Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в организации финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля. С другой – в условиях формирования рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском. В этих условиях широкое распространение получил контроль в форме – аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами.

Такой контроль может быть государственным и независимым. Независимый контроль носит название «аудит». Главной целью аудита является обеспечение  контроля над достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные об использовании имущества и денежных средств, о проведении коммерческих операций и направлении инвестиций юридическим объектами могут быть объективно подтверждены независимым аудитом. Однако, несмотря на столь значительные изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые организационные и методологические основы финансового контроля в Российской Федерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы финансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось о необходимости разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в Российской Федерации».

Актуальность темы раскрывает деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия.

Объектом исследования стала аудиторская деятельность, предмет аудиторская деятельность как вид предпринимательства.

Цель исследования рассмотрение понятия аудиторской деятельности, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала, формулировать и обосновывать собственные выводы.


Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих  задач:

- изучить понятие аудита;

- проанализировать законодательство об аудиторской деятельности;

- изучить стандарты аудиторской деятельности;

-    рассмотреть аудиторскую деятельность как вид предпринимательства.

Методами исследования являются:

- изучение действующей нормативной базы, регулирующей аудиторскую деятельность;

- изучение и обобщение научной литературы;

- анализ практических материалов.

1 ГЛАВА Аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности     аудируемых   лиц и  соответствии порядка   ведения  бухгалтерского учета  законодательству  Российской Федерации.        Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Задачей аудита является установление:

1)       фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств);


2)      принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию/организации) по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, наличия прав и обязательств);

3)       отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);

4)       отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);

5)       отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка);

6)       точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация), а также

7)       объяснение, классификация и описание актива или обязательств в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и достоверности данных пояснительной записки, а также учитываются положения Налогового кодекса Российской Федерации. При этом определяются:

  • полнота отражения активов и пассивов в бухгалтерском балансе;
  • правильность исчисления чистой прибыли и отражения ее в отчете о прибылях и убытках;
  • подтверждение отраженных в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни первичными документами;
  • соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и соответствие самой учетной политики нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации;
  • тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений.

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием сопутствующих аудиту услуг.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора;


  • аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
  • индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;
  • индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности;
  • аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги;
  • аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;
  • аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;
  • не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 %;
  • в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

1.1 Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц

 Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;


3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

• непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

• выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

5) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

6) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

 При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;