральное значение. Рыночные и нерыночные институты представляют собой НИС, обеспечивающую рамки для государств в осуществлении политики, чтобы влиять на процесс инноваций.

Третий элемент – интерактивное обучение. В нем подчеркивается важность непрерывного обучения для адаптации к изменениям. Он также демонстрирует связь НИС с такими концепциями, как управление человеческими ресурсами, институтами рынка труда и учебными возможностями фирм, а также с возможностями поглощения фирм и экономики в целом.


Четвёртый элемент – взаимодействие, который тесно связан с четвёртым элементом. Поскольку считается, что инновация осуществляется исключительно в рамках взаимодействия, успешные инновационные системы способны создавать среду непрерывного генерирования знаний, среду использования знаний и среду инноваций. Однако взаимодействие в основном координируется институтами, и поэтому институциональная среда, которая приводит к неэффективной координации взаимодействий, может привести к отказу всей инновационной системы.

И наконец пятый элемент – социальный капитал (самое главное здесь доверие), считается самым важным элементом концепции НИС. Отмечается, что чем больше степень развития институтов в системе, тем больше социального капитала в виде доверия они вызывают. Доверие, в свою очередь, положительно влияет на темпы инноваций, поскольку оно снижает риск, сопровождающий инновации, особенно риск финансирования инноваций [89].

Глава 2. Анализ существующих жизненного цикла проекта

2.1 Модели инновационных процессов по Р. Ротвеллу

Английский экономист Рой Ротвелл (Roy Rothwell) в своей статье «Five generations of innovation models» в 1994 году впервые предложил классификацию моделей инновационного процесса, где каждая модель соответствовала различным этапам развития экономики в развитых странах. Ему удалось обнаружить, что возникновение нового поколения моделей зависит от значительных изменений на рынке, например, инфляция, экономический подъём, безработица, экономический рост, нехватка ресурсов и т.д.

Далее хотелось бы представить пять моделей инновационного процесса [85].

Модель первого поколения (1G) «технологического толчка» (technology push) представляла собой линейную последовательность циклично повторяющихся этапов. Простой линейно-последовательный процесс с акцентом на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю инноваций. Данная модель доминировала до середины 60-х. Однако, эта модель содержит довольно позднюю информацию о рынке, поэтому коммерческие предложения зачастую являются просто техническими разработками и не принимаются рынком.


Рисунок 2. Первое поколение инновационного процесса (1G)

Модель второго поколения (2G) «рыночного притяжения» инноваций (market pull) широко применялась начиная с середины 60-х годов. Инновации образуются в результате выявления потребности покупателя, четко сфокусированных исследований и разработок, завершающихся появлением новых продуктов на рынке. Научно-исследовательские разработки являются в этом случае реакцией на запросы рынка. Основным недостатком данной модели является то, что слишком большое внимание уделяется рыночным усовершенствованиям существующих продуктов (их оптимизации), что приводит к большому разнообразию краткосрочных проектов.

Рисунок 3. Второе поколение инновационного процесса (2G)

Модель третьего поколения (3G) «совмещённая модель» (coupling of R&D and marketing) является всё ещё последовательной, но имеющую обратные связи. Модель учитывает связь технологических возможностей с потребностями рынка, получила широкое применение в мире в 80-х. Её особенностью является выделение логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов. Признание нелинейности нововведений открыло возможности изучить их с точки зрения интегрированности и параллельности стадий, используя сетевые взаимодействия. Модель третьего поколения можно рассматривать как «открытую модель исследований и разработок», подчеркивающую инновации в области продуктов и процессов (технические) и игнорирующую организационные и рыночные инновации (нетехнические). Это означает, что инновационные модели 3G, как правило, ориентированы на новые технологические возможности компании, а не на решения для институциональных барьеров и общественных потребностей.

Рисунок 4. Третье поколение инновационного процесса (3G)

Модель четвёртого поколения (4G) «интегрированная модель» (integrated business processes) появилась в практике компаний с середины 80-х годов, определила рассмотрение инновации как параллельного процесса, который одновременно включает в себя элементы исследований и разработок, производства и т.д. В модели 4G больше внимания уделяется роли обратной связи и непоследовательному, беспорядочному характеру инновационного процесса. Инновации также по определению являются кросс-функциональными, а НИОКР - лишь одна из функций, участвующих в инновационном процессе. Интегрированная модель четвертого поколения подчеркивает параллельное обучение с клиентами и поставщиками. Данная модель фокусируется главным образом на двух основных внутренних особенностях процесса, то есть на его параллельном и интегрированном характере. Вокруг этого на практике находится сеть внешних взаимодействий, представленная в третьем процессе генерации (см. Модель 3G).


Рисунок 5. Четвёртое поколение инновационного процесса (4G)

Модель пятого поколения (5G) «модель стратегических сетей» (system integration and networking) представляет собой совокупность идеальной модели (4G) и стратегической интеграции взаимодействующих компаний. Инновационный процесс имеет не только межфункциональный характер, но и мультиинституциональный и сетевой. Процесс внутри пятого поколения напоминает сетевые процессы, аналогичные инновационным процессам четвертого поколения, с одним важным дополнением - компромиссом времени и затрат. Быть «быстрым новатором» все чаще рассматривается как важный фактор, определяющий конкурентоспособность компании, особенно в тех областях, где темпы технологических изменений высоки, а продуктовые циклы коротки. Ускоренные инновации, однако, увеличивают стоимость разработки. Модель 5G также подчеркивает вертикальные связи с поставщиками и заказчиками в рамках всего инновационного процесса (например, поставщики участвуют в совместной разработке новых продуктов и (или) совместно используют технические системы, используемые для этого), а горизонтальные связи имеют место в различных формах (совместные предприятия, консорциумы, союзы и т. д.).

Рисунок 6. Пятое поколение инновационного процесса (5G)

Таким образом, работа Р. Ротвелла положила начало для дальнейших исследований, образований и развития других моделей инновационных процессов, которые будут рассмотрены ниже.

2.2 Анализ других известных моделей инновационного процесса

Для начала необходимо отметить, что помимо пяти моделей инновационных процессов по Р. Ротвеллу, существуют так же и другие известные модели такие, как «цепная модель» Клайна-Розенберга (Kline, Rosenberg, 1986), модель «ворота» Купера (Cooper, 1986), модель «воронка» (Wheelwright, Clark, 1992), «циклическая модель» (Berkhout, 2000) и «модель открытых инноваций» (Chesbrough, 2003). В основе всех этих моделей находятся системы представлений, идей и методов, направленные на осуществление разработок и рекомендаций по организации инновационных процессов на инновационных предприятиях для эффективной реализации инноваций на рынке (21, с.644).

Несмотря на то, что пять поколений инновационных моделей Р. Росвелла считаются базовыми для всех исследований, среди учёных не существует единого мнения в этой области. В то же время учёный Дж. Тидд повторяет классификацию Ротвелла, делая отличие только в последнем поколении [91]. Ниже в Таблице 1 представлены известные учёные, имеющие разные взгляды на результат инновационного процесса, и по разному объясняют их происхождение и процессы. В данной таблице так же отображены модели шестого поколения, которые будут рассмотрены позже.