Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Коновод Варвара
Учебной деятельности не выбрала, предпочла трудовую и игровую. Из этого следует низкий уровень мотивационной готовности (1 балл).
Ревицкая Лера
Учебную деятельность предпочла во вторую очередь, а в первую – трудовую. Это свидетельствует о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Лешкевич Лера
В первую очередь предпочла трудовую деятельность, а учебную выбрала во вторую очередь. Это говорит о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Степнов Никита
В первую очередь предпочёл трудовую деятельность, а учебную выбрал во вторую очередь. Поэтому у ребёнка средний уровень мотивационной готовности (2 балла).
Некрашевич Максим
В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность, что говорит о высоком уровне мотивационной готовности (3 балла).
Киенчук Влад
В первую очередь выбрал учебную деятельность, во вторую – трудовую, в третью – игровую. Из этого следует высокий уровень мотивационной готовности, но с ориентацией на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Латушкин Женя
В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность. Преобладание ориентации на учебную деятельность говорит о высоком уровне мотивационной готовности (3 балла).
Артюшенко Максим
Не выбрал учебную деятельность, а предпочёл игровую. Это говорит о низком уровне мотивационной готовности (1 балл).
Таким образом, по результатам данной методики видно, что 40% испытуемых имеют высокую мотивационную готовность, 30% среднюю и 30% низкую мотивационную готовность. При этом только 20% детей имеют ориентацию на учебную деятельность.
Анкета для шестилеток (Приложение Д)
Лешкевич Лера – 25 баллов – высокий уровень школьной адаптации
Ревицкая Лера – 30 баллов – высокий уровень
Артюшенко Максим – 21 балл – средний уровень
Гринич Арина – 16 баллов – внешняя мотивация
Науменко Дарья – 7 баллов – негативное отношение к школе
Коновод Варвара – 16 баллов - внешняя мотивация
Киенчук Влад – 13 баллов – низкая школьная мотивация
Некрашевич Максим - 24 балла – средний уровень
Латушкин Женя - 26 баллов – высокий уровень
Степнов Никита - 21 балл – средний уровень
Таким образом, подсчитав количество баллов по каждому ученику, получили следующее процентное соотношение: 30% - высокий уровень школьной мотивации, 30% - средний уровень, 20% - присутствие внешней мотивации, 10% - низкая школьная мотивация и 10% - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Так как у 10% первоклассников выявлена школьная дезадаптации, то с целью снижения уровня дезадаптации и создания условий для последующего полноценного развития младшего школьника далее будут представлены рекомендации по адаптации ребенка к школьной жизни.
2.3 Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.
Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
- начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
- обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
- использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий:
1. Фиксированный объём домашних заданий.
- Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
- Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня.
4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух- или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
- адекватность поведения;
- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
- проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
- терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
• способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций. Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.[7]
Рекомендации педагога-психолога учителям 1-х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников:
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером).
Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
— сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
— для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
— руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
— необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;
— использовать большие воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;
— формировать способности к ролевому и личностному общению — важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
— в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.
ВЫВОД
Результаты методик показывают, что у 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, у 40% - преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность. Большинство детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 80% испытуемых составляют дети с негативным отношением к обучению. У 70% испытуемых выявлен низкий уровень сформированности понятий. По результатам анкеты видно, что 10% первоклассников испытывает негативное отношение к школе, проявляется дезадаптация. Поэтому были представлены рекомендации по адаптации детей в начальной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выйгрыщных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников, возникновению которой предшествуют некоторые причины. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей – на высоком, среднем или низком уровне. Выделяют три формы адаптации: адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам; адаптация к новым социальным отношениям и связям; адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
По результатам исследований выявлено, что у 10% испытуемых проявляется дезадаптация, как в начале учебного года, так и в конце. У 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, 40% - предпочитают игровую деятельность. Большинство детей испытывают негативные эмоции, связанные с обучением в школе.
Можно сделать вывод, что дети не готовы к обучению в школе.
