Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статус коммерческих банков по налоговому законодательству характеризуется тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счет соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Непременным условием установления правовых связей между банком и соответствующими государственными органами является налоговая правосубъектность банка.

Налоговый кодекс в ст. 11 определяет банки как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ России.

В соответствии с НК к налогообложению банков применяются не только общие подходы, но особые правила, что отличает их от других организаций.

Согласно ст. 23 Налогового Кодекса РФ основная обязанность банков как налогоплательщиков состоит в уплате законно установленных налогов.

Вместе с тем специальных налогов, которыми бы облагались только банки, современное законодательство о налогах и сборах не предусматривает.

Банки являются плательщиками тех же налогов, что и другие хозяйствующие субъекты.

Одна из важнейших особенностей правового статуса банка в налоговых правоотношениях заключается в том, что банк в указанных правоотношениях не только выступает как налогоплательщик, но и обременяется рядом специфических публично-правовых обязанностей, включенных в частно-правовую природу правоотношений между банком и клиентом.

Главной из этих публично-правовых обязанностей банка является обязанность по исполнению поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты.

Регулирование указанных функций банков осуществляется посредством установления обязанностей в данной сфере ст. 60 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 Налогового Кодекса РФ).


Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные НК и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков.

Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово -хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, выступающие источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица.

Правоотношения относительно уплаты и взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае - банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.

1.2 Особенности становления и развития системы налогообложения коммерческих банков в России

За двадцать лет своей истории российская банковская отрасль пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации - в 1995, 1998, 2004, 2008 гг., а также настоящее время, которые каждый раз приводили к потере существенной части финансовых активов. Однако в последние годы прослеживается тенденция к росту размеров активов банковского сектора, которые к настоящему составляют около 43 трлн руб., из них более половины приходится на первую десятку, а половина этой половины - на Сбербанк России [5].


Поведем анализ особенностей развития системы банковского налогообложения в Российской Федерации на протяжении становления и функционирования в ней рыночной экономики.

Переход экономического устройства страны в 90-х гг. прошлого столетия от государственного планирования к рыночным отношениям повлек необходимость изменения всей законодательной базы. Формирование нормативной базы, регулирующей систему налогообложения, стало важным звеном в построении новой экономической системы России, одним из важнейших элементов которой являются кредитные организации, и, в первую очередь, коммерческие банки.

Процесс построения законодательной базы налогообложения банков в частности и всей системы налогообложения в целом упирался в проблему, которая заключалась в отсутствии практического опыта перевода экономики от государственного планирования к рыночной отношениям, появлению многообразия организационно -правовых форм собственности и установления налоговых ставок для взимания с них налогов с максимальной пользой для бюджета и приемлемой нагрузкой для налогоплательщика. При этом налоги должны были не тормозить развитие экономики в общем и банковского сектора в частности, а способствовать их росту. Поиск оптимального варианта налоговых ставок для системы налогообложения банковской деятельности стал одной из целей государственной деятельности в сфере налогообложения.

Принятый Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обязал банки и кредитные учреждения представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщика. Важным моментом было то, что он определил виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации. Появление частных коммерческих банков и кредитных учреждений также требовало их законного налогообложения. Основным законом, принятым немного раньше, регулирующим налогообложение банков, стал Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2025-1 «О налогообложении доходов банков». В нем в соответствии со спецификой банковской деятельности был определен круг плательщиков налога - это банки и кредитные учреждения, которые получили лицензию на осуществление отдельных банковских операций, объекты налогообложения, льготы при уплате налога, предоставляемые банку, а также определены ставки налога на доходы банка. Применяемая общая ставка налога для банков определена в размере 30%, но она могла быть снижена до 20%, в случае если банк произвел кредитование агропромышленных предприятий не менее чем 50% от общей суммы их кредитных вложений. Понижение налоговой ставки, несомненно, должно было подталкивать банки к финансированию сельхозпроизводителя. Другие доходы банка, связанные с долевым участием в деятельности других банков предприятий, дивиденды и проценты по акциям, ценным бумагам облагались налогом по ставке 18%. По ставке 15% облагались доходы иностранных участников банков при переводе их за границу. Были определены сроки уплаты налогов в бюджет. В общем, необходимый минимум для налогообложения банковской деятельности законодателем был определен, при этом, конечно, основной частью в нем являлись налоговые ставки[6].


