Файл: Основания для проведения оперативно розыскных мероприятий (Наличие возбужденного уголовного дела – наиболее общее основание для проведения ОРМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вне пределов административных зданий территориальных органов внутренних дел или в административных зданиях территориальных органов внутренних дел, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация:

– дата и время поступления заявления (сообщения);

– фамилия, имя и отчество заявителя;

– адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя;

– форма фиксации заявления (сообщения) (письменное заявление, протокол явки с повинной и другие).

В случае если по объективным причинам у сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, отсутствует возможность сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого заявления и сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган внутренних дел. При этом указанный сотрудник обязан принять меры к незамедлительной передаче сообщения либо подлинника заявления в дежурную часть.[5]

Письменное заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с ч. ч. 1 – 3 ст. 141, ст. ст. 142 и 143 УПК РФ.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Устное сообщение о ранее не зарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.


Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с ч. 5 ст. 141 и ст. 143 УПК РФ.

Сообщения о преступлении, об административном правонарушении, поступившие по телефону доверия, входящему в систему горячей линии МВД России по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в соответствии с Приказом МВД РФ от 22.08.2012 № 808 «О создании системы «горячей линии МВД России» регистрируются в журнале учета сообщений, поступивших по телефону доверия, оформляются рапортом, который регистрируется в КУСП.

Сообщения, не содержащие фамилии заявителя, а также почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ, рапортом не оформляются.

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.[6]

В КУСП отражаются следующие сведения:

– порядковый номер, присвоенный зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– дата, время и форма поступления заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– данные о сотруднике органов внутренних дел, принявшем заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– данные о заявителе;

– регистрационный номер талона-уведомления, выданного заявителю (в случае выдачи);

– краткое содержание заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– данные о руководителе, которому доложено о заявлении (сообщении) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– результаты работы следственно-оперативной группы, дежурного наряда (сотрудника) на месте совершения преступления, административного правонарушения, месте происшествия;

– данные о руководителе, поручившем проверку заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии;

– данные о сотруднике органов внутренних дел, которому поручена проверка заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, его подпись, дата и время получения;


– срок проверки, установленный руководителем, и срок, в который рассмотрено заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, данные о должностных лицах, продливших срок проверки;

– результаты рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

КУСП является документом строгой отчетности, оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, а также инструкцией по делопроизводству, согласованной в Росархивом.

Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод.

Действием всегда является волевое, активное поведение человека. Что касается события, то под ним понимается естественное, природное явление, а также явление техногенного характера, протекающее помимо воли людей (сход селевого потока, оползень, обрушение жилого дома и т.д.).

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать в первую очередь постановление органа дознания, судьи или следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Сведения о разыскиваемых лицах могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск, то это следует рассматривать как основание для проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий.[7]

Сведения о разыскиваемых лицах могут быть получены также из конфиденциальных источников, однако в таких случаях информация требует проверки.


Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов является отдельным основанием для проведения ОРМ.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам оперативных аппаратов, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные меры.

Сведения об обнаружении неопознанных трупов также рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти. Заключение о причине смерти выносится судебно-медицинским экспертом на основании проведенного исследования.

Поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, органом дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 41, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению.

Необходимо обратить внимание, что ранее, до внесения изменений в данную статью Федеральным законом от 05.04.2013 № 53-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», вступившим в силу с 19.04.2013, поручения дознавателя не могли являться основаниями для проведения ОРМ.В настоящее время, в соответствии с указанными изменениями, а также с соответствующими изменениями, внесенными в УПК РФ, дознаватель вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.


1.3. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанные в п.п. 3-7 ч. 1 статьи 7 Закона об ОРД

Основанием для проведения ОРМ согласно п. 3 ч. 1 статьи 7 Закона обОРД являются также определение суда по делам, находящимся в его производстве.

Все вышеперечисленные указания и поручения подлежат выполнению, если они сделаны при обязательном соблюдении письменной формы.

Пункт 4 статьи 7 Закона обОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье.

Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок, и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа (например, Государственной противопожарной службы, осуществляющей дознание по делам о пожаре) другому оперативно-розыскному органу.

Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.[8]

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

Пункт 5 ч. 1 статьи 7 Закона об ОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными государственными органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность и их близких.