Файл: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим Н.Г. Морозова акцентирует внимание на том, что одним из основополагающих моментов в учении является «эмоциональная привлекательность усвоения учебного материала, что достигается применением соответствующих средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Это является необходимым условием и для процесса физического воспитания учащихся. Далее она отмечает, что интерес необходимо понимать, как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [16].

С.А. Фирсин отмечает, что «интерес школьников к учению есть разрешение противоречия между необходимым и желаемым в содержании учебного процесса. Формирование его возможно через эмоциональную привлекательность занятий, что особенно важно в среднем школьном

возрасте, а также через осознание значимости и необходимости учения» [30]. Ряд авторов (Н.А. Фомин, В.П. Филин, Е.П. Ильин), исследующих формирование интереса школьников к урокам физической культуры, высказывают мысль об изменении мотивов к занятиям с возрастом: «у младших школьников они характеризуются неустойчивостью, зависящей от внешних обстоятельств, применяемых форм и методов воспитания» [31,11].

«Мотивы школьников старших классов отличаются уравновешенностью, стабильность и большой социальной значимостью, но они тоже, как и у школьников других возрастов, нуждаются в подкреплении» [31].

При этом следует отметить, что «средний школьный возраст является в этом отношении переходным, и, соответственно, мотивы занятий физическими упражнениями могут носить временный характер, быть нестабильными, иметь узко социальную направленность» [31]. К завершению данного возрастного периода «мотивы и отношение к занятиям физическими упражнениями, при соответствующих воспитательных воздействиях постепенно приобретает устойчивость и социальную значимость» [31]. Именно поэтому для начального периода среднего школьного возраста важно наличие положительных эмоций на занятиях физическими упражнениями, поскольку именно они в большинстве случаев определяют интерес с данным занятиям.

Важны в этом отношении выводы Ю.К. Бабанского, установившего, что «пик активности занятий физической культурой и спортом приходится у мальчиков на 8 класс, а у девочек – на 7 класс. Затем следует снижение числа подростков, занимающихся физической культурой и спортом» [2].


Данный факт подтверждают и исследования В.А. Папенко, согласно которым именно поэтому «логично начинать воздействовать на интерес школьников к урокам физической культуры до периода его снижения» [19].

Именно поэтому наряду с изучением физкультурно-спортивных интересов школьников особая роль отводится условиям и факторам влияния

на возникновение и развитие этих интересов.

Большое количество работ посвящено изучению влияния социального окружения школьников на их интересы к физической культуре и спорту. При этом важная роль отводится семье и друзьям.

Существует точка зрения, что «большую роль в формировании у школьников физкультурно-спортивных интересов играют родители, отношение их к занятиям физическими упражнениями» [3,8].

Многие авторы сходятся во мнении, что «большое значение в формировании у школьников физкультурно-спортивных интересов имеет работа учителя физической культуры» [3,8,19,30]. «Создание положительного эмоционального фона, педагогический такт, соблюдение меры посильного, учет индивидуальных особенностей детей и многое другое, являясь объективными условиями проведения урока и отражаясь в сознании ребенка, формируют его положительную внутреннюю позицию к занятиям физическими упражнениями и уроку физической культуры» [22].

Исследованиями установлено, что «в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности» [3,8].

П.К. Дуркин отмечает, что «существует два пути формирования интереса школьников к учению, в том числе и урокам физической культуры,

«один из которых лежит через положительно окрашенные переживания в процессе занятий. Эмоциональность уроков оставляет у учащихся сильное новое впечатление, оно заставляет школьников стремиться задержать возникшую эмоцию. Если эти эмоции новизны, интересности повторяются достаточно часто, то они становятся основой для возникновения интереса и положительного отношения школьников к урокам физической культуры. Второй путь воспитания интереса школьников к урокам физической культуры «лежит через осознанное отношение к ним, формирование мотивов социальной значимости, личного и общественного смысла занятий

физическими упражнениями» [7]. Наибольшее значение он «приобретает во второй половине среднего, а также в старшем школьном возрасте. Иногда второй путь идет вслед за первым, но чаще в тесном взаимодействии с ним» [7].


Методы упражнения в физическом воспитании и их влияние на

интерес к обучению

Под методами упражнения в физическом воспитании понимаются

«способы применения физических упражнений» [Холодов, Кузнецов]. К специфическим методам физического воспитания относятся: «методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме)» [Холодов, Кузнецов]. С помощью этих методов «решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств» [33].

