Файл: Содержание начального образования: состояние и перспективы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.

Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.

Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я – ученик, школьник»).

 В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т.д. невозможно образование на следующих этапах.

В-четвертых, в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.

 Актуальность темы заключается в том, что содержание начального образования, выполняет одну из важнейших функций – формирование готовности к дальнейшему образованию.

Цель работы рассмотреть понятие начальная школа его состояние и перспективы.

Задачи:

  1. Дать понятие начальная школа и изучить стандарты;
  2. Рассмотреть начальное образование на конкретном общеобразовательном учреждении;
  3. Выяснить причины потери качества образования.

Объектом является «Средняя общеобразовательная школа №63». Предметом является начальное образование.

ГЛАВА 1 Начальное образование

Начальное образование  — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

В России начальное образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста пяти лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Очевидно, что именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.


Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Следующие предметы устанавливаются обязательными к изучению в начальных школах на федеральном уровне:

  • Русский язык;
  • Литературное чтение;
  • Иностранный язык;
  • Математика;
  • Окружающий мир;
  • Изобразительное искусство;
  • Музыка;
  • Технология;
  • Физическая культура;
  • Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).

При этом делаются скидки на наличие в школе условий для обучения некоторым предметам. Так иностранный язык по программе должен изучаться со второго класса.

Познавательная деятельность

Школьник должен уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого.

Ученик должен уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Сюда входит работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами: осознанное чтение вслух и про себя, определение темы и главной мысли текста. Школьник должен уметь строить высказывания, выражающие его мысль, как простые, так и сложные.

Учащийся должен овладеть умениями работы с информацией и использования компьютера для этих целей. Он должен уметь строить табличное представление некоторой модели, а также упорядочивать данные по данному критерию.

Организация деятельности

Ученик должен иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности заранее и стараться их избежать.


Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельности.

