Файл: «Менеджмент качества предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции – это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная.

Конкуренция — это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;

- определение понятия системы управления качеством предприятия;

- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:

- анализ элементов и форм реализации управления качеством;


- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;

- предложения по совершенствованию процесса.

1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством

Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Иначе говоря – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделий, которая определяет изделие, как таковое и отличает его от другого. Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при её создании с целью удовлетворения обусловленного или предполагаемых потребностей.

Управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства.

Управление качеством включает в себя три элемента:

- субъект управления

- объект управления

- механизм воздействия

Управление качеством осуществляется путём реализации управляющих функций. Это – планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством – органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.


Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

техническую подготовку производства;

входной контроль;

процесс изготовления продукции;

учет и финансовую деятельность;

контроль качества работы и продукции;

послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются:

изучение рынка сбыта;

изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;

разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

Процесс управления качеством состоит из следующих операций:

разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;

сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

выдача управленческих решений;

анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны

управленческими воздействиями.

Система качества – это широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления, качеством, но исключает элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих большое влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы качество являются служба качества, в состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая службы, отдел стандартизации, и центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур.

Цеха изготовители, конструкторские и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.


Используя сложившуюся в отечественной теории и практике

управления терминологию, среди таких систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством, как правило, включает:

Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);

Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик и др.)

Документацию требований и их выполнимость;

Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);

Качество во время закупок (документацию, контроль);

Обозначение изделий и возможность их контроля;

Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);

Проверку качества (входные проверки межоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);

Контроль за испытательными средствами;

Корректирующие мероприятия;

11.Качество при хранения, перемещении , упаковке , отправке ;

12.Документирование качества;

13.Внутризаводской контроль за системой поддержания качества;

14.Обучение персонала;

15.Применение статистических методов контроля качества;

16.Анализ качества и систем принимаемых мер.

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции. В качестве примера можно привести следующие системы показателей качества.

а) машин (технические показатели – мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.- экономические капиталовложения, себестоимость, цена, рентабельность и др.);

б) труда - причины образования брака;

в) продукции – производственные, потребительские экономические (производственные и потребительские);

г) проекта – число исправлений при реализации;

д) технологии – число нарушений.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:

1. Улучшение экономического положения предприятия расширение или завоевание новых рынков сбыта продукции;


2. Достижение технического уровня продукции превышающего уровень ведущих предприятий;

3. Ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

4. Освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

5. Улучшение важнейших показателей качества продукции;

6.Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

7. Увеличение сроков гарантии на продукцию;

8.Развитие сервиса;

9. Включение поставщиков комплектующих изделий и материалов в систему качества продукции;

Маркетинг, поиск и изучение рынка.

Проектирование и разработка технических требований, разработка

продукции.

Материально- техническое снабжение.

Подготовка и разработка производственных процессов.

Производство продукции.

Контроль, проведение испытаний и обследований.

Упаковка и хранение, транспортировка продукции .

Реализация и распределение продукции.

Монтаж и эксплуатация.

Техническая помощь и обслуживание.

Утилизация после испытаний.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Управление качеством включает принятие соответствующих решений, ему предшествует контроль, учет, сбор и анализ информации.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции (петли качества).

Требования системы качества в области маркетинга. Функция маркетинга должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:

Представить прогноз потребности в продукции;

Четко сформулировать требования потребителя, на основе анализа хозяйственных договоров, контрактов или спроса рынка;

Установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации;

Представить официальный отчет по требованиям, предъявляемым к

продукции.

Требования системы качества при проектировании и разработке технических условий:

Система качества должна обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и мировому уровню;

Планировать работу по проектированию в виде целевой научно-технической программы;