Файл: Особенности общения взрослых с детьми раннего возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос общения детей юного возраста с взрослыми очень злободневна и жизненна. Изучениями выступающих отечественных психологов обосновано, что общение – главный фактор психического формирования ребенка.[1] Проведение исследования этого вопроса они приступили с 50-х годов. Как прославленно, общение – это первая гуманная деятельность, начинающаяся на заре становления человеческого круга. Человек контактировал по предлогу / мотиву / добывания средств к существованию, охота, готовка пищи, одежды и др.

В изучениях второстепенных отечественных психологов обосновано, что надобность в общении у детей является базисом для дальнейшего вырабатывания всей психики и лица уже на преждевременных этапах онтогенеза. Собственно в процессе общения с другими людьми ребенок заимствует человеческий эксперимент. Без общения нестерпимо определение психического контакта между людьми.[2]

Вне гуманного общения непереносимо формирование личности ребенка свидетельством того показывают дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по суждению специалистов, ведет к разнообразным срывам: в одних происшествиях к возникновению приостановки психического формирования, в других – к педагогической заброшенности, а в более нелегких происшествиях – даже к крушению детей на преждевременных этапах онтогенеза / в младенческом и преждевременном возрасте /. Также наличие общения с детьми ввергает к надлежащим итогам: как удостоверяют бесчисленные факты, будучи лишенным общения с себе похожими, гуманный индивид, даже если он, как организм полностью сохранен, тем не менее останется биологическим созданием в своем психическом формировании. Верными еще являются факты, удостоверяющие о том, что недостаточное общение или глубокое его изобилие пагубно воздействует на формировании детей. В частности, явление госпитализма, завязывающееся в прикрытых детских учреждениях : из - за дефицита общения со взрослыми дети приступают дерзко оставлять в формировании. Если бы с рождения ребенок был лишен потенциалу общаться со взрослыми и ровесниками, то он ни стал бы цивилизованно и морально сформированным человеком, был бы до конца жизни уготовлен тратиться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически походящим на человека.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) подмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни призывает существенные нарушения в психическом формировании ребенка, что наложит неизгладимый след на всю его жизнь. А. Джерсилд, обрисовывая эмоциональное формирование детей, замечал, что способность ребенка боготворить опоясывающих узко объединена с тем, сколько любви он обрел сам и в какой конфигурации она формулировалась.


Поэтому так значительно выпить основу конфиденциальных взглядов между ребенком и взрослым, снабдив возбудимо и психологически подходящие соглашения для слаженного формирования ребенка.

Сооружая исключения из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно захватывать не последнее место, контактировать с ребенком надо с самого младенчества, тем самым организовываются соглашения для формирования творческой, согласованной, исчерпывающе сформированной личности.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является жизненной.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе приобретенных в ходе исследований информации, установить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психического формирования.

В корреспонденции с целью данной работы, устанавливают надлежащие задачи:

  1. проштудировать психолого-педагогическую литературу по исследованию и воссозданию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.
  2. выявить главные особенности общения детей с взрослыми.
  3. назначить воздействие общения на психическое развитие ребенка.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности общения

1.1. Понятие общение ребенка с взрослым

Одна из более значительных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского содержит в том, что ключ психического формирования находиться не извне ребенка, а в его взаимоотношениях со взрослым. Общение со взрослыми играет роль внешнего фактора, способствующего формированию, но не как его источник и основание. Касательство взрослого к ребенку препятствует осмысление социальных норм, подкрепляет отвечающее поведение и помогает ребенку покориться общественным воздействиям. Психическое формирование при этом анализируется как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к наружным для него общественным соглашениям.[3]

Согласно позиции Л.С. Выготского, общественный мир и опоясывающие взрослые не помогают ребенку и не реорганизовывают его природу, но выказывают органически нужным соглашением его человеческого формирования. Ребенок не может обитать и формировать вне общества, он исконно подключен в общественные связи, и чем младше ребенок, тем более общественным созданием он является.


Такое соображение процесса психического формирования выставляет на первый план роль общения со взрослым. Процесс интериоризации (вырабатывание строений человеческой психики вопреки изучению структур внешней общественного занятия) внешних средств анализировался Л.С. Выготским и его последователями вне подневольности от характера отношений и рассогласованности ребенка с зрелым. Взрослый выдвигался как метафизический и формальный носитель знаков, сенсорных эталонов, умственных операции, правил поведения, т.е. как посредник между ребенком и цивилизацией, но не как живой абстрактный человек.[4]

Отечественный психолог М.И. Лисина анализирует общение ребенка со взрослым как оригинальное занятие, объектом которой является другой человек. Аналогично всякой другой деятельности, общение устремлено на ублаготворение фигурой надобности. Потребность в общении нельзя объединить к вторым необходимостям человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в энергичности и т. д.). Психологическая суть надобности в общении заключается во влечении к сведению самого себя и других людей. Такое знание содержит в себе две дороги или аспекта.[5]

Главный путь содержится в том, что человек стараться познать и запросить свои некоторые качества и способности (что он может, умеет, знает).