1.1 Стандарты начального образования

В соответствии с требованиями нового стандарта каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу начального общего образования, содержание которой учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также запросы участников образовательного процесса. Родители, заключая договор с образовательным учреждением, знакомятся с основной образовательной программой школы, чтобы понимать, на какой результат нацелен процесс обучения в конкретном образовательном учреждении. Как будет проходить обучение по новым стандартам в Рязанской области – платно или бесплатно? Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Чем отличаются новые стандарты образования от «старых»? Впервые в практике российского образования федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований: к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы. Структура основной образовательной программы отражает требования, предъявляемые к содержанию образования. Условия образования представляют собой совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических ресурсов. Образовательные достижения учащихся представлены в новом стандарте предметными, мета предметными и личностными результатами. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не только сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с введением стандартов второго поколения на уроках основное внимание будет уделяться развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и исследовательских работ. Особое внимание в новом стандарте уделено занятиям учащихся во второй половине дня, которая будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью – кружками, мастер-классами, мастерскими и пр. Одной из отличительных черт стандарта является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно участвовать в управлении школой. Сейчас стандарты провозглашают обязательной составной частью учебного процесса усвоение ЗУНКов (знание, умение, навыки и качество личности) через деятельность учащихся на уроке, причем деятельность, которая требует постижения и теоретических знаний, и получения практических навыков. Возникает вопрос: все это здорово, а школы это потянут? Как практически должен быть реализован системно-деятельный подход к обучению в рамках новых стандартов при изучении школьных программ? В основу стандарта второго поколения заложен системно – деятельный подход, который предполагает активное вовлечение в учебную деятельность. Целью данного подхода является достижение учащимися не только предметных, но и на мета предметных и личностных результатов образования. Одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования каждой школы является программа формирования универсальных учебных действий - это «обще учебные умения», «общие способы деятельности», «над предметные действия», которые будут формироваться на содержании конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе основной образовательной программы начального общего образования задаёт системно- деятельный подход в образовательном процессе начальной школы. Учителя первых классов, а также директора и завучи школ Рязанской области прошли курсовую подготовку по вопросам реализации стандарта второго поколения, в том числе и по реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе. Новые стандарты подразумевают, кроме обязательных учебных занятий, дополнительную образовательную программу школы (а это порядка 10 часов), какие условия будут созданы для детей, дабы не навредить их здоровью? В данном случае речь идет не о дополнительной образовательной программе, а о программе внеурочной деятельности, включенной в состав основной образовательной программы школы. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Теперь у каждого ребёнка с согласия родителей появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивный кружок, реализация проекта, рисование, музыка и т.д. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Режим занятий в урочное и внеурочное время разрабатывается, утверждается образовательным учреждением с учетом требований стандарта второго поколения и новых СанПИН. В Рязанской области из средств областного бюджета финансирование внеурочной деятельности определено из расчета 5 часов в неделю. Для ее реализации в образовательных учреждениях определена модель организации внеурочной деятельности (за счет использования ресурсов школы, с привлечением учреждений дополнительного образования детей и т.д.), составлено расписание занятий учащихся с учетом учебной нагрузки, внеурочных занятий, динамических пауз, прогулок, организации питания и адаптационного периода. Все это и дает возможность при бережном отношении к здоровью ребенка реализовать требования стандарта и удовлетворить запросы учащихся и их родителей. Не снизит ли новый стандарт образования его качество? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является одним из направлений модернизации системы общего образования, направленной на повышение качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Новый стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Важную роль здесь играет создание такой основной образовательной программы образовательного учреждения, которая удовлетворила бы потребности всех сторон-участников договора. Коллективы школ проделали большую работу по созданию данного документа, но нельзя не отметить и роль родительской общественности. Ведь в начальной школе родители почти всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности. Сейчас такая практика может больше навредить, чем помочь учителю, поэтому нельзя недооценивать важность просветительской работы с родителями по вопросам стандарта второго поколения. Какие из существующих программ соответствуют ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования? В дошкольных образовательных учреждениях Рязанской области реализуются следующие образовательные программы: «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса); «Радуга» (под редакцией Т.А. Дороновой); «Истоки» (под редакцией Л.А. Парамоновой). Данные программы переработаны в соответствии с ФГТ и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Чем не устраивает существующая программа развития в детском саду? Так ли нужна нам программа «Успех», которая отражает успешность перевода дошкольного образования России на «американские рельсы»? В соответствии с действующим законодательством дошкольное образовательное учреждение имеет право выбора образовательной программы. Программа «Успех» — это примерная образовательная программа нового поколения. Данная программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие. Программа «Успех» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Может ли существовать в детском саду качественная подготовка к школе, ведь там нет квалифицированного персонала, отсутствует материальная база, да и наполняемость в группах достаточно высока? В дошкольных образовательных учреждениях Рязанской области работают квалифицированные педагогические кадры, имеющие специальное педагогическое образование. В детских садах созданы все необходимые условия для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Предметно-пространственная организация помещений педагогически целесообразна, создает комфортные условия, способствующие эмоциональному благополучию детей, обеспечивает высокий уровень физического развития, охраны и укрепления здоровья детей. Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях регулируется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденными постановлением от 22.07.2010 №91 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В Европе начальная школа похожа на детский сад, а в нашей стране в садах увеличивается количество занятий. Как избежать заимствований в детском саду от школы? Может, в свете новых федеральных требований нам стоит позаимствовать опыт западных стран в области дошкольного воспитания? В новом законопроекте «Об образовании» дошкольное образование рассматривается как самостоятельный уровень образования в Российской Федерации. В связи с этим проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием особо актуальна. Не случайно сохранение преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Преемственность образования на разных ступенях является одним из показателей качества образования. Специфика дошкольного образования заключается в том, что оно должно обеспечить одновременно и преемственность со школой, и избегание искусственной акселерации при разработке программ для дошкольников. Можно ли подавать заявление о приеме ребенка в детский сад сразу в несколько дошкольных учреждений? В рамках действующего законодательства комплектование воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с порядком, разработанным в каждом муниципальном образовании Рязанской области. Количество дошкольных учреждений, в которые можно подать заявление о приеме ребенка в детский сад, различно: от одного до трех. В настоящее время министерством образования Рязанской области в целях упорядочения постановки на очередь и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на территории Рязанской области, разработано примерное положение о порядке комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Будет ли осуществляться обеспечение учебниками в рамках новых стандартов, и укрепляться материальная база? (Отсутствуют учебники и методические пособия) Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических). В областном бюджете заложены средства на учебные расходы, которые направляются в муниципальные бюджеты в виде субвенций. Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивают оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования, в том числе и учебниками. В свою очередь, из областного бюджета выделены средства на приобретение современного оборудования для первоклассников опорных школ региона. Оборудование каждого кабинета представлено: компьютерами учителя и учащихся, интерактивной приставкой, проектором, принтером, магнитно-маркерной доской, учебно-наглядными пособиями и т.д. Вследствие введения новых стандартов произошло сокращение часов по основным предметам за счет внедрения элективных курсов, кружковой работы   и   самостоятельной   работы   учащихся.    Не   повредит   ли   это фундаментальности знаний учащихся? Сокращение часов не произошло. Каждое образовательное учреждение составило учебный план, используя предложенный вариант примерного учебного плана начального общего образования, в котором объем недельной нагрузки составляет 21 час (с учетом третьего часа физической культуры). Не превратится ли школа в учреждение, которое представляет только услуги? Договорная основа между родителями и школой напоминает схему заказчик-исполнитель. В основе Стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.


Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования. Заключая договор, стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся прав на получение бесплатного качественного общего образования. Учитывая вышесказанное, всю свою работу образовательное учреждение должно строить на принципах сотрудничества и взаимопонимания со всеми участниками процесса. Как учитывать личные достижения учащихся? Основная образовательная программа школы включает раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования». Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу личностного характера: развивать у школьников умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения. Одним из вариантов оценки личностных достижений учащихся может служить технология «Портфолио». Как организовать урок в информационно-насыщенной среде? Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами. Современные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Почему  нет  четкого  перечня  тем,  которые  должны  изучаться  по конкретной дисциплине? Даются лишь рекомендации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представлен в новом формате, который определили как «Рамочный документ». В чем суть данного понятия? Стандарт 2004 года отличался высокой степенью детализации содержания образования, в котором для учеников определен минимум, а также четко были обозначены требования к выпускнику (должен знать, уметь применять). ФГОС НОО прописывает только требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание образовательного процесса, учебный план, учебные программы по предметам образовательное учреждение и учитель определяют самостоятельно, исходя из типа и вида конкретного ОУ, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.


Выводы по первой главе: Стандарт второго поколения дает большую самостоятельность школам. В свою очередь родители получают возможность выбора общеобразовательного учреждения для своего ребенка.

ГЛАВА 2 Характеристика образовательного учреждения.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63», является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.

Учредителем школы является муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области в лице Рязанской городской Думы и администрации города Рязани.

Школа в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного и муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233, и Уставом школы.

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии со своими целями, задачами и функциями, отвечает за результаты своей деятельности и выполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством.

Обучение и воспитание в школе ведется на русском языке.

В «МОУ СОШ №63» работают 68 педагогов, среди них: три Заслуженных учителя РФ, около 20 Отличников народного образования, 14 Почётных работников образования, 30 учителей награждены Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, 4 победителя конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Педагогический коллектив школы отличает высокий профессиональный потенциал: 49 % учителей имеют высшую квалификационную категорию, 27 % - первую, 12 % - вторую квалификационную категорию. Возглавляет педагогический коллектив Акинина Галина Анатольевна, Заслуженный учитель РФ, руководитель высшей квалификационной категории.