Файл: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая, что почти 40% учеников не считают занятия физическими упражнениями необходимостью, свидетельствует о недостаточном уровне осознанного отношения к физической культуре и осознанию ее важности.

При этом следует отметить, что данный факт отрицательно сказывается и на посещаемости: у учеников с более высокими установками на занятия физическими упражнениями посещаемость выше, и наоборот (таблица 3).

Таблица 3 - Посещение занятий по физической культуре учениками, имеющими разную установку на занятия физическими упражнениями

Количество занятий, посещаемых учениками в течении месяца

Группы школьников

Группа А. P±mp

Группа Б P±mp

Группа В Р ±mр

Все группы P±mp

Посещают все занятия

8,1 ±1,6

-

-

5,0+1,0

Посещают 5-6 занятий

22,3 + 2,4

25,0±4,2

9,5±3,2

20,8± 1,8

Посещают 3-4 занятия

41,8±2,8

43,5 + 4,8

35,7+5,2

41,1±2,2

Посещают 1-2 занятия

23,6 + 2,4

29,6+4,4

51,2+5,5

29,5 + 2,0

Не делали ответа

4,2+1,1

1,9±1,3

3,6+2,0

3,6+0,8

Средняя посещаемость в группах

48,0±2,8

42,6±4,8

33,3±5,1

44,4+2,2

На втором этапе были исследованы мотивы, побуждающие школьников к занятиям физическими упражнениями (таблица 4, рис.1).

Таблица 4 - Структура мотивов к занятиям физическими упражнениями

Мотив

%

Получение оценки по физической культуре

42%

Улучшение телосложения

25%

Поддержание общей работоспособности

19%

Поддержание и укрепление здоровья

35%

Поддержание спортивной формы, спортивной формы

26%

Потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями

21%

Развлечение, интересное времяпровождение

15%

Желание быть разносторонне физически развитым человеком

23%

Устранение физических недостатков, развитие физических

качеств

14%

Активный отдых

17%

45%

40%

35%

30%

25%

20%


15%

10%

5%

0%

42%

35%

25%

26%

23%

19%

21%

15%

17%

14%

Рисунок 1 - Структура мотивов, побуждающих школьников

Таким образом, на основании полученного исследования были сделаны выводы, что основным мотивом, побуждающим школьников 5-6 классов к занятиям физическими упражнениями является получение оценки (42%).

Отметим, что «знание структуры этих мнений очень важно для их упорядочения и выявления наиболее общих, ведущих мотивов» [14].

Для решения этой задачи был использован векторный анализ. Данные векторного анализа мотивов представлены в таблице 5. В ней даны не только величины углов и их знаки, но и ранги (места), занимаемые ими в общей структуре взаимосвязей.

Таблица 5 - Результат векторного анализа мотивов в приложение к отдельным компонентам отношений учащихся к занятиям физическим упражнениям

Мотивы, которым руководствуются учащиеся при занятиях физическими

упражнениями

компоненты отношений

«установка»

«поведение»

«интерес»

угол

ранг

угол

ранг

угол

ранг

Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физическими упражнениями

1. Достижение спортивных результатов, спортивной формы

26

2

62

1

10

9

2. Потребность в занятиях, привычка

21

6

50

2

5

10,5

3. Развлечение

15

9

14

6,5

13

7

4. Ориентация на получение оценки

-42

14

-24

16

-23

14,5

5. Разностороннее физическое развитие

23

4,5

14

6,5

26

1

6. Улучшение телосложения

25

3

10

8

5

10,5

7. Поддержание работоспособности

19

7

17

4,5

24

2

8. Устранение физических недостатков

14

10

17

4,5

19

2

9. Активный отдых

17

8

9

9

15

5,5

10. Подготовка к будущей жизни

23

4,5

33

3

15

5,5

11. Укрепления здоровья

35

1

4

10

12

8


На основании полученных данных можно сделать вывод, что показателям установки на занятия физическими упражнениями наиболее приближены и, следовательно, имеющие связь, такие мотивы как

«достижение спортивных результатов, спортивной формы», «разностороннее физическое развитие» и «подготовка к будущей жизни».

На третьем этапе исследовался интерес к урокам физической культурой в экспериментальных и контрольных группах, занимающихся с разным соотношением методов упражнений. Полученные результаты представлены в таблицах.

Таблица 6 - Среднее значение места урока физической культуры у участников контрольных групп

Соотношение методов

Соотношение методов стр. регл.

упр/игр.,сорев.(%)

Период эксперимента

Разница

До

После

Х

m

Х

m

Х

р

№1

40/60

1,64

0.1

1.24

0.11

0.4

<0,05

№2

55/45

1,69

0,11

1,14

0,12

0,55

<0,05

№3

70/30

1,62

0,15

1,74

0,17

0,12

>0,05

№4

85/15

1,6

0,13

2,1

0,15

-0,5

<0,05

Таблица 7 - Среднее значение места урока физической культуры у участников экспериментальных групп

Соотношение методов

Соотношение методов стр. регл.

