Файл: «Сетевые формы организации бизнеса. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из отличительных особенностей процессов концентрации в системе внутрирегиональных потребительских рынков заключается в том, что они начались немного позднее, чем в банковской сфере и промышленности.

Эксперты выделяют следующие основные показатели концентрации капитала и организационных структур потребительского рынка:

1. Распространение новых типов крупных предприятий, например супермаркетов, торгово-развлекательных центров, гостинично-оздоровительных комплексов, оптовых продовольственных рынков и т. п.;

2. Увеличение размеров традиционных типов предприятий, например гостиниц, универмагов, предприятий оптовой торговли и общественного питания;

3. Средний годовой оборот одного предприятия;

4. Среднегодовую стоимость собственного капитала предприятия;

5. Среднегодовую численность работников предприятия.

Концентрация капитала и создание сетевых компаний на потребительском рынке России реализуется по сценарию, максимально похожему на сценарий в развитых странах. Изначально создаются сети в розничной торговле, объединяясь при этом с оптовой торговлей, затем в общественном питании, а уже на следующих этапах появляются сетевые предприятия сферы услуг.

Необходимо отметить, что сетевые процессы организации бизнеса на региональных потребительских рынках в отрасли общественного питания немного отстают в развитии, по сравнении с розничной торговлей. Общее количество сетей в данной отрасли на рынке России около 450, однако, они не такие крупные, как розничные сети, а их общий годовой оборот составляет не более 40 % от совокупного оборота рынка.

2.2 Особенности осуществления экспансии международных сетевых компаний на российском потребительском рынке.

В современных условиях небольшие региональные потребительские рынки в достаточно сильной степени испытывают влияние крупных сетевых торговых компаний. Только за последние несколько лет доля этих компаний увеличилась более чем в два раза по регионам России. Экспансия крупных сетевых компаний значительно повлияла на структуру регионального рынка. А также на развитие его инфраструктуры и локализацию сервисных зон. В значительной мере на развитие крупного сетевого бизнеса повлияла тенденция концентрации капитала в торговой сфере, которая имеет место в России с середины 90-х годов.

Развитие крупнейших торговых сетей основано на эффекте масштаба, позволяющего снижать издержки торговой деятельности посредством увеличения торгового оборота, а также снижать розничные цены, расширяя при этом диапазон потребительского спроса, с привлечением значительного количества потребителей различных сегментов и групп населения с различными уровнями дохода.


Кроме того, развитию сетевого торгового бизнеса способствует присутствие крупных иностранных торговых корпораций, которые в последние время все больше охватывают региональные рынки. С вступлением России во Всемирную торговую организацию такие тенденции будут только усиливаться, охватывая даже отдаленные регионы России.

Экспансия международных сетевых компаний неминуемо приводит к структурной трансформации регионального потребительского рынка, изменяя характер зависимости центральных и периферийных потребительских рынков. Кроме того, еще одними особенностями современного периода является вытеснение мелких и средних торговых предприятий с регионального рынка.

В дальнейшем наблюдается укрупнение сетевых компаний за счет слияний, образования ассоциаций и расширения филиальной сети. Среди разнообразия сетевых компаний по формату торговли, масштабу и особенностям территориального расположения, наиболее серьезное влияние на региональные потребительские рынки оказывают именно крупные компании. Кроме того, наблюдается процесс вытеснения отечественных сетей зарубежными.

Международная экспансия является главной стратегией развития международных ритейлеров. За последние 2 года около 40 % международных сетей открыли новые магазины по всему миру. Наибольшую активность демонстрируют сети Северной Америки – 2,6 % роста присутствия, тогда как европейские и азиатские ритейлеры показали рост в 1,8 %. По данным исследования компании «РосБизнесКонсалтинг» - розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) 2011- доля сетевой продовольственной розницы в 2014 году составила 31,2 % совокупного оборота розничной торговли продовольственными товарами, увеличившись по сравнению с результатами 2013 года. Необходимо отметить, что уровень проникновения организованной торговли оказался несколько ниже прогнозируемых значений (28–29 %).

Необходимо подчеркнуть, что развитие розничных сетей в 2014 г. могло быть более динамичным, если бы не замедлившиеся темпы строительства торговой недвижимости и дефицит подходящих площадей затормозили развитие розничных компаний.

В 2013 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 18 % общего объема оборота розничной торговли (в июне 2012 г. – 17,1 %). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 21,5 %.

