Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С – средняя величина банковских операций за определенный период.

Исходя из дифференцированного подхода к расчету налоговой нагрузки, преобразуем формулу для расчета доходности в зависимости от вида дохода.

В первом случае, на основании доходов от осуществления кредитных операций, во втором - от расчетно-кассовых:

(6)

где Дк – доход от осуществления кредитных операций;

Др – доход от осуществления расчетно -кассовых операций;

Ск – средняя величина кредитных вложений за период (1 год);

Ср –средняя величина расчетно-кассовых операций за период (1 год).

Для первого случая используется величина С1,которая определяется как отношение суммы кредитных вложений за определенный период к количеству осуществленных операций за тот же период.

Для второго случая используется величина С2,которая определяется как отношение суммы обналиченных средств, находящихся на расчетных счетах клиентов банка за определенный период к количеству расчетно -кассовых операций за тот же период.

Подставляя данные значения в общую формулу, мы получим формулу дифференцированного расчета доходности в зависимости от влияния налоговой нагрузки на эффективность осуществляемых операций.

Для первого случая

(9)

Данный показатель характеризует эффективность вложений в кредитные операции и показывает, сколько банк получает доходов с каждого рубля, вложенного в кредитные операции с учетом фактора налогообложения.

Для второго случая

(10)

Этот показатель характеризует эффективность расчетно-кассовых операций и показывает, сколько банк получает доходов с каждого рубля, вложенных в расчетно-кассовые операции с учетом фактора налогообложения.

Методика дифференцированного расчета доходности банковских операций с учетом фактора налогообложения, позволяет рассчитывать показатель доходности отдельно по кредитным и расчетно-кассовым операциям.

Для расчета конкретных показателей, воспользуемся данными Ростовского отделения 5221 филиала ПАО «Сбербанк России» (таблица 8).

Таблица 8 - Динамика налогов, уплаченных Ростовским отделением 5221 филиалом ПАО «Сбербанк России » за 2014 – 2015 гг. (тыс. руб.)[21]

Наименование

2014год

2015

Абсолютное отклонение

отклонение(%)

Налог прибыль организаций

1747

2009

262

1,149

на имущество

420

501

81

1,192

Налог на стоимость

2563

3256

693

1,270

Транспортный

214

159

-55

0,742

Страховые взносы внебюджетные фонды

2991

3249

258

1,086

на доходы лиц

1007

1210

203

1,201

Итого

8942

10385

1443

1,161


Как видно из таблицы, объем начисленных и перечисленных в бюджет налогов с каждым годом увеличивается, за 2014 г. увеличение составило 2366 тыс. руб., что было связано с ростом размера уплачиваемых страховых взносов, в связи с ростом в 2015 г. страховых тарифов в целом на 2 %.

В 2014 г. ставка страховых взносов была снижена, поэтому в 2014 г. не произошло значительного увеличения уплаченных налогов, в общей структуре уплаченных филиалом ПАО «Сбербанк России» за последние два года преобладают следующие налоги: налог на добавленную стоимость (31,4% в общей структуре налогов) и страховые взносы во внебюджетные фонды(31,3% в общей структуре налогов).

Удельный вес перечисленного налога на доходы физических лиц составил на 01.01.2015 года 11,7%, что больше, чем на 01.01.2014 года на 0,4 процентных пункта. Это прежде всего обусловливается увеличением фонда заработной платы в среднем на 5,3 % и расширением штата сотрудников офиса на 5 человек, при этот в 2013 году в распоряжении Дополнительного офиса находился некий транспорт на начало 2014 года 1/3 часть была изъята, в связи с этим налог на транспорт значительно уменьшился.

Также в начале 2014 года значительно увеличился спрос на аренду сейфовых ячеек и доверительное управление средствами, что повлекло за собой увеличение налога на добавленную стоимость.

Налог на прибыль в 2014 году увеличился, так как были выявлены в результате инвентаризации излишки материально – производственных запасов.

Итак, в целом по всем налогами видим динамику роста их платежей (исключение составляет только налог на прибыль, из-за снижения ставки), а это говорит о том, что организация расширяет рамки своей работы.

Повышение уплаты налога на прибыль, говорит, что банк с каждым годом увеличивает свою прибыль, увеличение платежей во внебюджетные фонды, говорит об увеличении заработной платы сотрудников, увеличение платежей налога на имущество показывает на то, что банк постепенно технически перевооружается, увеличение сумм уплаченных по НДС, показывает, что банк расширяет сферу своей деятельности.

На рисунке 6 приведен сравнительный объём налогов, уплаченных филиалом ПАО «Сбербанк России» за последние два года.

Рисунок 6 - Сравнительный обьем налогов, уплаченных Дополнительным офисом ПАО «Сбербанк России » за 2014-2015 гг.[22]

Данные рисунка 6 показывают значительное увеличение объема уплаченных налогов на 01.01.2015 года относительно предыдущего года. Более подробно проследить изменения налоговых отчислений, мы можем обратившись к таблице 9.