Политическое противостояние ветвей власти в 1993 г. внесло коррективы в формирование законодательства по налогообложению. Порядок налогообложения банков, установленный данным законом, был отменен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Он установил, что действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений будет производиться в порядке и на условиях, определенных Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Ранее банки не входили в число плательщиков налога по данному Закону. Он установил, что зачисление налога в бюджет Российской Федерации на прибыль банка будет производиться по ставке в размере 13%, а также зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации, которым было дано право устанавливать свой размер ставки налога на прибыль, по которой банк будет перечислять в бюджет субъекта Российской Федерации, но не более 30%.

В целом в Указе Президента РФ № 2270 суммарная налоговая ставка возросла до 43%, в то же время предоставлялись весомые налоговые льготы, которые должны были стимулировать вложение финансовых средств банков в реальный сектор экономики, развитию которого придавалось большое значение.

В дальнейшем был продолжен поиск оптимального варианта налоговых ставок для налогообложения кредитных организаций. К началу 1996 г. число кредитных организаций достигло своего наибольшего значения. По данным Росстата, число зарегистрированных кредитных организаций на территории Российской Федерации составило 2600, из них действующих - 2300[7]. В дальнейшем требование законодательства к капитализации банковского сектора стало повышаться, оно было направлено на уход с рынка банковских услуг неплатежеспособных кредитных организаций и сокращение их числа. Со стороны налогового законодательства принимались законы, направленные на снижение налоговых ставок, что, в свою очередь, также должно было способствовать капитализации банковской системы.

Августовский кризис 1998 г. внес коррективы в развитие экономики России, формирование законодательной базы налогообложения предприятий и кредитных организаций. Новое понижение налоговых ставок было направлено на смягчение последствия кризиса для банковской системы, стабилизацию экономического положения страны.

Следующее изменение в нормативную базу было внесено Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В нем налоговая ставка на прибыль для кредитных организаций, зачисляемых в федеральный бюджет, устанавливалась в размере 11%, а в бюджет субъектов Российской Федерации - в размере не свыше 27%. Этим Законом была уменьшена налоговая нагрузка на кредитные организации. Она была снижена с 43% до 38%. Снижение размера налоговых ставок в конечном счете должно было способствовать росту активов кредитных организаций.


Однако, впоследствии налоговое законодательство, касающиеся налогообложения банков неоднократно корректировалось. Так, Федеральным законом № 110-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и установлены для банковского сектора налоговые ставки в общей сумме 22%. При этом в федеральный бюджет производилось отчисление по налоговой ставке в размере 7,5%, а в бюджет субъектов Российской Федерации по налоговой ставке - 14,5%, к тому же они стали едины для всех предприятий и организаций[8]. Таким образом, была значительно снижена налоговая нагрузка для всех налогоплательщиков, в том числе для кредитных организаций.

Следующее изменение законодательства затронуло перераспределение налоговых ставок между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в пользу последних. Теперь налоговая ставка в размере 6% зачислялась в федеральный бюджет, а в бюджеты субъектов Российской Федерации она была установлена в размере 16%. В таком виде налоговые ставки просуществовали чуть менее года. Законодатель посчитал, что отчисления в бюджет субъектов РФ Российской Федерации по данной налоговой ставке недостаточно, и внес новые изменения, согласно которым налоговые ставки снова пересматривались в пользу субъектов Российской Федерации. При этом общий размер налоговой ставки оставался 22%, из них 5% зачислялись в федеральный бюджет, 17% - в бюджет субъекта Российской Федерации.

Некоторое изменение налоговых ставок в 2004 г. произошло в сторону увеличения, но незначительно. Так, увеличены ставка федерального налога на 1,5%, которая составила 6,5%, и ставка налога для субъектов на 0,5%, которая составила 17,5%, в сумме общий размер налоговой ставки составил 24%. Процессы повышения налоговых ставок для банковского сектора в большей степени были связаны с улучшением экономической ситуации в стране и ростом прибыли банков по сравнению с предшествующими годами, в связи с этим законодатель посчитал, что организации, в первую очередь банковский сектор, в состоянии платить налог по более высокой налоговой ставке.

В Заявлении Правительства РФ № 983п-П13, Банка России № 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года»[9] говорилось о необходимости продолжения работы по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности. Было также отмечено, что банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Создавшаяся ситуация требовала изменения, прежде всего на законодательном уровне.