Файл: Особенности развития инновационного предпринимательства (Развитие инновационного предпринимательства в России: общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 2300

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренние и внешние сети, основу которых составляют горизонтальные коммуникации, самоорганизация, самостоятельность, доверие и инновационность, обеспечивают развитие инновационной культуры и мышления.

Внутренняя сеть основана на групповых формах труда сотрудников фирмы, объединенных для решения ключевых задач, возникающих перед инновационным бизнесом. Центральным звеном сети выступает рабочая (проектная) команда работников фирмы, деятельность которых направлена на достижение общей цели.

Рабочая (проектная) команда как структурная единица внутренней сети компании формируется на основе определенных принципов, обеспечивающих эффективность ее деятельности, как: мультидисциплинарность, интеграция, Университет, общее восприятие и совместная деятельность, подчинения, доверие, индивидуальное и групповое обучение.

Внешняя сеть инновационной фирмы (межорганизационная сеть) как система эксплицитных и имплицитных контрактов между формально независимыми экономическими агентами с целью оптимального комбинирования и использования ресурсов, также и знания, выступает организационной формой ее отношений с участниками инновационного процесса.

Венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются для решения конкретных проблем, связанных с осуществлением инновационного процесса. Значение венчурной модели инновационного предпринимательства заключается в том, что ее применение обеспечивает:

- реализацию инновационных проектов, которые коммерциализирует научные исследования и продукт;

- увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;

- способствует научно-техническому развитию определенных отраслей экономики;

- совершенствованию управления и организационных структур.

Основной сферой распространения венчурной модели является новейшие наукоемкие отрасли.

Инновационное предпринимательство осуществляется на базе потенциала, эффективное создание и реализация которого является его важнейшей задачей. В современной научной литературе, посвященной проблемам инновационной деятельности, не сложилось еще единого определения инновационного потенциала и его структуры. Инновационный потенциал определяется как:

- совокупность финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые может использовать данная система для реализации пилотных проектов, то есть таких, которые направлены на производство новых видов продукции [4, с. 241];


- совокупность различных видов средств, механизмов и ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и другие виды ресурсов, в том числе человеческий капитал, которые необходимы для осуществления инновационной деятельности;

- не сумма, а упорядоченную массу этих ресурсов [7].

Относительно факторов влияния на развитие инновационного предпринимательства, то обращаясь к трудам ученых, можно выделить несколько классификационных признаков факторов влияния. В общем эти факторы бывают [8]:

1. Законодательные - формируют правовую основу инновационного развития предприятий на основе системы законных и подзаконных актов, они определяют механизмы осуществления инновационной деятельности, развития и распространения инноваций, проведение реформ промышленности с применением инноваций в производстве и управлении и тому подобное. Политические факторы оказывают влияние на конкурентную среду промышленности, влияют на политические взгляды людей, которые находят свое выражение в деятельности и принятии управленческих решений по инновационному развитию промышленности.

2. Организационно-управленческие - оказывают влияние через институционально-управленческие и институционально-организационные изменения в инновационной сфере. Управленческие факторы характеризуют структуру и эффективность системы управления промышленностью и инновационной деятельностью промышленных предприятий.

3. Финансово-экономические - определяют особенности осуществления инновационной деятельности предприятий с позиций денежно-кредитных, бюджетно-налоговых, амортизационных рычагов инновационного развития. К таким следует отнести:

- налоговые льготы для предприятий;

банковское кредитование;

- страхования инновационных рисков;

- функционирования финансово-промышленных групп

- Технико-технологические - оказывают влияние на технические и технологические стороны инновационной деятельности промышленных предприятий;

4. Социальные - отделяют влияние социальных последствий инновационного развития. Данные факторы влияют, с одной стороны, на рынок рабочей силы, на потребителей инновационной промышленной продукции и спрос на нее, условия труда, приводящие к инновационному развитию промышленности, с другой - на снятие социальной напряженности в обществе.

5. Экологические - определяют влияние инновационных продуктов на окружающую среду в процессе инновационной деятельности предприятий. К этой группе следует отнести:


- инновационное оборудование очистных сооружений,

- применение альтернативных источников энергии,

- ведения производственных процессов с соблюдением экологических стандартов,

- утилизацию отходов производства и др.

6. Гуманитарные - влияют на инновационное развитие через степень образованности населения, уровень знаний и науки в стране;

7. Информационные - определяют особенности инновационного развития предприятий на основе использования информационных ресурсов. Группа информационных факторов включают сведения об инновационных разработках, информацию об инвестиционных и инновационных программах и проектах.

