Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
Введение
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции – это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная.
Конкуренция — это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.
Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
- определение понятия системы управления качеством предприятия;
- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:
- анализ элементов и форм реализации управления качеством;
- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
- предложения по совершенствованию процесса.
1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством
Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Иначе говоря – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделий, которая определяет изделие, как таковое и отличает его от другого. Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при её создании с целью удовлетворения обусловленного или предполагаемых потребностей.
Управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства.
Управление качеством включает в себя три элемента:
- субъект управления
- объект управления
- механизм воздействия
Управление качеством осуществляется путём реализации управляющих функций. Это – планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.
Управление качеством – органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.
Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:
техническую подготовку производства;
входной контроль;
процесс изготовления продукции;
учет и финансовую деятельность;
контроль качества работы и продукции;
послепродажное обслуживание в эксплуатации.
Основными задачами управления качеством являются:
изучение рынка сбыта;
изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
Процесс управления качеством состоит из следующих операций:
разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;
сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
выдача управленческих решений;
анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны
управленческими воздействиями.
Система качества – это широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления, качеством, но исключает элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих большое влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы качество являются служба качества, в состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая службы, отдел стандартизации, и центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур.
Цеха изготовители, конструкторские и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.
Используя сложившуюся в отечественной теории и практике
управления терминологию, среди таких систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Система управления качеством, как правило, включает:
Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);
Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик и др.)
Документацию требований и их выполнимость;
Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
Качество во время закупок (документацию, контроль);
Обозначение изделий и возможность их контроля;
Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
Проверку качества (входные проверки межоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);
Контроль за испытательными средствами;
Корректирующие мероприятия;
11.Качество при хранения, перемещении , упаковке , отправке ;
12.Документирование качества;
13.Внутризаводской контроль за системой поддержания качества;
14.Обучение персонала;
15.Применение статистических методов контроля качества;
16.Анализ качества и систем принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции. В качестве примера можно привести следующие системы показателей качества.
а) машин (технические показатели – мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.- экономические капиталовложения, себестоимость, цена, рентабельность и др.);
б) труда - причины образования брака;
в) продукции – производственные, потребительские экономические (производственные и потребительские);
г) проекта – число исправлений при реализации;
д) технологии – число нарушений.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:
1. Улучшение экономического положения предприятия расширение или завоевание новых рынков сбыта продукции;
2. Достижение технического уровня продукции превышающего уровень ведущих предприятий;
3. Ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
4. Освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
5. Улучшение важнейших показателей качества продукции;
6.Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
7. Увеличение сроков гарантии на продукцию;
8.Развитие сервиса;
9. Включение поставщиков комплектующих изделий и материалов в систему качества продукции;
Маркетинг, поиск и изучение рынка.
Проектирование и разработка технических требований, разработка
продукции.
Материально- техническое снабжение.
Подготовка и разработка производственных процессов.
Производство продукции.
Контроль, проведение испытаний и обследований.
Упаковка и хранение, транспортировка продукции .
Реализация и распределение продукции.
Монтаж и эксплуатация.
Техническая помощь и обслуживание.
Утилизация после испытаний.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Управление качеством включает принятие соответствующих решений, ему предшествует контроль, учет, сбор и анализ информации.
Требования к основным этапам жизненного цикла продукции (петли качества).
Требования системы качества в области маркетинга. Функция маркетинга должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:
Представить прогноз потребности в продукции;
Четко сформулировать требования потребителя, на основе анализа хозяйственных договоров, контрактов или спроса рынка;
Установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации;
Представить официальный отчет по требованиям, предъявляемым к
продукции.
Требования системы качества при проектировании и разработке технических условий:
Система качества должна обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и мировому уровню;
Планировать работу по проектированию в виде целевой научно-технической программы;