Поэтому работу по адаптации шестилеток к обучению в школе необходимо начинать ещё с детского сада. Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза исследования подтвердилась.
адаптация дети школа
Список литературы
- Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. –1999. –№1. –С.23-40.
- Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2005. –№18. – С.27-38.
- Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. Пособие – 2010. – 336 с.
- Артюхова, И.А. В первом классе – без проблем/ И.А. Артюхова. –М.: Чистые пруды, 2008. –32с.
- Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика?/М.М. Безруких, С.П. Ефимова.– М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Болдырева-Вараксина, А.В. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования [Текст] / Болдырева-Вараксина, А.В. ; Кукушин, В.С. – М.: Март, 2005. –592 с.
- Борытко Н.М.Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. Пособие – 2009. - 496 с.
- Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст] /Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. – М., 2007. – 176 с.
- Григорьева, М.В Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. –2009. –№1. –С.8-9.
- Гриценко Л.И.Теория и практика обучения: Интегративный подход (1- е изд.) учеб. Пособие – 2008. - 240 с.
- Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник Москва – 2011. - 352 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация (5-е изд., стер.) учеб. Пособие -2008. - 192 с.
- Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности/ Е.В. Змановская// Девинтология: Учеб.пособие. – М.: Академия, 2007. –С.207-213.
- Каменская, В.Г. Адаптация к школе и учебной деятельности/ В.Г. Каменская// Детская психология с элементами психофизиологии: Учеб.пособие. –М.: ФОРУМ, 2005. – С.229-233.
- Кирпичёв, В.И. Адаптация ребёнка к школе/ В.И. Кирпичёв// Физиология и гигиена младшего школьника. –М.,2002. – С.88-97.
- Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.–Мн.: Універсітэцкае, 1999. –316 с.
- Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности/ Л.М. Костина// Вопросы психологии. – 2004. –№1. –С.137-143.
- Кукушин В.С.Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина ; под ред. В.С. Кукушина. - М.; Ростов н/Д : ИКЦ "МарТ": Издат. центр "МарТ", 2005. - 592 с.
- Кушнир, Н.Я. Введение в школьную жизнь: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб./ Н.Я.Кушнир, Н.Н. Максимук.–Мн.: Нар. асвета, 1998. –199с.
- Кушнир, Н.Я. Детский сад–школа: Проблемы преемственности:Пособие для педагогов дошк. учреждений/Н.Я. Кушнир. –Мн.: Полымя, 2000.–152 с.
- Лебедев, В.И. Психологическая адаптация/ В.И. Лебедев// Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.,2002. –С.8-18.
- Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе/ Д.Н. Маркович// Пачатковая школа. –2009. –№7. –С.18-22.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие/ Р.В.Овчарова. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. –С.221-234.
- Осмоловская, И.М. Дидактика: учебное пособие [Текст] / И.М. Осмоловская. – М., 2008. – 240 с.
- Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.–М., 2008. – 640 с.
- Педагогика: учебник /Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 428 с.
- Педагогика: учебное пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.
- Первые дни ребёнка в школе. Советы психолога: Адаптация и дезадаптация// Готовимся к школе. –М., 1999. –С.139-144.
- Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник - 2010. - 512 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс – Процесс воспитания : в 2 книгах : учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС. –. Кн. 2 : Процесс воспитания. – 2006. – 255 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Общие основы. Процесс обучения в 2 книгах / И. П. Подласый. - М., 2005. - 255 с.
- Подласый, И.П. Проблемы адаптации детей к школе/ И.П. Подласый// Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С.178-185.
- Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учебное пособия. [Текст] / В.А. Ситаров. – М., 2008. – 352 с.
- Сластёнин В.А. Педагогика / Под ред. Сластёнина В.А. (9-е изд., стер.) учебник – 2008. - 576 с.
- Теория обучения в вопросах и ответах (2-е изд., испр.) учеб. Пособие - 2008. - 160 с.
- Ускова, М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе/ М.В. Ускова// Логопедия. –2007. –№4. –С.26-29.