Файл: Нотариальные действия (Организация нотариата и нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что правовое регулирование статуса нотариуса, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц — основной функции института российского нотариата.

Действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в 1993 г., уже не отвечают стандартам закрепления статуса нотариуса как высококвалифицированного независимого профессионала в сфере права, деятельность которого в сфере бесспорной юрисдикции направлена на защиту субъективных прав граждан.

Российская Федерация является правовым государством, устанавливающим высокие требования к обеспечению законности правоотношений в области гражданского оборота, защиты собственности, обеспечения наследственных и семейных прав.

Только нотариус, обладающих широким кругом предоставленных ему законом прав, обеспеченных адекватными организационными, материальными, судебными гарантиями, способен надлежащим образом осуществлять публичную деятельность по защите прав и свобод граждан и юридических лиц, нести ответственность за исполнение своих обязанностей, формировать положительное общественное мнение в отношении оценки эффективности нотариальной защиты.

Институт нотариата в правовом государстве исторически призван занимать важное место в обеспечении режима законности и правопорядка. Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров.

Современный же российский нотариат, лишенный правовой основы деятельности, отвечающей указанным критериям, не обладает достаточно широкими полномочиями для осуществления полноценной и эффективной защиты субъективных прав.

Эти обстоятельства настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.


Отдельные непоследовательные попытки урегулировать некоторые вопросы нотариальной деятельности, например, регулирование Налоговым кодексом вопросов взимания государственной пошлины за совершение нотариальных действий, не способны кардинально решить проблему. Необходимо скорейшее принятие комплексного нормативного правового акта по вопросам нотариата, и на основании такого акта — развитие в полном соответствии с ним налогового, гражданского, наследственного законодательства, касающегося вопросов осуществления нотариальной деятельности. И не наоборот.

Несмотря на значительное число научных работ, посвященных проблемам нотариата, появившихся в последнее время, статус нотариуса, осуществляющего деятельность по защите субъективных прав граждан и юридических лиц, является недостаточно исследованным и требующим дальнейшей разработки.

  1. Нотариат и нормы права

Природа нотариата имеет сложный характер. Если рассматривать его как определенную подсистему, то в ней можно условно выделить две специфические части - государственные нотариусы (государственный нотариат) и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частный, свободный нотариат). Этот вопрос анализировался в предыдущем параграфе, поэтому следует подчеркнуть только основной момент: нотариат в целом, как явление, институт, имеет двойственную природу, отличается наличием черт государственно-властной структуры и одновременно развитием самоуправленческих свободных начал, принципов, повышением удельного веса нотариусов, занимающихся частной практикой, появлением нотариальных палат, не являющихся государственным структурами[1].

Таким образом, в правоохранительном блоке, занимающем видное место в системе государственного управления, выделяются различные составные части, подсистемы, которые являются связующими, промежуточными звеньями между субъектами управляющей подсистемы высшего порядка и объектами управляемой подсистемы низшего порядка, то есть как бы передаточным механизмом, осуществляющим управленческое воздействие. Каждая из 13 подсистем, в том числе и нотариальная подсистема, обладает существенной спецификой с точки зрения природы и характера, входящих в нее органов и звеньев, их места, функций и форм деятельности[2].

Как звено системы государственного управления, нотариат:


во-первых, является ее составной частью, входя в правоохранительный блок этой системы;

во-вторых, выполняет самостоятельные функции и играет специфическую роль, будучи частью названного блока и в то же время в целом относительно самостоятельным элементом указанной системы

Нотариат представляет собой правовой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий, в соответствии с ч.1 ст.48 Конституции Российской Федерации. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственных власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости[3].

С началом преобразований в Российской Федерации, реформирование отношений собственности, построением гражданского общества сущность нотариата и его место в правовой системе страны коренным образом изменяются. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в 1993г., приблизили систему нотариата России к мировому стандарту либерального нотариата, существующего в форме свободной профессии; нотариусы осуществляют свою деятельность на принципах независимости и беспристрастности и несут ответственность за свою деятельность[4].

Принципиальное значение для становления нотариата в России на современном этапе имеют положения ныне действующей Конституции Российской Федерации, которая определяет, что право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч.1 ст. 1 Основ делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций – защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.


Статья 48 Конституции РФ закрепляет одну из центральных по значимости норм для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, осуществляющих отдельные полномочия по реализации публично-правовой функции государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц[5].

Нотариат выполняет строго определенный, установленный в законодательном порядке вид деятельности — нотариальную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. (Приложение А)

Публичная по характеру нотариальная деятельность осуществляется в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет его недействительность.

Нотариальная деятельность в Российской Федерации осуществляется:

- нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах;

- нотариусами, занимающимися частной практикой;

- должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение нотариальных действий;

- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации на территории других государств[6].

До судебной реформы начала 90-х годов XX века место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Н.Б.Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права.

Н.Б.Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права не только деятельность суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев.

Нотариат традиционно включается также и в предмет гражданского процессуального права как учебной дисциплины, поскольку другое место среди учебных дисциплин ему найти сложно.

В настоящее время, согласно ст. 10 Конституции России государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли возможно. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок[7].


Существует и другая крайняя точка зрения о месте нотариата в правовой системе России. Ряд авторов полагает, что органы нотариата занимаются нотариальным обслуживанием граждан и юридических лиц, либо юридическим обслуживанием. Такое суждение сомнительно, поскольку на всех этапах совершения нотариального действия, в том числе и при даче правовых консультаций, нотариус действует в рамках нотариального производства, его взаимоотношения с обратившимися за совершением нотариального действиями лицами имеют не частноправовую, а публично-правовую основу[8].

Безусловно, нотариус действует по просьбе заинтересованных физических или юридических лиц, но последние обязаны также и в силу закона обращаться к нотариусу, который, в свою очередь, не вправе отказать им в совершении законных действий. Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат. В отличие от других субъектов, оказывающих правовую помощь (част- но практикующих юристов), деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательством. Согласно ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. В рамках действующей правовой системы России именно на адвокатуру и нотариат возложены функции по оказанию бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению[9].

Говоря об источниках права касающихся нотариальной деятельности, определим, что в нее входит:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Постановления Конституционного суда Российской Федерации.
  3. Международные источники (международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права).
  4. Федеральное законодательство (федерально- конституционные и федеральные законы, основы законодательства и т.д.).

К первой группе относятся нормы основ конституционного строя, закрепляющие статус Российской Федерации как правового федеративного социального государства (ст. 1, 7, 71, 72 Конституции Российской Федерации)[10].

Вторая группа норм базируется на закреплении приоритета прав и свобод человека и гражданина, возложив на себя конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан, государство тем самым возлагает на себя другую обязанность – создание соответствующих механизмов. В полном объеме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы. Вторая группа норм и составляет основу второго направления – уяснение места Конституции Российской Федерации в системе источников права, определяющих основы организации и деятельности нотариата. Данная группа норм позволяет через приоритет прав и свобод человека и гражданина логично вывести, что одним из приоритетных направлений из смысла Конституции является закрепление статуса нотариальных органов, именно надлежащие действия нотариуса позволяют осуществить наиболее эффективное обеспечение и защиту важнейших конституционных прав граждан[11].