Файл: Особенности общения взрослых с детьми раннего возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В психологической литературе выделены, и довольно глубоко проанализированы факторы, проявляющие воздействие на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический нрав.

Проблеме супружеских и детско-родительских касательств уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отличаются основания и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции .[26]

Дошкольный год характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде подневольности от них, а в виде надобности в любви, почтении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать основания конфликтов между родителями, не обладает средствами для выражения личных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация серьезности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя повинным в начавшемся конфликте, выдавшемся несчастье, поскольку не может понять настоящих причин происходящего и разъясняет все тем, что он плохой, не извиняет надежд родителей и не достоин их любви. Таким типом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями требуют у детей неизменное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.[27]

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского вырабатывания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Счастлива семья, в которой созданы морально дорогие взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь фамильного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, обнаруживать разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и главное звено, которое объединяет его жизнь с коллективной средой. И это очень величественно. Современная семья не может жить вне связи с окружающим, жить только своей духовной уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе касательство к людям – залог того, что ребенок уже в преждевременном возрасте принимает добавляться к целям, идеалам, пытаться и дома, и в детском саду надлежать тем нормам поведения, которые заимствует от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, правдивым и т. д. [28]


На психику и поведение ребенка могут влиять многообразные явления окружающей среды, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители обязаны волноваться о культуре будничных отношений, быть образцом копирования.

Насколько старшие члены семьи располагают культурой отношений, удостоверяет их поведение в бесконфликтных ситуациях и спорах.

Улучшение жизни семьи /взрослых и детей/ - ее уклада, стиля связей, духовной культуры – имеет основной смысл для полного формирования детей, воспитания оснований личности ребенка.

Рассогласованность взрослых и детей разнообразно. Оно реализовывается и дома и за границами его. Общение доставляет отраду и детям и родителям. Поэтому, так значительно влияние семьи на создание личности малыша.[29]

Хорошая, согласная семья – это завершающий коллектив, члены которого живут по воззрению товарищества, жалости, взаимопомощи. Эти дорогие взгляды понемногу усваивают вашими сыновьями и дочерьми под воздействием ваших поступков, секретных повествований. Так, малозаметно у детей принимается сформировываться не только любовь к семье, почтение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям, к отечеству. [30]

Общение часто анализируют как один из видов занятия. В возрастной психологии наблюдается, как дети разнообразного возраста знаются со взрослыми и друг с другом. С другой стороны, формирование ребенка зависит от содержания учебы и той формы, в которой это содержание ему жалует. Поэтому, завязывается другой вопрос: как старшие обязаны знаться с ребенком, чтобы снабдить более подходящее формирование?

Надобность в общении у ребенка возникает рано, примерно в один месяц, после кризиса новорожденности, по отдельным данным в два месяца . Он принимается улыбаться мама и бурно веселиться при ее исчезновении. Мама или другой близкий человек, приударяющий за ребенком должна как можно более полно ублаготворять эту новоиспеченную нужду. Непосредственно – экспансивное общение со взрослым формирует у ребенка веселое расположение и увеличивает его энергичность, что делается нужной основой для воспитания его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же случается, если надобность в общении не довольствуется или ублажается мало? Дети, очутившиеся в больнице или в детском доме, оставляют в психическом развитии. До 9-10 месяцев они берегут бессмысленный, равнодушный взгляд, сосредоточенный вверх, мало подвигают, ощупывают свое тело или одежду и не стараются взять встретившиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не чувствуют интереса к облегающему. Речь явится у них очень рано. Более того, даже при неплохом гигиеническом уходе дети оставляют в своем физическом формировании. Эти трудные следствия, нехватки общения в младенчестве заработали название госпитализма.[31]


Фигура старшие располагает решающим значением в психичес­ком воспитании ребенка. Только взрослый для небольшого ре­бенка является носительницей человеческой культуры, и только он может вручить ее ребенку. Это положение является нетрадиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Про­цесс интериоризации наружных, физических средств, кото­рые останавливаются духовными средствами ребенка, неоднократно изучался российскими психологами на материале разнообразных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, интереса и прочее. Во всех этих изысканиях культурный опыт передает ребенку в процессе общения и рассогласованности со взрослым. В то же время сам процесс общения и касательства ребенка со взрослым тратились за рамками этих обследований. Как нечто вторичное и не имеющее прямого взгляда к изучению культурных образцов.[32]

Этот недостаток был покрыт в работах М. И. Лисиной и ее учеников. Лисина привнесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка со взрослым и разрабатывала концепцию его формирования. В концепции Лисиной общение анализируется как особенный вид деятельности, имеющий свои характерные структурные компонен­ты: потребности, предметы, доводы и орудия. Предметом занятия общения является другой человек — партнер по об­щению. Надобность в общении заключается в тяготении к познанию оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопоз­нанию и самооценке. Конкретными мотивами, побудить коммуникативное дело, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек входит в обще­ние. Среди таких качеств объединяют деловые, познавательные и личностные. Орудиями общения являются операции, с поддержкой которых реализовывается коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предмет­но-действенными и речевыми.[33]

На разнообразных этапах воспитания ребят данные параметры создадут постоянные совмещения, которые препровождают собой некачественно оригинальные формы общения. Форма общения со взро­слым является основной характеристикой психического формирования ребенка, потому что в процессе общения со зрелым случается не только прохождение и зажиливание культурных образ­цов и средств усвоения собой, но и становление новейших моти­вов деятельности ребенка.