Произвести это он может только с поддержкой других людей. Первый путь знания располагает отстраненный, беспристрастный разбор отдельных качеств - их раскрытие, оценку и соотнесение путь знания себя и другого содержится в соединении, в приобщенности к другим людям. Пережив назначенное отношение с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы прокрадываемся в его существо, и здесь влечение к познанию удовлетворяет путем объединения, приобщенности. В таком объединении не приобретают новые знания, но прямо в касательствах с другим человеком понимает себя, обнаруживает и постигает других во всей их единства и редкости и в этом смысле испытает себя и другого.

Общение каждый раз имеет назначенные мотивы, ради которых оно случается. В обширном значении мотивом для общения обнаруживается человек, а для ребенка - взрослый. М.И.Лисиной было выделено три группы качеств и три категории аргументов общения - деловые, познавательные и личностные.

Деловые доводы формулируют в неспособности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общение с ребенком взрослый выдается как партнер, как участница коллективного занятия.[6] Ребенку царственно, как зрелый умеет играть, какие у него есть увлекательные предметы, что он может представить и т.д.


Познавательные мотивы начинаются в процессе ублаготворения потребности в новых впечатлениях, в познание новоиспеченного. Взрослый выдвигается как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный постигнуть и запросить суждения и проблемы ребенка. Личностные мотивы свойственны только для общения как автономного вида деятельности, в это случае общение побудит самим человеком, его личностью. Это могут быть некоторые личностные качества, а могут быть касательства с другим человеком как единой личностью.

Деловые и познавательные доводы общения подключают еще в другое дело (практическую или познавательную) и сражаются в ней служебную роль. Общение собирает лишь часть обширного взаимодействия ребенка и взрослого.[7]

У младенцев общение со взрослыми сражается как бы последнюю роль в формировании прореагировать на значительные раздражители. М.И.Лисина пишет, что младенец принимается спрашивать на голос матери(взрослого) раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми имеется убыстрение других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Психологические изучения представляют что общение ребенка со взрослым обнаруживает основным и решающим условием становления всех психологических бездарностей и качеств ребенка: мышление, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависит уровень имеющихся способностей ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его заинтересованности, соображение себя, его разум и самосознание могут завязаться только в связях со взрослыми. Без любви, интереса и соображения близких взрослых ребенок не может стать ущербным человеком.[8] Понятно, что такое интерес и соображение он может заработать, прежде всего, в семье. Когда люди знаются, друг с другом внешне видно неглубокую картину их общения - кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но есть и внутренняя картина, очень царственная - межличностные связи, т. е. то, что побудит одного человека брести к другому. Когда ребенок задаст вопрос нельзя точно сказать, что было доводом к этому вопросу. Он может задавать вопрос для того что бы устремить на себя интерес или реально его интересует предмет о котором он запрашивает или ребенок хочет представить свои познания перед сверстниками. Если ребенок жалует на поведение другого ребенка как на это надо спрашивать, взрослому нет точного ответа, видь, мотивация незнакома.


Личность ребенка, его интересы, соображение себя, его разум и самосознание могут показаться только в касательствах со взрослыми. Без любви, интереса и владения близких взрослых ребенок не может стать ущербным человеком. Такой интерес ребенок может, прежде всего, заработать в семье. Семья для ребенка останавливается первой, с кем он принимается общаться, собственно там впрягаются основания общения, которые в будущем ребенок будет развивать.[9]

Ребенок не рождается с надобностью в общении. Она формируется в процессе общения с родителями, когда отцы беседуют с ним, пьют. Именно их в первые месяцы своего существования зрят дети.

Таким образом, на протяжении детства возникают и формируют четыре разнообразных формы общения, по которым можно предназначать о характере случающегося психического формирования ребенка. Значительной задачей является уметь точно назначить и точно выработать ту или иную конфигурацию общения соответственно возрасту и персональным потенциалам малыша.[10]

1.2. Факторы, определяющие отношения детей к взрослым

Под общением разумеется информационное, экспансивное и предметное рассогласованность, в процессе которого сбывают, обнаруживают и вырабатывают межличностные отношения. В процессе общения сформировываются назначенные отношения. От характера касательств ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личность качества сложатся у него. Отношения дошкольников со взрослыми могут быть, например, приязненными и недоверчивыми, равнодушными или безразличными, безмятежными и беспокойными.

Чем определяется касательство детей к взрослым! Что покоится в его основе! Эти проблемы являются до сих пор мало изученными. имеется несколько выходов к их постановлению. Так, например, неофрейдисты Дж. Боулби, Р. Спитц подчеркнут разрешающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым ублаготворяет его “ оральную “ потребность. Но чем разъяснить тогда случаи, когда разлученные с матерью дети формировались физически и психически одобрительно! Как понять обрисованные в научной литературе факты полной привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только говорил и играл с ребенком, не реализовывая при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, гиперболизирующий воздействие биологического фактора, роль самого главного этапа жизни на психическое формирование, не дает ответа на эти вопросы.[11] Сторонники теории “импритинга” – забывания также отводят главную роль преждевременному опыту ребенка в воспитании его связей к окружающим. Суть ее охватывает в передвижке механизма ”импритинга” / описанного впервые К.Лоренцом на основе надзоров над птенцами / без должных начал и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста случается забывание особенностей, присущих взрослому, ухаживающему за ними, - его вида, голоса, одежды, запаха. Они и собирают образ, призывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, замещающего ее.[12]