Файл: Адаптация ребенка к школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.

Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М. Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.


Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Ускова М.В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочитание между собой.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятия «адаптация» и «дезадаптация»

2. Проанализировать формы и уровни адаптации.

3. Исследовать особенности школьной адаптации детей.

Объект исследования: адаптация и дезадаптация детей к обучению в школе.

Предмет исследования: особенности познавательной, мотивационной, эмациональной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации и психологические особенности дезадаптированных школьников.

Гипотеза исследования: Своевременное выявление уровня адаптации ребёнка к школе и создание определённых психологических условий снижает уровень школьной дезадаптации.

С целью исследования адаптации детей к обучению в школе были проведены следующие методики:

  • Методика «Что мне нравится в школе»
  • Методика «Краски»
  • Методика «Классификация»
  • Тест в картинках
  • Анкета на школьную мотивацию

База исследования:

1«А» класс СШ №1 г. Москва

Количество испытуемых – 10 человек (девочек – 5, мальчиков - 5).

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1 Понятие адаптации

Начало обучения в школе - один из более сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит в протяжении начальнои? школы, и сочетание черт дошкольного юношества с особенностями школьника будет охарактеризовывать весь период младшего школьного возраста. Все малыши, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми либо другими трудностями.


Понятие «адаптированность» («устоичивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устоичивои адаптацией мы осознаем те регуляторные реакции, психологическую деятельность, систему отношений и т.д., которые появились в процессе онтогенеза в определенных экологических и соц критериях и функционирование которых в границах оптимума не просит значимого нервно-психического напряжения.

Адаптация - это:

1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов эмоций к особенностям воздействующих стимулов для их рационального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация может быть психическая, сенсорная, соц. Соц адаптация является одним из видов адаптации, под которои? понимается неизменный процесс интеграции индивидума в общество, процесс активного приспособления индивидума к условиям среды социальнои?, также итог этого процесса. В рамках социальнои? адаптации может быть выделена адаптация малыша к школе, так как под школьнои? адаптацией понимается непростой процесс приспособления малыша к школе и школы к ребенку. Приступая к какои?-то деятельности, человек приспосабливается к новым условиям, равномерно привыкает к ним. В этом ему помогает скопленный опыт, который с годами расширяется и обогащается.

Адаптация к школе - перестрои?ка познавательнои?, мотивационнои? и эмоционально-волевои? сфер малыша при переходе к периодическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом меняются условия жизни и деятельности малыша; ведущей становится учебная деятельность. В простых формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный нрав, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебнои? деятельности дошкольника также были в большей степени игровыми. Режим школьных занятий просит еще более высочайшего, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать отношения с преподавателями и сверстниками в процессе совместнои? деятельности просит развитых способностей общения. В этои связи необыкновенную значимость приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Малыши, имеющие достаточный опыт общения, с развитои? речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевои? регуляции поведения, просто приспосабливаются к школьным условиям. Нередко в более выигрышных критериях оказываются малыши, посещавшие детский сад, так как там элементы готовности к школьному обучению преднамеренно формируются педагогическим воздействием. Малыши, не посещавшие дошкольные учреждения, воспользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, обычно, владеют определенными преимуществами в познавательнои? сфере, но нередко не имеют достаточного опыта отношений и вообщем стоят на эгоцентрическои? личностнои? позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточнои? готовности к школе, могут быть причинои? дезадаптации малыша. Неспособность к адекватному поведению и беды в учебнои? деятельности, закрепляясь, содействуют появлению так именуемых школьных неврозов. В 1-ые учебные недели может закладываться база для развития в дальнейшем слабои? успеваемости, потому многие исследователи огромное значение присваивают вопросам школьнои? готовности, также адаптации первоклассника к новым условиям периодического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). Поступление в школу заносит огромные перемены в жизнь малыша. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некие малыши могут быть очень гулкими, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя запанибратски с учителями: дерзить, привередничать. Другие очень скованы, застенчивы, стараются держаться неприметно, внемлют, когда к ним обращаются с вопросом, при мельчайшей беде, замечании рыдают. У неких малышей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, возникает энтузиазм к игрушкам, играм, книжкам для очень малеханьких малышей. Возрастает количество болезней, которые именуют многофункциональными отклонениями, они вызваны тои? нагрузкои?, которую испытывает психика малыша, его организм в связи с резким конфигурацией стиля жизни, в связи со значимым повышением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Естественно, не у всех малышей адаптация к школе протекает с схожими отклонениями, но есть первоклассники, у каких этот процесс очень затягивается. Такие малыши нередко и длительно хворают, при этом заболевания носят психосоматический нрав, эти малыши составляют группу риска исходя из убеждений появления школьного невроза. Некие малыши к середине денька оказываются уже переутомленными, т.к школа для их является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих просит особенного внимания, напряжения. В протяжении денька у их не бывает способности полного расслабления, как физического, так и интеллектуального, чувственного.


Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. [1]

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обуславливается длительным приспособлением к условиям окружающей среды человека, который в процессе жизненного опыта выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся явления и ситуации («на все случаи жизни»). Таким образом, адаптированное поведение не требует выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.[2]

Таким образом, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выйгрыщных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов.

1.2 Уровни адаптации

Дети далеко не одинаково успешно «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Дети, посещавшие ранее детский сад, лучше адаптируются, чем дети, пришедшие в школу из дома.

В работе белорусского исследователя Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень

  • Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.
  • Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
  • Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.
  • Выполняет поручения без внешнего контроля.
  • Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
  • Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
  • Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

  • Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний.
  • Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
  • Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи.
  • Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
  • Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.
  • Готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда.
  • Общественные поручения выполняет добросовестно.
  • Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

  • Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
  • Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
  • Наблюдаются нарушения дисциплины.
  • Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
  • Самостоятельная работа с учебником затруднена.
  • При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
  • К урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.
  • Сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха.
  • Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей.
  • Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен.
  • Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.[9]

Таким образом, в зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей.

1.3 Формы адаптации

Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам.

В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребёнка, который пошёл в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребёнка; от того, как изменялась ситуация в семье.