Файл: Опыт промышленной политики в разных странах ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом по Евросоюзу объем затрат R&D составил 320 млрд долл., интенсивность затрат R&D - 1,94 %. Понимая значимость затрат R&D для повышения уровня инновационности производимых товаров и услуг, Европейский Союз в качестве одной из пяти ключевых целей к 2020 году установил достигнуть значения коэффициента интенсивности R&D в 3 %.

По прогнозам ОЭСД после 2018 года Китай обгонит США по объему затрат R&D и сохранит свое лидерство как минимум на пятилетнюю перспективу[37]. В долгосрочном национальном плане Китая поставлена задача: достичь значения интенсивности R&D в 2,5 % к 2020 году.

В РФ интенсивность затрат R&D незначительно менялась за последние годы, однако она остается недостаточной для решения задач изменения структуры экономики в пользу высокотехнологичных и наукоемких отраслей (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Затраты на исследования и разработки в РФ (по данным Росстата)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Затраты R&D, млрд руб.

170

196

231

289

371

431

486

523

610

700

750

Интенсивность R&D, %

1,29

1,15

1,07

1,07

1,12

1,04

1,25

1,13

1,09

1,13

1,13

Важным индикатором развития сферы высоких и наукоемких технологий является экспорт высокотехнологичной продукции, к которой относят авиакосмическую, фармацевтическую, компьютеры, научные инструменты и электронное оборудование. По объемам экспорта высокотехнологичной продукции Китай является лидером и опережает США с 2005 года. В табл. 2.4 представлены данные по странам, лидирующим по этому показателю[38].

В 2015 году, по данным Росстата доля экспорта высокотехнологичной продукции от общей суммы экспорта составляет 8,3 %, при этом доля импорта высокотехнологичной продукции в общем объеме импорта - 61,3 %. Наибольшую часть в экспорте высокотехнологичной продукции составляют прочие товары (научные приборы, электрическое и неэлектрическое оборудование, химическая продукция и вооружение), их доля в 2013 году - 49 %. Другой важной составляющей являются товары авиакосмической промышленности - 41 %. Остальные виды высокотехнологичной продукции по совместной классификации ОЭСР и Евростата - компьютерно-офисная техника, электроника и телекоммуникационное оборудование, фармацевтика - вместе составляют менее 10 % в структуре российского высокотехнологичного экспорта.


Таблица 2.4

Динамика экспорта высокотехнологичной продукции (ВТП) в отдельных странах[39]

Страна

Экспорт ВТП, млн долл.

Доля экспорта ВТП в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, %

Экспорт ВТП (2000 г.), млн долл.

Доля экспорта ВТП в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, %

Китай

505 645

26

41 735

19

Германия

183 354

16

85 541

19

США

148 772

18

197 466

34

Сингапур

128 239

45

73 920

63

Япония

123 411

17

128 902

29

Южная Корея

121 312

26

54 332

35

Франция

108 364

25

58 765

25

Великобритания

67 786

22

70 496

32

Малайзия

61 223

44

47 025

60

Нидерланды

63 963

20

44 879

36

Швейцария

50 101

26

15 936

23

Индия

12 434

7

2 062

6

Израиль

9 212

16

4 978

19

Бразилия

8 820

10

5 990

19

Россия

7 095

8

3 907

16

Представленный анализ показывает, что в последние десятилетия значение вложений в исследования и разработки, а также в отрасли высоких и наукоемких технологий становится особенно важным для экономического благосостояния. Это подтверждается ростом объемов производимых товаров и услуг в высокотехнологичных и наукоемких отраслях с одновременным ростом затрат на исследования и разработки.

Примечательно, что мировой экономический кризис 2008 года ознаменовался ростом деловой активности в странах с развивающимися экономиками в сферах, связанных с исследованиями и разработками, обеспечив таким образом изменение расстановки сил в мире в пользу развивающихся экономик[40].


Объём оказываемых услуг на основе наукоемких технологий беспрецедентно рос в Азии, особенно в Китае. Китай по многим показателям инновационной активности находится на уровне большинства развитых экономик, а зачастую и превосходит многие из них. При этом по показателю дохода на душу населения ничем не отличается от большинства развивающихся стран.

Таким образом, очевидна ставка в развитии экономики этой страны на инновационный вариант развития.

Кризисное состояние экономики РФ может стать хорошей возможностью к структурному прорыву и ориентации на высокие и научные технологии в производстве. Любой кризис является сигналом к тому, что предыдущая стратегия исчерпала себя и необходим поиск новых идей, обеспечивающих перспективную конкурентоспособность отечественного производства в мире.

2.2. Уровень конкурентоспособности наукоемкой продукции

По данным IMD главными лидерами по уровню конкурентоспособности продукции являются Швейцария, США и Сингапур. В Топ-10 рейтинга эксперты также включили Швецию, Ирландию, Нидерланды, Норвегию.