Несмотря на растущую конкуренцию на рынке России, тем не менее он является одним из наиболее привлекательных для крупных глобальных розничных сетей из-за высоких темпов роста и большому потенциалу. В сравнении со странами Европы и США показатели торговых площадей на человека в России являются очень низкими. Уровень концентрации в сфере розничной торговли все еще очень невысок. Многие розничные сети Западной Европы, направили свой взгляд в сторону развивающихся рынков, в их число входит и рынок России[13]. В настоящее время ключевыми игроками отечественного рынка являются такие компании как «Metro Group», «AVA», «Stockmann», «Intidex», «Auchan», «IKEA» и другие. В общей сложности в России представлено 41,2 % международных розничных сетей; в рейтинге городов Москва сохраняет за собой 7-е место: в российской столице работают 39,9 % от общего числа всех международных ритейлеров. В рейтинге наиболее привлекательных городов Европы Москва входит в пятерку лидеров, занимая 4-е место. Лидерами рейтинга является Лондон Париж и Мадрид. Санкт-Петербург занял 58-е место.


Среди продовольственных транснациональных сетей отдельно следует выделить ООО «АШАН». Данная компания входит в число наиболее крупных розничных сетей, и ведет свою деятельность в России с 2002 года. Всего в России существует 150 гипермаркетов этой французской компании При этом, годовой оборот компании составил за последний год - 49,5 млрд евро. Компания проводит активную конкурентную политику, которая предполагает установление низких цен благодаря сотрудничеству ритейлера с местными производителями и поставщиками, с ними подписываются крупные контракты. Основными форматами компании «Auchan» являются гипермаркеты «Auchan», супермаркеты «Atac», Immochan (осуществляет управление коммерческой недвижимостью), а также Banque Accord (представляет)розничный банковский бизнес.

Другим ключевым западноевропейским игроком на отечественно рынке ритейла является ООО «МЕТРО Кэш энд Керри». Это торговое подразделение немецкого холдинга «METRO Group», одной из ведущих международных компаний. Старт проекта «METRO Cash & Carry» в России был дан 1 ноября 2000 года. Всего в России работает 67 торговых центров «Metro Cash & Carry».

Эксперты, проводя анализ развития крупных сетевых компаний на российском потребительском рынке, выделяют следующие этапы их развития.

1 С 1992 года по 2000 год. В этот период происходило формирование отечественных крупных сетевых компаний, которые первоначально располагались преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Продажи сетевых компаний в то время на региональных потребительских рынках была незначительной.

2 В период первого десятилетия 21 века (2000–2010 годы) наблюдается увеличение доли в общем обороте розничного рынка России сетевых компаний. Происходит активная экспансия сетевых компаний на региональные рынки страны и вытеснение мелких торговых фирм и стихийных точек торговли.

3 С 2010 года по настоящее время. Происходит рост экспансии сетевых компаний на региональные рынки, которая приводит к их дальнейшей трансформации. Наблюдается увеличение доли зарубежных сетевых компаний, а также расширение форматов сетевой организации регионального потребительского рынка.

Как видно из анализа этапов, развитие крупных сетевых компаний в России связано с увеличившейся долей присутствия иностранных компаний и ростом концентрации торгового капитала. Если выделенном этапе наблюдается рост за счет собственного имманентного накопления капитала торговой компании, то на последующих этапах наблюдается рост капитала сетевых компаний за счет слияний и поглощений, а также образования сетевых ассоциаций. Эволюция развития сетевых форм организации потребительского рынка отражается в развитии основных форматов тех магазинов, которые входят в сети.


На настоящий момент в розничной торговле России можно выделить пять современных форматов магазинов:

– гипермаркет и «Cash & Carry»;

– мегамаркет и супермаркет;

– дискаунтер;

– «магазин у дома»;

– специализированный магазин.

На каждом этапе эволюции сетевых форм торговли в России можно выделить одну или две доминирующие формы. Если на первом этапе развития это супермаркет, то на современном этапе эволюции такими формами являются гипермаркет и дискаунтер, которые дополняют друг друга. По нашему мнению, это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь Интернета, а также возможностями по организации дистанционной торговли по использованию населением личного автотранспорта, что делает максимально доступными гипермаркеты, которые в большинстве своем располагаются недалеко от удобных транспортных развязок на окраинах городов.

Необходимо отметить, что цикл эволюции форматов сетевой торговли в России является более коротким, чем в европейских странах. Это объясняется тем, что в мире накоплен значительный объем знаний в розничных продажах, есть много удачных примеров организации практики ритейла, которые активно применяются ведущими отечественными предпринимателями.

