Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности промышленной политики России
1.1. Понятие и объекты государственной промышленной политики
1.2. Промышленный потенциал отечественной экономики
2.Особенности промышленности России и зарубежных стран
2.1. Анализ положения промышленной политики России в сравнении с зарубежными странами
2.2. Уровень конкурентоспособности наукоемкой продукции
В целом по Евросоюзу объем затрат R&D составил 320 млрд долл., интенсивность затрат R&D - 1,94 %. Понимая значимость затрат R&D для повышения уровня инновационности производимых товаров и услуг, Европейский Союз в качестве одной из пяти ключевых целей к 2020 году установил достигнуть значения коэффициента интенсивности R&D в 3 %.
По прогнозам ОЭСД после 2018 года Китай обгонит США по объему затрат R&D и сохранит свое лидерство как минимум на пятилетнюю перспективу[37]. В долгосрочном национальном плане Китая поставлена задача: достичь значения интенсивности R&D в 2,5 % к 2020 году.
В РФ интенсивность затрат R&D незначительно менялась за последние годы, однако она остается недостаточной для решения задач изменения структуры экономики в пользу высокотехнологичных и наукоемких отраслей (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Затраты на исследования и разработки в РФ (по данным Росстата)
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Затраты R&D, млрд руб. |
170 |
196 |
231 |
289 |
371 |
431 |
486 |
523 |
610 |
700 |
750 |
Интенсивность R&D, % |
1,29 |
1,15 |
1,07 |
1,07 |
1,12 |
1,04 |
1,25 |
1,13 |
1,09 |
1,13 |
1,13 |
Важным индикатором развития сферы высоких и наукоемких технологий является экспорт высокотехнологичной продукции, к которой относят авиакосмическую, фармацевтическую, компьютеры, научные инструменты и электронное оборудование. По объемам экспорта высокотехнологичной продукции Китай является лидером и опережает США с 2005 года. В табл. 2.4 представлены данные по странам, лидирующим по этому показателю[38].
В 2015 году, по данным Росстата доля экспорта высокотехнологичной продукции от общей суммы экспорта составляет 8,3 %, при этом доля импорта высокотехнологичной продукции в общем объеме импорта - 61,3 %. Наибольшую часть в экспорте высокотехнологичной продукции составляют прочие товары (научные приборы, электрическое и неэлектрическое оборудование, химическая продукция и вооружение), их доля в 2013 году - 49 %. Другой важной составляющей являются товары авиакосмической промышленности - 41 %. Остальные виды высокотехнологичной продукции по совместной классификации ОЭСР и Евростата - компьютерно-офисная техника, электроника и телекоммуникационное оборудование, фармацевтика - вместе составляют менее 10 % в структуре российского высокотехнологичного экспорта.
Таблица 2.4
Динамика экспорта высокотехнологичной продукции (ВТП) в отдельных странах[39]
Страна |
Экспорт ВТП, млн долл. |
Доля экспорта ВТП в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, % |
Экспорт ВТП (2000 г.), млн долл. |
Доля экспорта ВТП в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, % |
Китай |
505 645 |
26 |
41 735 |
19 |
Германия |
183 354 |
16 |
85 541 |
19 |
США |
148 772 |
18 |
197 466 |
34 |
Сингапур |
128 239 |
45 |
73 920 |
63 |
Япония |
123 411 |
17 |
128 902 |
29 |
Южная Корея |
121 312 |
26 |
54 332 |
35 |
Франция |
108 364 |
25 |
58 765 |
25 |
Великобритания |
67 786 |
22 |
70 496 |
32 |
Малайзия |
61 223 |
44 |
47 025 |
60 |
Нидерланды |
63 963 |
20 |
44 879 |
36 |
Швейцария |
50 101 |
26 |
15 936 |
23 |
Индия |
12 434 |
7 |
2 062 |
6 |
Израиль |
9 212 |
16 |
4 978 |
19 |
Бразилия |
8 820 |
10 |
5 990 |
19 |
Россия |
7 095 |
8 |
3 907 |
16 |
Представленный анализ показывает, что в последние десятилетия значение вложений в исследования и разработки, а также в отрасли высоких и наукоемких технологий становится особенно важным для экономического благосостояния. Это подтверждается ростом объемов производимых товаров и услуг в высокотехнологичных и наукоемких отраслях с одновременным ростом затрат на исследования и разработки.
Примечательно, что мировой экономический кризис 2008 года ознаменовался ростом деловой активности в странах с развивающимися экономиками в сферах, связанных с исследованиями и разработками, обеспечив таким образом изменение расстановки сил в мире в пользу развивающихся экономик[40].
Объём оказываемых услуг на основе наукоемких технологий беспрецедентно рос в Азии, особенно в Китае. Китай по многим показателям инновационной активности находится на уровне большинства развитых экономик, а зачастую и превосходит многие из них. При этом по показателю дохода на душу населения ничем не отличается от большинства развивающихся стран.
Таким образом, очевидна ставка в развитии экономики этой страны на инновационный вариант развития.
Кризисное состояние экономики РФ может стать хорошей возможностью к структурному прорыву и ориентации на высокие и научные технологии в производстве. Любой кризис является сигналом к тому, что предыдущая стратегия исчерпала себя и необходим поиск новых идей, обеспечивающих перспективную конкурентоспособность отечественного производства в мире.
2.2. Уровень конкурентоспособности наукоемкой продукции
По данным IMD главными лидерами по уровню конкурентоспособности продукции являются Швейцария, США и Сингапур. В Топ-10 рейтинга эксперты также включили Швецию, Ирландию, Нидерланды, Норвегию.
