Файл: Опыт промышленной политики в разных странах ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика кардинально отличается от экономики конца 90-х. Причина изменений в системной трансформации в способе производства.

Основным инструментом, с помощь которого развитые экономики принимали решения по адаптации к мировым изменениям национальных производств, выступила государственная промышленная политика.

Современный этап развития демонстрирует ошибочность либерального подхода к экономическому развитию и актуализирует значимость внимания различных профессиональных кругов к природе, роли, месту, целям, задачам промышленной политики как важнейшему инструменту в «руках государства» по возрождению национальных производительных сил и выведению их потенциала на ведущие мировые позиции в целях обеспечения экономической безопасности страны.

В настоящее время среди отечественных ученых – экономистов достаточно серьезное внимание уделено вопросу реализации государственной промышленной политики.

Встречается много различных подходов к идентификации ее природы, форм и методов реализации в условиях российской экономики. Особый интерес представляют работы сотрудников РАН, исследовавших вопросы реализации промышленной политики: Татаркина А. И.[1], Романовой О.А., Шеломенцева А.Г., Чененова Р.И.[2], Тоскунина В.Э., Пыткина А.Н.[3], Пилипенко Е. В.[4]

Приведенный выше далеко не полный перечень выдающихся экономистов России, позволяет говорить о том, что вопросу реализации промышленной политики сегодня уделяется крайне пристальное внимание со стороны научного сообщества. Однако большой диапазон взглядов, что несомненно является положительным моментом, на природу, субъектов и объектов, инструменты, формы осуществления промышленной политики, не позволяют выработать консолидированного мнения о перспективах ее реализации и тем самым донести до экономических властей жестко обоснованную и выверенную программу стратегических и тактических мер.

Таким образом, цель данной курсовой работы – изучить опыт промышленной политики в разных странах.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности промышленной политики России.

2. Изучить особенности промышленности России и зарубежных стран.

3. Охарактеризовать крупнейшие высокотехнологичные промышленные компании.


Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Особенности промышленной политики России

1.1. Понятие и объекты государственной промышленной политики

Весьма активно в дискуссионное поле вошел проект реиндустриализации экономики России. В ряде научных работ данный проект именуется как стратегия, изредка в качестве политики. А. И. Татаркин определяет промышленную политику как составную часть стратегии общественного развития[5]. Ф.Ф. Рыбаков, напротив, указывает на то, что промышленная политика имеет стратегическую и тактическую составляющие[6]. Отдельно выделяется «институцианализированное знание» о государственной промышленной политике, что выражается в ФЗ «О государственной промышленной политике», а также в различных документах стратегического планирования, которые в целом представляют собой свод законов, норм и правил в отношении траектории развития и методов достижения целей.

Так, принятый в декабре 2014 г. ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определяет промышленную политику как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции»[7].

Набор ключевых позиций, рассмотренных в законе регламентируют общие правила игры между государством и субъектами, основная хозяйственная практика которых связана с промышленным производством или воспроизводством промышленного потенциала отрасли, принципы их взаимодействия.

Проекта «реиндустриализации» как документа стратегического планирования не существует. Тем не менее, различными учеными в настоящее время данный вопрос активно прорабатывается, более того, различными деловыми кругами предпринимаются попытки институционализировать отдельные результаты научных изысканий в форме рекомендаций, стратегии и др.

Выделяют различные объекты реиндустриальных преобразований:


1) НБИКС – технологии. Государство должно обеспечить условия для воспроизводства технологий 5–6 укладов.

2) ИКТ и станкостроение.

3) Машиностроение.

4) Старопромышленное производство (металлургия, химическое производство, электроэнергетика и т.д.)[8].

Поддержка данных отраслей рассматривается как точки роста всей экономической системы.

В нижеприведенном рисунке отображена матрица промышленной политики, сгруппированная по двум критериям: стратегической значимости и вкладу в экономический рост страны различных отраслей промышленности (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Матрица государственной промышленной политики

Из матрицы видно, что в реализации промышленной политики, государством металлургическому производству отводится важнейшая роль, поскольку она вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие, экономический рост, следовательно, и в экономическую безопасность страны. Данная матрица отражает текущее отношение и видение отраслевым государственным аппаратом (Минпромторгом) роли в стратегическом развитии различных отраслей народного хозяйства. На сегодняшний день в научных и политических кругах проходят острые дискуссии в отношении необходимости реструктуризации экономики России. Акцент в основном ставится на том, что в российской экономике высок уровень сырьевой специализации, в связи с чем актуальность пересмотра, казалось бы, представленной выше матрицы достаточно высока[9].