Также как отдельную группу стоит выделить инвестиционные факторы, которые включают в себя комплекс мероприятий по стимулированию привлечения капиталов в инновационное развитие промышленности.

Стоит также обратить внимание на те факторы, которые определенным образом препятствуют инновационному развитию предпринимательства.

Можно выделить следующие группы сдерживающих факторов [9]:

1. Экономические:

- недостаток средств для финансирования;

- большие затраты на нововведения;

- длительный срок окупаемости нововведений;

- сложность привлечения сторонних финансовых ресурсов;

- высокий экономический риск;

2. Производственные:

- недостаток информации о рынках сбыта и новые технологии;

- невосприимчивость предприятий к нововведениям;

- отсутствие квалифицированного управления инновационными процессами;

3. Правовые:

- несовершенство инструментов правового регулирования инновационной деятельности;

- отсутствие оптимального уровня налогообложения.

Также стоит выделить такие тормозящие факторы инновационного развития предпринимательства:

- низкая инвестиционная активность отечественных и зарубежных инвесторов;

- низкий уровень государственного финансирования инновационного развития и недостаточность собственных средств предприятий; ослабление взаимосвязей науки и производства;

- несовершенство налогового законодательства.

Таким образом, инновационное предпринимательство, осуществляющее инновационную деятельность, значительно отличается от других компаний по качеству и меньшей затратностью собственной продукции, тем самым оказывая влияние на технологические и рыночные условия и высокий уровень конкурентоспособности. Именно поэтому необходимо четко определить факторы, влияющие на инновационное развитие предприятия.


Поэтому, активизация инновационного развития предприятий должна быть связана, во-первых, с обновлением основных производственных фондов, с ресурсосбережением и приводить к существенному уменьшению расхода материалов на единицу продукции.

Развитие инновационного предприятия может обеспечить только эффективное функционирование всех факторов. Такое возможно только при условии выбора правильной комбинации этих факторов и наиболее эффективных методов и инструментов управления следующими факторами.

Учитывая функциональную неполноту инфраструктуры исследований и разработок в России, тенденции и проблемы ее развития, ограниченные возможности государственного бюджета Российской Федерации основными путями решения этой проблемы должны быть:

- разработка научно-методического и нормативно-правового обеспечения для создания и развития инновационных структур различных типов;

- развитие сети региональных центров научно-технической и экономической информации, инновационных центров и инновационных бизнес-инкубаторов;

- усовершенствование и упрощение процедуры экспертизы и регистрации инновационных структур и их проектов;

- создание технопарков классического типа на базе высших учебных заведений, научных учреждений, научно-производственных комплексов и совершенствования моделей функционирования существующих инновационных структур;

- создание венчурных и инновационных фондов; активизация инвестиционной деятельности;

- разработка и реализация с участием международных организаций проектов создания технополисов и других инновационных структур в регионах с высоким научно-технологическим потенциалом.

Целенаправленная государственная политика по созданию благоприятных условий для развития инновационных процессов - основа коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств. Созданная с активной государственной поддержкой инфраструктура исследований и разработок- инновационно-технологические центры, технопарки, инкубаторы бизнеса, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в частности, венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента - позволяет расширить масштабы инновационных процессов, привлекая в них все новых и новых участников.

Формирование инфраструктуры исследований и разработок должно базироваться на следующих принципах:

- адекватность инфраструктуры уровню развития региона,


- соответствие реальным потребностям,

- рациональное территориальное размещение,

- функциональная концентрация на острых проблемах инновационной деятельности,

- доступность услуг для предпринимателей (территориальная, информационная, стоимостная),

- привлечение от государственных и негосударственных ресурсов.

С целью усовершенствования инфраструктуры исследований и разработок следует шире привлекать научно-технический потенциал региона (научно-производственные предприятия, конструкторские бюро, лаборатории).

На данном этапе важными задачами остается упорядочение деятельности существующих объектов инновационной инфраструктуры и координация процессов создания и развития новых учреждений, их организационное и методическое обеспечение.

Для мотивации бизнеса к инновациям, необходимо создавать адекватные правовые, экономические, налоговые механизмы, всячески содействовать развитию инфраструктуры исследований и разработок.

В настоящее время правовая основа формирования и совершенствования инновационной структуры представляет собой комплекс законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих такие вопросы:

• создание и функционирование технопарков и инновационных структур других типов;

• определение порядка формирования и рассмотрения приоритетных направлений их деятельности;

• совершенствование льготного режима деятельности технопарков;

• стимулирование деятельности территориальных инновационных структур.

Законодательством РФ предусматривается также создание таких основных видов инновационных структур, как инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки, технополисы, эффективность которых доказана опытом развитых стран.

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА)