Файл: Основания для проведения оперативно розыскных мероприятий (Наличие возбужденного уголовного дела – наиболее общее основание для проведения ОРМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, арбитражных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов, а также их близких.

В отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких применение и осуществление мер безопасности возлагается на указанные органы соответственно. В целях обеспечения безопасности защищаемых лиц в данных органах создаются в установленном порядке специальные подразделения.[9]

В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности и оружия, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу (службу), смену места жительства, замену документов, изменение внешности. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом об ОРД.

Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление лица; обращение председателя суда, либо руководителя правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

Принятие решения о применении мер безопасности оформляется мотивированным постановлением с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителю органа государственной охраны, начальнику учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица... При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.


Органы, обеспечивающие безопасность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» представляет собой осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

Государственной защите в соответствии с указанным Законом подлежат потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.[10]

Самостоятельным основанием для проведения ОРМ в соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 7 Закона обОРД являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов закреплено в п. 3 ст. 14 Закона обОРДв качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД.

Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Под запросами правоохранительных органов иностранных государств следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ. Правовой основой исполнения таких запросов является, прежде всего, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22.01.1993, а также ряд соглашений между правоохранительными органами Содружества Независимых Государств.


2. Круг вопросов, которые связаны с проведением оперативно-розыскных мероприятий

Часть 2 статьи 7 Закона обОРД определяет круг вопросов, которые в той или иной мере связаны с регламентацией задач ОРД.

В частности, данной нормой определен круг вопросов, по которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий осуществляют сбор данных, необходимых для принятия решений. Под сбором данных, необходимых для принятия решения, понимается получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности влияет на решение поставленных задач.

Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ.[11]

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а также установлен Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска на основании ст. 24 указанного Закона допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица. При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ, которые в соответствии со ст. 22 названного Закона являются основаниями для отказа в выдаче допуска. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками.


Данные, на основании которых принимается решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении с лицом отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных, достаточных для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается – гласной или негласной. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами.

В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ п. 5 ч. 2 статьи 7 Закона обОРД определил необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее время данному направлению деятельности правоохранительных органов должно быть уделено особое внимание со стороны государства, так как во многом это связано с обостренной коррупционной обстановкой в указанной сфере деятельности.

Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность. Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществлению защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

Также органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. Выдача лицензии на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений.[12]

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решения о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.


Ст. 7 Закона об ОРД дополнена указанной нормой в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2013 № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 14.11.2013.

Соответствующие изменения также внесены в Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Так, в частности, ст. 18 указанного законодательного акта дополнена следующими положениями. Во-первых, законом установлено, что возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Во-вторых, законодателем определено, что на требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления. В-третьих, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий противодействие терроризму и уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, и проводить проверку на предмет достоверности этих сведений, а указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения.

Право истребовать указанные сведения действует только в отношении денег, ценностей, иного имущества и доходов, которые были получены не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности.

В случае отсутствия достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них соответствующие материалы направляются в органы прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении указанных материалов в гражданско-процессуальном порядке обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.[13]