Файл: Нотариальные действия (Организация нотариата и нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первой группе норм фундаментальное значение имеет положение ст.1 Конституции: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формы правления». Из провозглашения правового характера российского государства вытекает ряд положений, важных для нотариата и нотариальной деятельности.

Вторая группа норм Конституции России как источника нотариального права — это специальные нормы, непосредственно касающиеся нотариата и нотариальной деятельности[12].

Конституция предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Обязанность государства по защите прав и свобод граждан подразумевает и его другую обязанность - обеспечение создания и функционирования соответствующих механизмов. В полном объеме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы. Статья 15 часть 4 Конституции Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[13].

Основная задача нотариата — защита прав и законных интересов граждан — осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., которые имеют общий характер. Непосредственно к регулированию вопросов нотариальной деятельности относится, например, Гаагская Конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Далее, особо необходимо выделить такой самостоятельный источник правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного Суда Российской Федерации[14].

2. Организация нотариата и нотариальной деятельности


Российское государство на современном этапе, в рамках проведения административной реформы, пытается обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования.

«Правовое — конституционно-правовое и административно-правовое обеспечение мероприятий играет ключевую роль в осуществлении административной реформы. Подготовка и принятие нормативных правовых актов — имманентная часть процесса реформирования исполнительной власти, самый необходимый «инструмент» проведения административной реформы»[15].

В рамках проведения административной реформы появился ряд законопроектов и предложений по изменению Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г., которые необходимо совершенствовать, привести в соответствие с Конституцией РФ.

Основы законодательства РФ о нотариате нуждаются в значительной корректировке в вопросах:

а) распределения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ;

б) порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, порядка наделения нотариусов полномочиями;

в) контроля нотариальной деятельности, порядка освобождения нотариуса от его полномочий и других, поскольку в реальной юридической практике по данным вопросам имеются проблемы[16].

В связи с этим Правительство РФ дало указание Министерству юстиции РФ и Министерству экономического развития и торговли РФ подготовить законопроекты, некоторые положения из которых нами будут рассмотрены в данной работе.

Во исполнение поручения Правительства РФ от 9 октября 2003 г. в рамках реализации Основных мероприятий по административной реформе в Российской Федерации подготовлен законопроект «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате» Министерством экономического развития и торговли РФ (далее — МЭРТ).

В 2005 г. Министерству юстиции РФ дано поручение Правительства РФ подготовить проект нового закона о нотариате.

Такой проект ФЗ «Об организации нотариата и нотариальной деятельности» разработан авторами действующих Основ законодательства РФ о нотариате B.C. Репиным, Г.Г. Черемных, А.В. Скурлатовым, A.C. Самойловым и др.

Рассмотрим два из центральных вопроса, по которым и возникают наиболее острые дискуссии, в частности, вопрос о порядке определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе и вопрос о порядке наделения нотариусов полномочиями.


Статья 12 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает:

— должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (далее — ФНП);

— количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с ФНП;

— наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Минюстом РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Минюстом РФ совместно с ФНП[17].

По проекту федерального закона, разработанному Минюстом РФ, численность нотариусов в нотариальном округе определяется территориальным органом Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой в лице совета субъекта РФ с учетом обязательных критериев в виде численности населения и возможности не бюджетного финансового обеспечения нотариальной деятельности.

Согласно проекту нотариусом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший профессиональную подготовку у нотариуса, получивший квалификационное свидетельство и прошедший конкурс. Один из авторов законопроекта Г.Г. Черемных пишет: «В принципе все это перенесено из действующих Основ».

Таким образом, законопроект не предлагает никакого изменения существующего порядка наделения нотариуса полномочиями, к тому же при определении численности нотариусов в нотариальном округе ставит приоритетной задачей финансовое обеспечение нотариальной деятельности.

Следовательно, законопроект, разработанный нотариусами г. Москвы Г.Г. Черемных, В.С. Репиным, не вносит в организацию нотариата предложений, устраняющих проблемы в данных вопросах.

По мнению профессора Л.В. Щенниковой, «критику законопроекта вполне можно было бы продолжить, поскольку он не учитывает своеобразие законодательства о нотариате и не предлагает его систему (по сути «списывая» ст. 3 со ст. 3 ГК РФ), не содержит четкого понятия сведений, составляющих профессиональную нотариальную тайну, не решает вопроса о вознаграждении нотариуса, путая в редакции ст. 10 право собственности с одним из правомочий этого права правом распоряжения, не учитывает мировой опыт стран латинского нотариата в части повышенных требований к профессиональной подготовке нотариусов и т.п[18].


