Файл: Основания для проведения оперативно розыскных мероприятий (Наличие возбужденного уголовного дела – наиболее общее основание для проведения ОРМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что совершенствование оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Важнейшими структурными элементами оперативно-розыскной деятельности выступают оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ).

Термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД), других федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Однако законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других юридических терминов.

К сожалению, по рассматриваемому вопросу нет достаточной ясности и точности в юридической литературе. Это обстоятельство не может не отразиться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ. С учетом того, что ОРМ в Российской Федерации полномочны осуществлять различные правоохранительные органы и спецслужбы, проблема единообразного понимания и толкования ОРМ и, следовательно, законности оперативно-розыскной деятельности перестает быть сугубо научной. Она актуальна не только для конкретного оперативного работника, но также для каждого, кто вольно или невольно вовлечен в сферу функционирования оперативно-розыскных органов, кто становится субъектом оперативно-розыскных правоотношений.

Выделение и изучение ОРМ как определенного комплекса действий в системе ОРД обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач ОРД.

Поэтому можно с уверенностью говорить о непосредственном и существенном влиянии на эффективность ОРД широкого и правильного применения разрабатываемых теорией ОРД рекомендаций по проведению ОРМ, а также необходимости использования в ходе их осуществления накопленного практического опыта и современных достижений науки и техники.

Объектом курсовой работы являются общественные правоотношения в области ОРД.

Предметом курсовой работы является практическая деятельность по применению норм права органами, осуществляющими ОРД.

Цель курсовой работы – рассмотреть основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Задачи исследования:

– привести перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

– осветить круг вопросов, которые связаны с проведением оперативно-розыскных мероприятий.

Методологическую основу исследования данной работы составляют общенаучные методы познания: структурный, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Наличие возбужденного уголовного дела – наиболее общее основание для проведения ОРМ

Под возбуждением уголовного дела как уголовно-процессуальным институтом предлагается понимать совокупность процессуальных норм, регулирующих процессуальные действия органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанные с началом уголовного судопроизводства.

Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, задача которой заключается в определении (при появлении сообщения о преступлении) возможности начать производство по уголовному делу.[1]

В качестве общих условий стадии возбуждения уголовного дела целесообразно рассматривать следующие правила:

1) возбуждение уголовных дел возложено на определенные уголовно-процессуальным законом органы и должностные лица, которые обязаны действовать в пределах установленной законом компетенции (дознаватель, орган дознания, следователь);

2) начало стадии возбуждения уголовного дела – момент получения заявления или сообщения о преступлении, но не момент официальной фиксации сообщения дознавателем или следователем;

3) стадия завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении;

4) запрещение применения мер уголовно-процессуального принуждения, а также производства следственных действий, за исключением осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения судебной экспертизы;


5) использование административных и оперативно-розыскных мер как средств проверки сообщений о преступлениях;

6) принятие решения о возбуждении уголовного дела возможно при наличии повода для возбуждения дела и отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела (указанных в ст. 24 УПК РФ).

Наличие стадии возбуждения уголовного дела (в том виде, в котором она сейчас существует) приводит к увеличению времени, отделяющего возбуждение уголовного дела от совершения преступления. В свою очередь, это может повлечь утрату доказательств, дает возможность виновному скрыться, создать ложное алиби, что не только затягивает сроки расследования, усложняет раскрытие преступления, но и в ряде случаев может сделать его невозможным.

Вместо словосочетания «повод для возбуждения уголовного дела» целесообразно использовать словосочетание «повод для начала уголовного судопроизводства» (от «начать» – «приступить к какому-нибудь действию»), поскольку: во-первых, слово «повод» означает «обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь» – следовательно, термины «повод» и «основание» являются синонимами; во-вторых, появление сообщения о преступлении (повода) может повлечь как возбуждение уголовного дела, так и отказ в его возбуждении.[2]

В уголовно-процессуальном законодательстве необходимо предусмотреть возможность проведения до возбуждения уголовного дела любых следственных действий в случаях, когда иным образом (без их производства) невозможно принять решение о наличии или отсутствии основания для возбуждения дела.

Под возбуждением уголовного дела как процессуальным актом предлагается понимать имеющий юридическое значение документ, оформляющий решение государственных органов или волеизъявление пострадавшего (по делам частного обвинения) начать производство по уголовному делу.

Помимо возбужденного уголовного дела основанием для проведения ОРМ может быть поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и, в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Закон обОРД (п. 1 ч. 1 ст. 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия предусматривает опрос.

В ходе опроса может быть собрана устная информация о преступлении и лице, его совершившем, у широкого круга лиц дающих эту информацию. Результаты опроса отражаются в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа. Таким образом, возможно решение основной задачи проверки сообщения – установление наличия или отсутствия признаков состава преступления.

1.2. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанные в п. 2 ч. 1 статьи 7 Закона об ОРД

В п. 2 ч. 1 статьи 7 Закона обОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрено получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Под противоправным деянием в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.

Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утверждена Приказом МВД РФ от 29.08.2014 № 736.

Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.[3]

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях – получение заявлений и сообщений сотрудником органов внутренних дел, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД РФ либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия. Под регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях понимается присвоение каждому принятому (полученному) заявлению, сообщению очередного порядкового номера книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее также – КУСП) и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).


Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии – проверка фактов, изложенных в зарегистрированных заявлениях и сообщениях уполномоченным должностным лицом территориального органа внутренних дел, и принятие в пределах его компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД РФ.[4]

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД РФ (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа с ними ведется как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД РФ, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД РФ, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД РФ в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП.

Сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается принимать и учитывать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поданные в территориальный орган внутренних дел непосредственно заявителем или лицом, представляющим его интересы.