Методы строго регламентированного упражнения

Это методы, с помощью которых действия занимающихся организуются «с возможно полным предписанием порядка выполнения операций, входящих в это действие, дозирования нагрузки, ее изменение по ходу выполнения упражнения, моделирование определенных условий, в которых выполняется данное упражнение и т.д.» [33].

В практике физического воспитания все «методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

  1. методы обучения двигательным действиям;
  2. методы воспитания физических качеств» [33].

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

Метод целостно-конструктивного упражнения. Сущность его состоит в том, что «техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре движения, без расчленения на отдельные части» [20].

Расчлененно-конструктивный метод. Предусматривает «расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое» [25].

Метод сопряженного воздействия. Сущность его состоит в том, что

«техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий (при метании утяжеленного копья, прыжках в длину с утяжеленным поясом и т.п.)» [26].

Методы стандартного упражнения «направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным)» [28]. Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной) [28]. Наиболее распространенными разновидностями данного метода являются: а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение


элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения - данные методы характеризуются

«направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с

прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма» [6].

Круговой метод представляет собой «последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и интервальной работы» [18]. Для каждого упражнения определяется место, называемое «станцией».

Благодаря методу круговой тренировки можно развить как общие физические качества, так и одно двигательное качество.

Суть тренировки по круговому методу состоит в следующем: 8−12 упражнений выполняются по кругу, чтобы оказать на мышцы длительное воздействие. В отдельных случаях это может быть повторение одного упражнения. Метод круговой тренировки повышает нагрузку на сердечно- сосудистую систему и органы дыхательного аппарата.

Метод круговой тренировки включает в себя упражнения на гибкость, ловкость, расслабление. Программа тренировок должна быть комбинированной, то есть задействовать разные группы мышц. Круговой метод имеет три варианта выполнения: непрерывно-поточный, поточно- интервальный и интенсивно-интервальный.

Непрерывно-поточная тренировка предусматривает выполнение упражнений безостановочно, одно за другим с маленьким интервалом для отдыха. Повышение индивидуальной нагрузки происходит за счёт увеличения мощности работы. Кроме того, увеличивается количество упражнений в одном или нескольких раундах (кругах). Сокращается время выполнения упражнений (10−15 секунд), но возрастает время отдыха (30−40 секунд). Такой вариант эффективен для комплексного развития двигательных качеств.

Поточно-интервальный тренинг состоит из 20−40-секундных упражнений по простой технике. Период отдыха во время такого вида тренинга минимален, ведь основная задача поточно-интервальной методики заключается в том, чтобы развить силовую выносливость, совершенствовать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.


Интенсивно-интервальная тренировка подходит для подготовленных спортсменов. Мощность упражнений достигает 70% от максимума возможностей и достигается путём увеличения интенсивности. Сокращение времени выполнения упражнений и увеличение времен отдыха (40 — 90 секунд).

Соревновательный метод

Соревновательный метод – это «выполнение физических упражнений в конкурентном сопоставлении сил в условиях упорядоченного соперничества или достижения возможно высокого результата» [22].

Данный метод готовит спортсменов или любителей к соревнованиям и марафонам.

Использование соревновательного метода упражнения в уроке физической культуры «создает особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие упражнения на организм школьников. Это одно из главных достоинств и особенностей этого метода. Но это своеобразие является и некоторым ограничением использования соревновательного метода, поскольку он предоставляет ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. В этом отношении он занимает промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения» [34].

Игровой метод - это «выполнение физических упражнений с использованием сюжетно-ролевой подвижной или спортивной игры» [22].

Игровой метод - это творческий подход к решению спортивных задач и достижению намеченных целей. Физическая нагрузка в спортивной игре практически не поддаётся дозировке, но может регулироваться набором определённых действий, например, спортивные игры: футбол, волейбол, хоккей и другие.

У большинства авторов не вызывает сомнения «эффективность применения игрового метода при комплексном воспитании физических качеств и совершенствовании двигательных действий» [10, 23]. Однако существует «некоторое разночтение в использовании игрового метода на начальных этапах освоения разучиваемого движения» [24,29].

В связи с этим Л.П. Матвеев высказался следующим образом:

«Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям, или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентации, находчивость, самостоятельность, инициативность» [24]. Такого же мнения придерживается А.А. Гужаловский говоря о том, что «игровой метод способствует совершенствованию освоенного двигательного действия и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий» [6].