Таким образом, можно предположить, что, если законодатель согласится с концепцией нотариата, предложенной разработчиками обсуждаемого законопроекта, то высокого положения, о котором уже больше века мечтает гражданско-правовая наука, институту нотариата не обрести»5.

Законопроект, разработанный МЭРТ, предусматривает, что орган государственной власти субъекта РФ определяет минимальное количество нотариусов в нотариальном округе.

Порядок определения минимального количества должностей нотариусов в нотариальном округе утверждается Росрегистрацией исходя из численности и плотности населения в нотариальном округе, а также экономического развития, географического расположения, наличия инфраструктуры и других особенностей региона.

Законопроект определяет исчерпывающий перечень документов, предоставляемых гражданином РФ для учреждения должности нотариуса.

Не позднее одного месяца со дня подачи заявителем документов территориальный орган Росрегистрации назначает гражданина на должность нотариуса6.

Таким образом, в законопроекте впервые были предложены новые правила порядка замещения должности нотариуса, а именно: законопроект предусматривает заявительный принцип назначения на должность нотариуса лиц, имеющих квалификационное свидетельство (лицензию) на право заниматься нотариальной деятельностью.

Законопроект вносит системные изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, связанные с упразднением функции определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе[19].

Рассмотрим мнение о законопроекте и доводы представителей позиции отрицания заявительного порядка назначения на должность нотариуса и нового предлагаемого порядка определения количества должностей нотариусов.

Так, Л.В. Усович считает, что «подобная реформа повлечет за собой нарушение принципов латинского нотариата — нигде в странах с романо-германской правовой системой нотариат не ставится в рыночные условия».

По мнению Г.Г. Черемных, предлагаемый заявительный порядок назначения на должность нотариуса абсолютно не приемлем. Нотариат — не субъект рыночных отношений, и его численность не может определяться стихийно. Ни в одной стране, где существует нотариат латинского типа, нет заявительного порядка учреждения должности нотариуса.

Аналогичное мнение высказывает A.C. Самойлов (о том, что к предложениям МЭРТ Минюст РФ относится критически). «Деятельность нотариата не может регулироваться рыночными механизмами», «действующий сегодня порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе полностью соответствует мировой практике»[20].


С мнением вышеперечисленных исследователей нельзя согласиться по следующим основаниям.

В предложениях МЭРТ численность нотариусов предлагается определять не стихийно, а исходя из численности и плотности населения в нотариальном округе, а также экономического развития, географического расположения, наличия инфраструктуры и других особенностей региона.

Законопроект МЭРТ не предлагает нотариат сделать субъектом рыночных отношений, поскольку формализуемый признак предпринимательской деятельности — это государственная регистрация ее субъекта в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Поэтому утверждения Л.В. Усович, Г.Г. Черемных, A.C. Самойлова о том, что законопроект МЭРТ предлагает сделать нотариат субъектом рыночных отношений и регулировать его деятельность рыночными механизмами, являются голословными, не соответствующими предложениям МЭРТ[21].

Необоснованно выглядит и мнение, что «порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе полностью соответствует мировой практике», поскольку в мировой практике существует разный порядок определения численности нотариусов.

«Европейский парламент не ставил перед собой цель унифицировать нотариальную службу, соответственно российский законодатель и правоприменитель должен исходить именно из этого постулата»[22].

С точки зрения Президента ФНП России, «РФ присоединилась к числу стран, признавших в основных чертах систему латинского нотариата», «несмотря на общие черты национальных нотариатов латинского типа, положение нотариуса в конкретных государствах также может разниться», «именно европейские нотариальные системы могут использоваться для анализа и адаптации на российской почве, при этом, безусловно, должны приниматься во внимание наши национальные особенности и правовые традиции»[23].

В соответствии с законодательством Германии численность нотариусов определяется из нотариальной нагрузки (количество нотариальных дел на одного нотариуса в год). Та к примеру, в Берлине на нотариуса приходится 325 нотариальных дел в год, Бремене — 300. Ежегодно Минюст земли вводит вакансии на должность нотариуса в случае превышения фактической нотариальной нагрузки на одного нотариуса. В Москве нотариус за год совершает 60 тыс. нотариальных действий, т.е. на каждое нотариальное действие он тратит по две минуты.