Произведем расчет доходности кредитных операций банка с учетом влияния налоговой нагрузки, используя данные, приведенные в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели деятельности Ростовского отделения 5221 филиала ПАО «Сбербанк России » за 2014 – 2015гг. (тыс. руб.)[23]

Расчетные показатели

2014

2015

от кредитных

622,2

1038,5

Доходы от -кассовых операций

1 402,3

1 233,1

от кредитных

101,1

54,3

Расходы от -кассовых операций

1 112

1 079,8

кредитных вложений

9 445,3

12 576,9

кредитных операций

41

74

расчетно-кассовых

60

76

Сумма средств,на расчетных клиентов

77 668,0

74 505,0

Произведем расчеты на основе данных за 2014 год.

Таким образом, доходность от кредитных вложений с учетом фактора налогообложения составляет 262,4 %.

То есть на каждый вложенный в кредитные операции рубль мы получим 2 рублей 62 копеек дохода.

Доходность от расчетно-кассовых операций с учетом фактора налогообложения составляет 65,3%, по аналогии: на каждый вложенный в расчетно-кассовые операции рубль мы получим 65 копеек дохода.

В целом, отметим, что несмотря положительную тенденцию снижения налоговой нагрузки, в настоящее время существует ряд острых проблем, связанных с налогообложением банков. С целью их решения, в следующей главе работы исследуем возможные направления развития налогообложения банковского сектора Российской Федерации.

Заключение

В налоговой системе страны деятельность коммерческих банков разноплановая. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих основаниях производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они - посредники между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в соответствующие бюджеты.

Современный банковский сектор отличает жесткая конкуренция, стремительное развитие банковских технологий, появление новых банковских услуг, что обусловливает необходимость поиска адекватных способов и инструментов управления коммерческим банком. Налоговые платежи как одна из составляющих расходов в финансовых потоках кредитной организации оказывают существенное влияние на показатели прибыльности, надежности и стабильности банков. Особенно в случае реализации методов налогового планирования. Такое планирование, с одной стороны, позволяет нивелировать влияние налоговых факторов посредством экономии на налоговых отчислениях, а с другой - повышает значение рисковости налоговой деятельности кредитной организации за счет использования оптимизационных налоговых схем, следствием чего выступает объективная необходимость внедрения в практику работы банков качественной системы налогового риск-менеджмента.


От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков.

Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политики.

Для банков очень важным является принцип стабильности, поскольку основной целью налогового регулирования банковской деятельности должно являться стабилизация финансовой ситуации в стране.

Важнейшим аспектом функционирования любой налоговой системы является проблема налогового бремени или иначе нагрузки и ее воздействия на хозяйственную деятельность предприятия и страны в целом.

Совокупность платежей банка по налогам и сборам, уплачиваемым за финансовый год в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, формируют его налоговую нагрузку. Если соотнести совокупные налоговые платежи с доходами банка, то получим результат, характеризующий уровень налоговой нагрузки банка.

В исследовании проведен анализ налоговой нагрузки коммерческого банка, по результатам которого можно отметить, что доходность банка от кредитных вложений с учетом фактора налогообложения составляет 262,4 %.

То есть на каждый вложенный в кредитные операции рубль мы получим 2 рубля 62 копеек дохода.

Доходность от расчетно-кассовых операций с учетом фактора налогообложения составляет 65,3 %, по аналогии: на каждый вложенный в расчетно-кассовые операции рубль мы получим 65 копеек дохода.


Соответственно, несмотря на значительное количество расчетно-кассовых операций и весомого значения в доходах по сравнению с количеством и доходами от кредитных операций, их эффективность для банка с учетом налогообложения ниже.

Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других коммерческих предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий реального сектора экономики.

Наиболее важное направление или стимулирующий фактор инвестиционных вливаний в реальный сектор экономики страны со стороны банковского капитала – это снижение налоговой нагрузки, а также формирование налоговой тактики и стратегии в отношении банков-инвесторов.

В области налоговой политики в ближайшей перспективе, в части коммерческих банков в Российской Федерации будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом. А именно:

улучшение налоговой структуры за счет повышения доли отдельных налогов и совершенствования налогового учета, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков;

установление предельной суммы освобождаемых от НДФЛ процентов по вкладам для физических лиц;

отмена налогообложения капитализируемой прибыли банков;

замена налога на имущество организаций налогом на недвижимое имущество организаций, которым будет облагаться только недвижимость (оцененная по кадастровой стоимости), находящаяся у организаций на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Таким образом, реформирование налоговой системы России должно быть основано на едином подходе в разработке эффективного налогообложения, характеризуемого в настоящее время неустойчивостью и противоречивостью, прежде всего для благоприятного развития банковской деятельности и экономики страны в целом.