Россия в 2016 году находится на 45 месте. Можно выделить следующие факторы отставания, влияющие на конкурентоспособность экономики в целом[41]:

- позиционирование на мировом рынке, то есть доля экспорта в выпуске− и ее динамика (экспорт России в январе 2016 года составил 17,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2015 года снизился на 37,8%);

- позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными производителями;

- теневой сектор экономики, который в России растет ежегодно, особенно в последние годы на фоне стагнации;

- эксперты ВШЭ выяснили, что к 2015 году неформальная занятость в стране увеличилась до 17-18 млн. человек с 13-15 млн., причиной такого роста, является сокращение числа малых предприятий[42];

- наличие крупных и эффективных отечественных компаний, способных конкурировать с мировыми лидерами в соответствующих отраслях на мировом.

Таблица 2.5

Рейтинг стран по экспорту

В структуру российского экспорта входят: нефть, нефтепродукты, природный газ, металлургическая продукция, химическая продукция, машиностроительная продукция, пищевая продукция, древесина и другие изделия[43].


Главным элементом структуры является нефть и нефтепродукты. В 2015 году экспорт нефти из России составил 244 млн. тонн. Россия имеет значительное преимущество над остальными странами в вопросе продажи нефти заграницу, так как мировой рынок не в состоянии найти замену объему российской нефти, следующей в западном направлении.

Что касается, к примеру, экспорта за границу пищевой продукции, по данным за 2015 год известно, что на продовольствие приходится 6% российского экспорта[44].

На рис.2.1 можно увидеть, что доля экспорта пищевой продукции с 2000 года постоянно растет и к началу 2015 года составляет $ 18,9 млрд.

Рис. 2.1. Экспорт продовольственных товаров из России, млрд. $ [28]

Россия - один из мировых лидеров по экспорту рыбы, зерна и растительной продукции. К 2020 году планируется увеличить объем экспортируемой продукции в несколько раз, что, несомненно, улучшит рейтинг страны на мировом рынке. Однако без внимания остается подавляющая часть обрабатывающей промышленности, которая просто не может вступать в борьбу с иностранными представителями и нуждается в особой поддержке со стороны государства.

В первую очередь, для поддержания российских производителей и повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства следует усилить поддержку экспорта продукцией с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, следует развивать внешнеторговые связи с иностранными партнерами, несмотря на введенные странами Запада санкции. Наиболее перспективными, по мнению Министра торговли, могут стать Вьетнам, Индия и Израиль[45].

Опыт более развитых в этом плане стран показывает, что за последние десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности товаров своей страны значительно возрастало. Правительства данных стран разрабатывают и осуществляют специальные государственные программы по обеспечению конкурентоспособности товаров национального производства.

Российскому Правительству необходимо обратить внимание на опыт других стран и внести значительные изменения в свою политику продвижения товаров национального производства. Необходимо содействовать в улучшении предпринимательского климата в стране и поддержание российских производителей[46].

Государственная политика повышения конкурентоспособности товаров должна предусматривать следующее:


- необходимость поддержки новых и растущих компаний;

- создание благоприятных условий для наращивания капитала российских производителей с целью успешного конкурирования с иностранными компаниями на мировом рынке; разработать план, который поможет отечественному производителю− "адаптироваться" за рубежом;

- развить систему государственных гарантий частным инвесторам и обеспечить достойную защиту российских производителей вне границ государства.

Большое значение для конкурентоспособности российских товаров на национальном и мировом рынках имеет четко спланированная внешнеторговая и внешнеэкономическая политика государства.

Следует улучшать взаимоотношения с развивающимися странами, налаживать торговые связи и стимулировать проникновение на глобальные рынки российской продукции. Основные меры по поддержке должны быть направлены не на содействие каким-то отдельным предприятиям или подотраслям, а на развитие внутреннего рынка, на помощь в продвижении товаров за рубеж. Сделать так, чтобы российские предприниматели производили достойный конкурентоспособный товар, способный стать первым на мировом рынке. Это позволит не только поднять рейтинг отечественных предпринимателей, но и улучшить экономику страны, обеспечить ее стабильность.

3. Крупнейшие высокотехнологичные промышленные компании

Рассмотрим рейтинг (по данным Евроста­та) 2500 крупнейших компаний по затратам на НИОКР в мир[47]е.

В таблице 3.1 указаны лидирующие компании по отраслям, рассматриваемым в данном исследовании.

Таблица 2.6

Компании с крупнейшими затратами на НИОКР по данным Евростата в исследуемых отраслях

Название

Страна

Место в мировом рейтинге

Отрасль

Сумма затрат на НИОКР, млн евро

Выручка, млн евро

Рентабельность по чистой при­были (2015 г.), %

Samsung

Южная Корея

2

Электроника и электрическое оборудование

12187,0

18750,1

12,1

Volkswagen

Германия

1

Автомобильная

13120,0

12139,0

6,0

Bombardier

Канада

76

Авиакосмическая и оборонная

1508,1

-434,9

-2,6

Roche

Швейцария

7

Фармацевтика и биотехнологии

7422,1

11733,2

29,7

Arcelormittal

Люксембург

426

Промышленные металлы и добыча

213,3

2499,0

3,8

Schlumberger

США

123

Нефтяное обору­дование и обслу­живание

1002,4

7816,5

19,5