Однако, хочется привести цитату из выступления А. Д. Никипелова на Абалкинских чтениях в декабре 2013 г .:«Сегодня рассуждения по поводу так называемого «ресурсного проклятия» вошли в моду, с их помощью пытаются обосновать чуть ли не все наши экономические неурядицы … Разве может функционировать экономика без сырья и энергоносителей? И разве имеет право на существование экономическая система, в которой производство важного для всех продукта становится основой для огромных проблем? … В добыче нефти, переработке нефти используются самые современные технологии, это высокотехнологичные виды деятельности. Бесконечные стенания о «топливно-сырьевой игле» никуда, кроме тупика, привести не могут»[10]. В статье «Нам нужна новая экономика» В.В. Путин отметил: «…Готовы ли мы рисковать своей экономикой ради чистоты экономической теории?»[11]. Санкционная политика против России, международные политические противоречия, войны не могут не указывать на мысль о том, что происходит мировая борьба за разделение рынков и доступа к природным ресурсам. Поэтому вся риторика в отношении перспективности «постиндустриального мифа» в противовесе стратегической неактуальности материального базиса, сформированного в период существования в нашей стране плановой экономической системы, пуста и опасна. Экологически грязное, вредное, порождающее массу противоречий в экономическом развитии металлургическое, нефтехимическое производства – это наиболее важные факторы экономической, социальной, политической безопасности России на современном историческом этапе. Пределы развития и роста этих отраслей нами не достигнуты, следовательно, простор для технологического перевооружения, роста интеллектуализации производственных процессов, выстраивания глобальных производственных цепей – предстоящая задача.


1.2. Промышленный потенциал отечественной экономики

Рассматривая проблему импортозамещения, следует обратить особое внимание на промышленный потенциал отечественной экономики[12]. Ситуация в вопросе производственного потенциала РФ близка к катастрофической, так как степень износа основных фондов постоянно растет и в 2015 году составила 48,2 %.

Таблица 1.1

Степень износа основных фондов в Российской Федерации[13]

На основе анализа структуры инвестиций в нефинансовые активы, можно сделать вывод, что большая масса инвестиций направляется в основной капитал (97,7 %), а на суммарные инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и затраты на НИОКР приходится около 2 %. Такая структура инвестиций говорит о невозможности инновацион-ного развития экономики России в будущем.

Таблица 1.2

Структура инвестиций в нефинансовые активы[14]

По данным Росстата, в 2015 г. в экономику России было вложено инвестиций в основной капитал 13 897,2 млрд руб. по полному кругу организаций, включая объёмы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

Но в структуре вложений преобладают пассивные основные фонды: жилища, здания и сооружения – 56,4 %, против 34,7 % – машины, оборудование, транспортные средства.

При этом доля машин и оборудования с каждым годом уменьшается. Такая структура не способствует ускорению экономического роста[15], и говорит о неудовлетворительной структуре инвестирования.

Таблица 1.3

Видовая структура инвестиций в основной капитал[16]

В России доля инвестиций, направленных на модернизацию и реконструкцию почти равна доли инвестиций, направляемых на приобретение основных средств и составляет около 20 %. Задача повышения технического уровня средств производства в РФ является второстепенной[17]. Из-за устаревания действующих основных фондов чрезмерно разрослась сфера модернизации и реконструкции. Её величина незначительно меньше объёма приобретения новых основных средств.


Таблица 1.4

Направления инвестиций в основной капитал[18]

Таким образом, производственный потенциал экономики, лежащий в основе импортозамещения, с каждым годом падает. Ухудшается структура производственных фондов – падение величины активной части и увеличение пассивной части. В итоге импортозамещение так и остается нерешенной проблемой.

Следует отметить, что очень важным фактором успешной реализации промышленной политики является выделение приоритетных производств[19]. Если принимается во внимание интенсивный путь экономического развития, то необходимо учитывать базовые экономические законы[20]. Интенсивный путь развития предполагает внедрение новых техники и технологий. Рыночным стимулом закупки новой техники является уровень цен на ресурсы труда и капитала. Если труд относительно дешев, то он замещает капитал. И наоборот, если труд дорог, то он замещается капиталом. В условиях относительно низкого уровня заработной платы у предприятий нет стимула закупать новую технику.

Другой серьёзной проблемой являются производственные условия ведения бизнеса ввиду высоких относительных цен на электроэнергию[21]. В 2015 году средние экспортные цены на электроэнергию составили 53 969 долл. за 1 млн кВт/ч. При условии сохранения цены на этом уровне при курсе рубля к доллару США на уровне 60 рублей цена электроэнергии для иностранных потребителей составляет 3,2 рублей за кВт, а это существенно ниже среднего тарифа для российских юридических лиц. Для примера в 2016 году средний тариф в Москве для юридических лиц составил 5,38 руб. кВт/ч.

Одним из крупных импортеров электроэнергии из России является Китай. Он же является одним из конкурентов-лидеров в производстве промышленной продукции[22]. Описанные рыночные условия делают невозможным конкуренцию в обрабатывающей промышленности, так как обрабатывающий станок существенно дешевле разместить на территории Китая.

В последние десятилетия изменилась структура производственных цепочек создания отечественных товаров в сторону все большего замещения отечественных составляющих товара иностранными аналогами (материалами, узлами, агрегатами), а также использованием западных технологий производства. Растет величина добавленной стоимости конечного товара, тесно связанная с колебанием курса национальной валюты, что сказывается на цене реализации товара[23]. Таким образом, практически не работает механизм девальвации рубля как стимул экономического развития и импортозамещения. Падение курса национальной валюты не приводит к замещающему эффекту, так как растут издержки на импортные составляющие, увеличивая общий уровень затрат, что является причиной роста цены конечной продукции. Таким образом, вырас-тающая цена иностранного товара-аналога из-за изменяющегося курса национальной валюты не позволяет от него отказаться в пользу отечественного товара.