Файл: Содержание начального образования: состояние и перспективы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работает школа по адаптивной модели: общеобразовательные классы, классы развивающего уровня, гимназические, эстетические, с углубленным изучением предметов декоративно-прикладного искусства. На 3-ей образовательной ступени с 1992 года работают профильные классы: политехнический, экономический, химико-биологический, гуманитарный. Заключены договора о сотрудничестве с ВУЗами г. Рязани и Москвы. Для учащихся открыты элективные и пред профильные курсы по 20 направлениям. Региональный компонент учебных планов представлен следующими предметами: экология, история искусств, литературное краеведение, «Здравствуй, музей!», вышивка и кружевоплетение, резьба по дереву, глиняная игрушка, рисунок, композиция, народоведение, история русской культуры, основы экономики.

Развивается направление по информатизации образования: кабинет информатики и кабинет современных информационных технологий, создана медиатека уроков, 50% педагогов владеют и применяют информационные технологии обучения, 35% - обучаются.

С 2006 года школе присвоен статус «Школа здоровья», накоплен определенный опыт по здоровье сохранению учащихся: 100% учителей применяют на уроках здоровье сберегающие технологии обучения, в начальной школе успешно применяется методика В.Ф. Базарного. В школе внедряются следующие здоровье сберегающие программы: «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Все цвета, кроме черного», «Сохраним зрение», «Добрая дорога детства» и др. Выполняется питьевой режим для учащихся, работает кабинет здоровья: аэрофитотерапия, пневмомассаж глаз, ручной массаж. В школе три спортивных зала, один из которых – зал лечебной физкультуры, где учащиеся занимаются по авторской методике В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов. Повышение сил организма». Предмет «Физкультура» преподается 3 раза в неделю в классах первой и второй образовательных ступеней. Работают спортивные секции: кикбоксинг, волейбол, теннис, футбол, лыжи, рукопашный бой. В 2008 году школа стала дипломантом российского конкурса «Школа – территория здоровья».

Широко развита внеурочная деятельность по эстетическому и этнокультурному направлениям: фольклорный образцовый ансамбль «Таусень» - четырежды дипломант Международного фестиваля, образцовый инструментальный фольклорный ансамбль «Рязанские ложкари» - лауреат, дипломант областных и Всероссийских фестивалей, театральная студия - лауреат Всероссийских конкурсов, музыкальный театр, хор, вокальные группы, хореографическая студия, духовой оркестр, бисероплетение, ткачество, кружевоплетение, изостудия. В школе работают три музея: истории школы, народного быта, музей А.П. Гайдара. Музей народного быта является победителем городского и областного смотров музеев в 2009-ом и 2010-ом годах. Всего дополнительным образованием охвачено 68 % учащихся.


С 2008 года школа – активный участник международного общественного движения «Добрые Дети Мира». Под этим девизом проводятся все школьные мероприятия, среди них такие, как «День знаний», «День лицеиста», «День здоровья», «День школы», турслёт, «День Победы», «Последний звонок» и др.

На базе школы работали областная экспериментальная площадка по этнокультурному воспитанию учащихся, международная экспериментальная площадка «Роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока».

Большое внимание в школе уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Призовые места на городском и областном конкурсах заняли такие проекты, как «Наши деды – славные победы», «Из истории рода Фон Дервизов» (2008-2010 гг.).

Ежегодно учащиеся школы являются победителями предметных олимпиад (каждый год более 20 городских дипломантов, 3-4 победителя областных олимпиад). В 2006-2010 гг. наши дети участвовали в межрегиональных, российских олимпиадах по химии, экологии, биологии, литературе. В 2003 году Егоров Михаил стал бронзовым призёром международной олимпиады по физике.

В школе активно развивается система общественно-государственного управления и ученического самоуправления: работают Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты, Совет старшеклассников.

За годы работы школы в инновационном режиме педагогический опыт многократно обобщался в виде методических пособий, выступлений на различных семинарах, фестивалях, конкурсах, изданы книги «Школа XXI века. Путь к ученику» (2001 г.), «Управление здоровье сохранением учащихся» (2009 г.).

Школа трижды получала диплом «Лучшая школа России», заняла 3-е место в российском смотре на лучшую воспитательную систему.

За годы существования школы 96 учащихся награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 217 учащихся – серебряной медалью «За особые успехи в учении».

Заслуги школы в деле обучения и воспитания подрастающего поколения были высоко оценены российским государством: в 2006 году школа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стала победителем конкурса лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила президентский грант в размере одного миллиона рублей.

Опыт работы школы широко востребован в городе и области и неоднократно представлялся на семинарах руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, всероссийских конференциях.


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 63» разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Координационный Совет, Рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психологические особенности:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое


мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

• мета предметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава.


• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ №63» содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения учениками основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • используемые понятия, обозначения и сокращения;
  • договор о предоставлении общего образования МОУ «СОШ №63».

Основная образовательная программа начального общего образования

предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;