Файл: Особенности развития инновационного предпринимательства (Развитие инновационного предпринимательства в России: общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 2295

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Внедрение технологических инноваций является важным фактором успешного экономического развития стран. Высокие технологии позволяют повышать производительность труда, обеспечивать лидерство на рынке, уменьшать затраты на производство. Таким образом опережающее развитие технологий позволяет странам обеспечивать высокий уровень ВВП на душу населения. Это подтверждается опытом ведущих стран мира, таких как США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, где наука и инновации рассматриваются как базовая движущая сила экономического роста. И наоборот, общества, которые могут обеспечить поток научно-технических инноваций, не способны экономически развиваться.

Состояние технологического развития стран в значительной степени определяется уровнем распространенности инновационного предпринимательства. Изучение опыта и необходимых условий развития инновационного предпринимательства в ведущих странах мира позволяет разработать необходимую теоретическую базу для отстающих в своем технологическом развитии.

Проблемам развития инновационной деятельности посвящены исследования ряда отечественных и зарубежных экономистов. В работах Л.Абалкина, И.Ансоффа, Ф.Валенты, С.Глазьева, В.Ойши, Б.Твисса, Й.Шумпетера, А.Харта, Ю.Яковца и др. представлена теория нововведений, рассматриваются вопросы, связанные с определением сущности инноваций, инновационной деятельности, инновационного процесса, формированием некоторых подходов к определению эффективности внедрения инноваций.

Целью данного исследования является комплексное изучение инновационного предпринимательства: его сущности, типология и перспектив развития.

Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач:

  1. изучить, что следует понимать под «инновационным предпринимательством»;
  2. выделить типы инновационного предпринимательства;
  3. охарактеризовать перспективы развития инновационного предпринимательства в России;
  4. рассмотреть перспективы инновационного предпринимательства на примере сектора сельского хозяйства.

Поставленные цели и задачи определили логику и структуру курсового проекта.

Предметом исследования выступает система экономических отношений, регулирующая взаимодействие инновационного производства.

Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (анализ, синтез, системный подход, сравнение, обобщение, аналогия). В качестве конкретных методов исследования использовались методы экономической статистики, технико-экономического анализа, логического и экспертного анализа, оценки эффективности инвестиционных программ, а также экономической экспертизы инновационных проектов.


ГЛАВА 1 ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИИ

    1. Сущность инновационного предпринимательства

Предпринимательство может быть классическим, направленным на максимальную отдачу ресурсов с целью максимизации прибыли и получения определенных конкурентных преимуществ, и инновационным, реализующим основополагающую функцию предпринимательства - новаторство. В этом аспекте инновационное предпринимательство - это новаторская предпринимательская деятельность, которая охватывает создание инновационной идеи, их воплощение в определенном интеллектуальном продукте - новации, коммерциализацию и внедрение новаций, рутинизацию и диффузию нововведений с целью получения прибыли и других выгод [1].

Субъектами инновационной деятельности на микроэкономическом уровне выступают [2]:

- инновационные и инновационно-активные фирмы, выполняющие функции выработки интеллектуального продукта (внутрифирменная наука), поиска и приобретения нововведений, их коммерциализации, внедрения, распространения, управления инновационным процессом;

- независимые участники внешней инновационной сети этих фирм, поскольку, в современный период все более значительное количество стадий инновационного процесса выносится во внешнюю среду.

Следует подчеркнуть, что инновационными могут быть как крупные корпорации, так и организации малого бизнеса, особенно те, что являются составляющими системы венчурного инвестирования[3].

Объектами инновационного предпринимательства являются интеллектуальные продукты - новации, созданные или приобретенные фирмами производственной сферы.

Основные исследования состояния инновационного предпринимательства в ЕС приходятся на последние два десятилетия. Что касается инновационного предпринимательства, то в американской научной литературе это понятие начали выделять от других отраслей предпринимательства в 1980-х годах. Так, американские ученые Секстон и Смайлор в 1986 году в своей работе «Искусство и наука предпринимательства» посвящают теме инновационного предпринимательства отдельную главу, где говорят об этом явлении, как такое, что формируется [4].


Среди последних работ на эту тему следует отметить Брагинский, Клэппера и Охиаму, которые в 2011 году определяли инновационного предпринимателя как талантливого, образованного человека, который, прочитав ценную научную идею, превращает ее в сущность своего бизнеса и направление трудоустройства [5].

Наиболее точно, с нашей точки зрения, формулировку «инновационного предпринимательства» дал Тони Баилетти в своей работе [6]: инновационное предпринимательство – это инвестиции в проект, который разрабатывается и осуществляется специалистами при задействовании разнообразных активов, которые неразрывно связаны с достижениями в научно-технических знаниях в целях создания и достижения преимуществ фирмой.

На 1990-е годы приходится дискуссия по определению технологичных отраслей Организацией экономического сотрудничества и развития OECD, которое учитывает три составляющие - долю расходов на НИОКР в расходах предприятий отрасли, долю высокотехнологичной комплектации в составе изделий и долю персонала НИОКР в составе предприятий.