На настоящий момент, гипермаркеты – это единственный формат, в котором зарубежные компании конкурируют с отечественными компаниями. Данный формат признан российскими и западными компаниями наиболее оптимальным для проведения региональной экспансии. Строительство гипермаркета в регионе позволяет сразу занять значительную долю рынка, при этом нет прямой конкуренции с местными компаниями, работающими в основном в форматах супермаркетов и дискаунтеров.

Супермаркет был первым форматом на российском рынке продовольственного ритейла, с которого начинается развитие работы сетей в России. Практически до последнего времени супермаркеты, несмотря на постепенное сокращение доли формата, сохраняли свое положение на рынке. Доминирование супермаркетов соответствует начальной стадии развития организованной розницы. Затем, по мере развития рынка на первый план выходят другие форматы торговли.

Тенденция роста формата дискаунтера появилась в конце 2008 года. На настоящий момент она становится все более выраженной - появляются даже гипермаркеты дисконтного типа. Рост продаж дискаунтеров в мире значительно превосходит темпы роста торговых точек, количество которых за последние пять лет возросло на 36 %, что является итогом продуманной ассортиментной политики. Повышенный спрос на товары под собственной маркой стимулировал ритейлеров наращивать количество позиций данной продукции. Норма для европейского дискаунтера – 50-60 %. Например, немецкая «Metro Group» в каждой стране ведет свою политику по собственным торговым маркам - в Британии на них приходится 30 % оборота, а в России ее собственные марки приносят лишь 7 % выручки.


Необходимо также отметить, что экспансия сетевых компаний обычно начинается со столичных городов из-за высокой плотности населения и высокой концентрации спроса. Еще одна причина - развитая информационная и транспортная инфраструктура. Далее сети продолжают свой путь в регион, что можно наблюдать в регионах нашей страны и в настоящее время.

Вместе с тем, серьезная доля сетевых компаний по-прежнему остается в крупных городах (Санкт-Петербурге и Москве), например сетевая компания «Real» (полное название ООО «Реал-Гипермаркет», является российским подразделением немецкой сети гипермаркетов «Real»). Данная сеть была образована в 1992 г. и представлена в шести странах Европы: в Германии, Польше, Румынии, Турции, России и Украине. Далее кратко приведем основные даты развития сети в мире.

1997 г. – выход на рынок в Польше;

1998 г. – выход на рынок в Турции;

2005 г. – выход на рынок в России;

2006 г. – выход на рынок в Румынии и приобретение французской сети «Geant» в Польше;

2007 г. – открытие штаб-квартиры на Украине;

2009 г. – открытие первого гипермаркета в Одессе;

2010 г. – открытие гипермаркета в п. Андреевке Московской области (на границе с Зеленоградом);

2011 г. – открытие гипермаркета в Ижевске и Москве (Щелковское шоссе, 100, ТЦ «Щелково»);

2012 г. – cеть «Real» была продана группе «Ашан» (Франция).

Первый гипермаркет сети «Real» в России был открыт в июле 2005 г. в Москве. 17 магазинов было открыто к 2012 г., четыре из которых функционируют в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Тольятти, Нижнем Новгороде, Ярославле, Волгограде, Липецке, Иваново, Тамбове, Ростове-на-Дону, Зеленограде. Ижевске. В Казани и Тольятти гипермаркеты «Реал» «встроены» в моллы «Парк Хаус».

Как видно из представленных примеров, экспансия крупнейших мировых торговых сетей в России начинается именно с крупных городов, это Москва и Санкт-Петербург, постепенно переходя на более отдаленные регионы. При этом, подавляющая часть магазинов и концентрация торгового капитала остается в крупных городах, там же обычно располагается и их штаб-квартира. Поэтому эксперты говорят о центрально-радиальной схеме территориального размещения сетевых компаний на территории России. Почти все зарубежные сети имеют стратегическое «ядро» в Москве, а так называемые опорные узлы в крупных городах.

В числе основных причин экспансии розничных сетей на региональные потребительские рынки эксперты называют величину доходов жителей регионов и наличие подходящих площадей под магазины, степень развития транспортной инфраструктуры. Наиболее привлекательными для компаний сетевой торговли являются регионы с высоким уровнем оборота розничной торговли на душу населения и высокими показателями товарооборота на потребительском рынке. Это служит основанием для планирования высоких показателей выручки в ближайшее после запуска сети время. Поэтому, как уже было выше отмечено, наибольшая концентрация сетевой торговли в РФ приходится на столицы, крупные населенные пункты, административные центры. В последние годы торговые и торгово-развлекательные центры мировых брендов появились практически во всех крупных городах России.