Россия в 2016 году находится на 45 месте. Можно выделить следующие факторы отставания, влияющие на конкурентоспособность экономики в целом[41]:
- позиционирование на мировом рынке, то есть доля экспорта в выпуске− и ее динамика (экспорт России в январе 2016 года составил 17,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2015 года снизился на 37,8%);
- позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными производителями;
- теневой сектор экономики, который в России растет ежегодно, особенно в последние годы на фоне стагнации;
- эксперты ВШЭ выяснили, что к 2015 году неформальная занятость в стране увеличилась до 17-18 млн. человек с 13-15 млн., причиной такого роста, является сокращение числа малых предприятий[42];
- наличие крупных и эффективных отечественных компаний, способных конкурировать с мировыми лидерами в соответствующих отраслях на мировом.
Таблица 2.5
Рейтинг стран по экспорту
В структуру российского экспорта входят: нефть, нефтепродукты, природный газ, металлургическая продукция, химическая продукция, машиностроительная продукция, пищевая продукция, древесина и другие изделия[43].
Главным элементом структуры является нефть и нефтепродукты. В 2015 году экспорт нефти из России составил 244 млн. тонн. Россия имеет значительное преимущество над остальными странами в вопросе продажи нефти заграницу, так как мировой рынок не в состоянии найти замену объему российской нефти, следующей в западном направлении.
Что касается, к примеру, экспорта за границу пищевой продукции, по данным за 2015 год известно, что на продовольствие приходится 6% российского экспорта[44].
На рис.2.1 можно увидеть, что доля экспорта пищевой продукции с 2000 года постоянно растет и к началу 2015 года составляет $ 18,9 млрд.
Рис. 2.1. Экспорт продовольственных товаров из России, млрд. $ [28]
Россия - один из мировых лидеров по экспорту рыбы, зерна и растительной продукции. К 2020 году планируется увеличить объем экспортируемой продукции в несколько раз, что, несомненно, улучшит рейтинг страны на мировом рынке. Однако без внимания остается подавляющая часть обрабатывающей промышленности, которая просто не может вступать в борьбу с иностранными представителями и нуждается в особой поддержке со стороны государства.
В первую очередь, для поддержания российских производителей и повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства следует усилить поддержку экспорта продукцией с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, следует развивать внешнеторговые связи с иностранными партнерами, несмотря на введенные странами Запада санкции. Наиболее перспективными, по мнению Министра торговли, могут стать Вьетнам, Индия и Израиль[45].
Опыт более развитых в этом плане стран показывает, что за последние десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности товаров своей страны значительно возрастало. Правительства данных стран разрабатывают и осуществляют специальные государственные программы по обеспечению конкурентоспособности товаров национального производства.
Российскому Правительству необходимо обратить внимание на опыт других стран и внести значительные изменения в свою политику продвижения товаров национального производства. Необходимо содействовать в улучшении предпринимательского климата в стране и поддержание российских производителей[46].
Государственная политика повышения конкурентоспособности товаров должна предусматривать следующее:
- необходимость поддержки новых и растущих компаний;
- создание благоприятных условий для наращивания капитала российских производителей с целью успешного конкурирования с иностранными компаниями на мировом рынке; разработать план, который поможет отечественному производителю− "адаптироваться" за рубежом;
- развить систему государственных гарантий частным инвесторам и обеспечить достойную защиту российских производителей вне границ государства.
Большое значение для конкурентоспособности российских товаров на национальном и мировом рынках имеет четко спланированная внешнеторговая и внешнеэкономическая политика государства.
Следует улучшать взаимоотношения с развивающимися странами, налаживать торговые связи и стимулировать проникновение на глобальные рынки российской продукции. Основные меры по поддержке должны быть направлены не на содействие каким-то отдельным предприятиям или подотраслям, а на развитие внутреннего рынка, на помощь в продвижении товаров за рубеж. Сделать так, чтобы российские предприниматели производили достойный конкурентоспособный товар, способный стать первым на мировом рынке. Это позволит не только поднять рейтинг отечественных предпринимателей, но и улучшить экономику страны, обеспечить ее стабильность.
3. Крупнейшие высокотехнологичные промышленные компании
Рассмотрим рейтинг (по данным Евростата) 2500 крупнейших компаний по затратам на НИОКР в мир[47]е.
В таблице 3.1 указаны лидирующие компании по отраслям, рассматриваемым в данном исследовании.
Таблица 2.6
Компании с крупнейшими затратами на НИОКР по данным Евростата в исследуемых отраслях
Название |
Страна |
Место в мировом рейтинге |
Отрасль |
Сумма затрат на НИОКР, млн евро |
Выручка, млн евро |
Рентабельность по чистой прибыли (2015 г.), % |
Samsung |
Южная Корея |
2 |
Электроника и электрическое оборудование |
12187,0 |
18750,1 |
12,1 |
Volkswagen |
Германия |
1 |
Автомобильная |
13120,0 |
12139,0 |
6,0 |
Bombardier |
Канада |
76 |
Авиакосмическая и оборонная |
1508,1 |
-434,9 |
-2,6 |
Roche |
Швейцария |
7 |
Фармацевтика и биотехнологии |
7422,1 |
11733,2 |
29,7 |
Arcelormittal |
Люксембург |
426 |
Промышленные металлы и добыча |
213,3 |
2499,0 |
3,8 |
Schlumberger |
США |
123 |
Нефтяное оборудование и обслуживание |
1002,4 |
7816,5 |
19,5 |