Целесообразность выделения инновационного предпринимательства в качестве самостоятельного явления подтверждают и российские ученые. Так, исследователь Назарова, которая к технологическим проектам относит разработку принципиально новой технологии, аналогов которой не существует, считает, что для этой сферы предпринимательства характерна высокая степень неопределенности.

Инновационное предпринимательство - это относительно новые субъекты хозяйствования в рыночной экономике, характеризующихся независимостью и адаптивностью, призваны выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и обеспечения восприятия различных инноваций.

То есть инновационное предпринимательство принципиально отличается ее от других форм инновационной деятельности: для того, чтобы достичь конкретных экономических и социальных задач, в рамках него разрабатывает и реализует инновации, повышает конкурентоспособность производимых товаров и в целом производства, а также создает инновационную ситуацию в масштабах города, региона, отрасли, страны.

Необходимо отметить, что инновационное предпринимательство выступает движущей силой качественного экономического роста, занятости, технологических разработок и структурных изменений. В течение 80-х годов ХХ века ведущая роль отводилась крупным предприятиям в области НИОКР. Данное мнение была основной среди ученых и политиков.


В 90-е годы роль и значение малых предприятий претерпели существенных изменений. Эмпирические исследования подтверждают большое количество примеров успешных инноваций, осуществленных малыми компаниями, которые вывели производство товаров и услуг на качественно новые уровни.

Небольшие инновационные фирмы с участием университетов и молодых предпринимателей сегодня все чаще осуществляют основные технологические прорывы и инновации, опережающие НИОКР и инновации крупных корпораций.

Инновационное предпринимательство служит важными источниками создания знаний, а их идеи, продукты, стратегии, инновации и технологии часто получают и коммерциализируют крупные компании.

Основными факторами развития организационных структур производства высокотехнологичной продукции являются:

  • изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью обеспечения мобильности и адаптивности структуры высокотехнологичных предприятий к нововведениям и новой продукции;
  • оптимизация размеров и числа производственных подразделений высокотехнологичного предприятия;
  • обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;
  • повышение уровня автоматизации высокотехнологичного производства;
  • обеспечение соответствия компонентов производственной структуры высокотехнологичного предприятия принципу пропорциональности по производственной мощности, прогрессивности технологических процессов, уровня автоматизации, квалификации кадров и других параметров;
  • обеспечение соответствующего уровня качества высокотехнологичного производства;
  • создание внутри крупного высокотехнологичного предприятия мелких организаций с предметной или технологической специализацией производства.

С целью максимального учёта данных факторов, для наиболее эффективной реализации возможностей производства высокотехнологичной продукции, предоставляемых конкретными экономическими условиями, в которых работает инновационное предпринимательство, и создаются технопарковые структуры как организационные формы производства высокотехнологичной продукции.

1.2 Типологии инновационного предпринимательства

Возможно выделить основные виды инновационного предпринимательства по критерием приоритетного объекта инноваций - продукт, процесс, сфера:


1) инновация продукции - процесс обновления рыночного потенциала предприятия, который способствует увеличению объема прибыли, расширению доли на рынке, сохранению и расширению клиентуры, укреплению независимого положения, повышению репутации и т.п.;

2) инновация технологий - процесс обновления:

- производственных технологий в соответствии с задачами инновационного процесса, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, который дает увеличить объем прибыли фирмы;

- управленческих технологий с целью обеспечение организационно-экономических условий эффективной инновационной деятельности;

- рыночных технологий, ориентированных на эффективную продажу инновационной продукции, распространение нововведений, их долгосрочную прибыльность;

3) социальные инновации, применение которых расширяет возможности фирмы на рынка интеллектуальных ресурсов, прежде всего трудовых, мобилизует работников на творческий труд, укрепляет доверие к социальным обязательствам фирмы перед работниками и обществом.

Важно подчеркнуть, что указанные виды инновационного предпринимательства тесно взаимосвязаны: инновация продукции базируется на новейших технологиях и социальных инновациях, поскольку нуждается в обновлении всех сфер жизнедеятельности фирмы. Инновация производственных технологий требует социальных инноваций, поскольку предусматривает новый уровень производительности труда, и имеет целью производство инновационной продукции.

По способу организации инновационного процесса можно выделить следующие модели инновационного предпринимательства:

1) иерархическая организация как внутрифирменная система вертикальных коммуникаций, власти и ответственности, приказов-команд и распоряжений;

2) внутренняя организация инновационного процесса - инновация создается и осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе их взаимодействия - внутренние сети;

3) внешняя организация на базе системы контрактов, определенные стадии инновационного процесса осуществляют независимые организации - межорганизационные сети;

4) венчуры - фирма для реализации инновационного проекта основывает дочерние венчурные фирмы, привлекают дополнительные средства.

Иерархия обеспечивает направленность деятельности работников и подразделений фирмы на достижение целей бизнеса. Но система приказов-команд и вертикальной подчиненности ограничивает творчество, без которой инновационная деятельность невозможна.