упр/игр.,сорев.(%)

Период эксперимента

Разница

До

После

Х

m

Х

m

Х

р

№1

40/60

2,7

0,13

2,2

0,16

0,5

<0,05

Продолжение таблицы 7

№2

55/45

3,0

0,17

2,57

0,14

0,43

<0,05

№3

70/30

2,89

0,2

3,09

0,19

-0,2

>0,05

№4

85/15

2,95

0,16

3,55

0,2

-0,6

<0,05

По итогам полученных результатов были сделаны следующие выводы:

В контрольной группе при соотношении методов №1 (40/60) среднее значение места урока по физические культуре до эксперимента составлялоl,64 ранга, а по окончании эксперимента - 1,24 ранга. При этом было получено статистически достоверное уменьшение среднего значения места урока физической культуры у школьников (р<0,05), на основании чего можно сделать вывод, что данное соотношение методов оказывает положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.


В контрольной группе при соотношении методов №2 (55/45) средне значение исследуемого показателя составило 1,69 ранга до эксперимента и 1,14 ранга после эксперимента (р<0,05).

В контрольной группе при соотношении методов №3(70/30) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента составило 1,62 ранга, а после эксперимента - 1,74 ранга (р>0,05). Следует отметить, что изменение показателя статистически не достоверно.

В контрольной группе при соотношении методов №4 (85/15) среднее значение исследуемого показателя составило l,6 ранга до эксперимента и 2,1 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании полученных данных можно сделать вывод, что используемое соотношение методов снижает интерес школьников к урокам физической культуры.

В экспериментальной группе при соотношении методов №1 (40/60) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента равнялось 2,7 ранга, а после эксперимента - 2,2 ранга. При этом было

получено статистически достоверное уменьшение среднего значения места урока физической культуры у школьников (р<0,05), на основании чего можно сделать вывод, что использованное соотношение методов оказывает положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.

В экспериментальной группе при соотношении методов №2 (55/45) средне значение исследуемого показателя составило 3,0 ранга до эксперимента и 2,57 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании чего можно сделать вывод, что использованное соотношение методов также оказывает положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.

В экспериментальной группе при соотношении методов №3(70/30) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента составило 2,89 ранга, а после - 3,09 ранга (р>0,05). При этом следует отметить, что изменение данного показателя статистически не достоверно.

В экспериментальной группе при соотношении методов №4 (85/15) среднее значение исследуемого показателя составило 2,95 ранга до эксперимента и 3,55 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании полученных данных можно сделать вывод, что используемое соотношение методов снижает интерес школьников к урокам физической культуры.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что соотношение методов(строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного), находящиеся в пределах 35-65% и 65-35%, оказывают положительное влияние на интерес школьников 5-6 классов к урокам физической культуры.


Применения соотношения методов, не входящих в данные границы, способны снижать интерес школьников к урокам физической культуры.

На следующем этапе мы исследовали уровни интереса школьников 5-6 классов к урокам физической культуры при различном соотношении методов. Полученные результаты представлены в таблицах.

Таблица 8 - Уровень интереса у участников контрольных групп к урокам физической культуры, балл

Соотношение методов

Соотношение методов стр. регл. упр/игр.,сорев.(%)

Период эксперимента

Разница

До

После

Х

m

Х

m

Х

р

№1

40/60

9,1

0,14

9,4

0,13

0,3

<0,05

№2

55/45

9,2

0,15

9,3

0,17

0,10

<0,05

№3

70/30

9,3

0,2

9,2

0,21

-0,1

>0,05

№4

85/15

9,35

0,17

9,15

0,15

-0,20

<0,05

Таблица 9 - Уровень интереса у участников экспериментальных группк урокам физической культуры, балл

Соотношение методов

Соотношение методов стр. регл. упр/игр.,сорев.(%)

Период эксперимента

Разница

До

После

Х

m

Х

m

Х

р

№1

40/60

9,0

0,14

9,52

0,2

0,52

<0,05

№2

55/45

9,2

0,15

9,45

0,16

0,25

<0,05

№3

70/30

9,3

0,2

9,25

0,23

-0,05

>0,05

№4

85/15

9,55

0,16

9,3

0,17

-0,25

<0,05

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

В группах, занимающихся с соотношением методов №1 (соотношение методов 40/60) уровень интереса к урокам физической культуры (в баллах) до эксперимента у участников контрольных групп составлял 9,1 балла, а после9,4балла; у участников экспериментальных групп - 9,0 и 9,52 соответственно. В данных группах можно отметить положительное влияние используемых методов упражнения на интерес к урокам физической культуры, причем данное влияние наиболее выражено в экспериментальной группе.