М. И. Лисина выразила положение о том, что об­щение является как бы прозрачным приспособлением смены занятия ребенка. Взрослый всегда обнаруживает для ребенка не толь­ко носителем средств и образцов действия, но и живой, редкой личностью, олицетворяющей свои персональные мотивы и значения. Он является для ребенка как бы воплощением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не располагает. На эти уровни он может вырасти только вместе со взрослым – через общение, коллективную дея­тельность и общие волнения. Можно считать, что моти­вация, как и всякая другая высшая психическая функция, показывает себя дважды: сначала как форма рассогласованности и сотрудничества между людьми (т. е. как категория интерпси­хическая), а затем как личное, внутреннее достояние субъекта (как категория интрапсихическая).[34] Однако способ трансляции новой мотивации обладает свою специфику. Здесь непереносимо оповещение новой информации, или изучение через имитирование, или показ образцов действия. В этой сфе­ре влияют другие механизмы (возбудимое заражение, втягивание, создание общего смыслового поля и др.), которые намереваются не только «энергичность присваивания» со стороны ребенка, но и «энергичность отдачи» со стороны взрослого, его личную включенность в общение с ребенком. Это предъявит к учителям и наставникам особенные запроса. Нужно не просто следовать нормы и правила поведения, не просто обладать необходимыми способами действий, но уметь от­крыть все это для ребенка, сообщить этому значительность и привлекательный.[35]


Ведь сами по себе опоясывающие предметы и стимулы могут и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий или узелок на память в своей естественной, непринужденной форме не держат ничего такого, что могло бы основывать поведе­ние и психику человека. Смысл знаков сообщается им извне опоясывающими взрослыми, которые оборачивают крайние стимулы в мотивы личных влияний ребенка и в психоло­гические орудия изучения собой. Д. Б. Эльконин излил очень величественную мысль о том, что знак всегда болтает в себе печать друго­го человека, его «след». Знак всегда разумеет влияние абстрактного человека и влияние одного человека в касательстве другого. Именно поэтому знак общественный и может создавать поведение и психику ребенка.[36]

Таким образом, все в частности значительнее еще раз подчеркнет недолговечную роль связей и общения ребенка со взрослым в станов­лении психики ребенка. Систему касательств с другими людь­ми, которая свойственна для абстрактного периода онтогенеза, Л. С. Выготский нарек общественной ситуацией развития.[37] Общественная ситуация формирования является главной характеристи­кой возрастной поры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы представил, что проблеме общения ребенка со взрослыми отданы изучения многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И. и др.

Подводя итог можно подметить, что общение является главным соглашением формирования ребенка, одним из более значительных моментов, назначающих формирование касательства детей к взрослым. Более всего ребенка ублаготворяет то содержание общения, в котором у него уже возникла нужда. При корреспонденции содержания общения величине потребности у ребенка начинается местоположение и расположение к взрослому, в случае несоответствия уровень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть концевого основания – некорректное, аномальное отношение родителей, воспитателей к детям, их аномальное поведение в общении с детьми.

Неправильное – это значит:

  1. без почтения к личности ребенка, т. е. в возвышающих, обидных формах общения с детьми;
  2. без учета возрастных нужд детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;
  3. без отделения и соображения ребенка, без доверия к нему.

Чтобы ребенок смог постигать прочих, общаться со взрослыми, они обязаны человечно относиться к ребенку, учить ребенка активно входить в контактный союз с окружающими людьми и с почтением и любовью откладывать к ребенку. Однако, не всегда старшие уделят необходимое внимание общению, как одному из характерных оружий целеустремленного и активного воздействия на детей. А ведь это воздействие обязано реализовываться через выговор и истолкование, подражание и воззрение, приучение и упражнение, запрос и проверка, поощрение и кара. И если применение перечисленных методов не дает обязанного эффекта, то это часто объединено с нехватками и ошибками, впускаемыми взрослыми в общении и касательствах с детьми, что часто требует у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье. В преждевременном возрасте переменяются социальная ситуация вырабатывания и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым делается формой и средством организации предметной деятельности ребенка.

А. С. Макаренко болтал, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы растите ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или наставляете его, или распоряжаетесь ему. Вы вырабатываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими народами и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это обладает для ребенка большое значение.

Уход из семьи одного из родителей ускоренно ведет к гниению семьи, причиняет травму детям, которые делаются раздражительными, жесткими, подозрительными и недоверчивыми, уменьшается их заинтересованность к труду, игре и т.д.

Своеобразные трудности начинают в семьях при вырабатывании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, родными по возрасту и по общей жизни накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка. Нередко у единого ребенка вырабатываются отрицательные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость.

В ряде изучений, обойденных в русле социометрии, определено воздействие особенностей семьи на статус ребенка в коллективе ровесников. Общая тенденция заработанных при этом итогов содержится в том, что более одобрительные договоры семейного вырабатывания / культурный уровень родителей, совершенная семья, основательные отношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота касательств к детям и т. д. / совмещаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим статусом дошкольника среди ровесников.