Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Под психологической готовностью к школе рассматривают психическое развитие ребенка, его багаж знаний и навыков который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. В период дошкольного детства важную роль имеет

психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Это один из важнейших итогов психического развития. Бытует мнение, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

К школьному возрасту, дети приходят с абсолютно разным багажом опыта - знаниями, умениями, привычками, т. к. путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать - что такое современная школа.

Высокие требования предъявляются к организации воспитания и обучения, и становится необходимым поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленные на поиск методов обучения в соответствие требованиям жизни. И проблема готовности дошкольников к школе, стала особо важной задачей для педагогов и родителей. Решение предполагает определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, т. к. от решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Важной и пожалуй основной целью определения психологической готовности к школьному обучению, стала является профилактика школьной дезадаптации. В последние годы формирование различных классов, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода к обучению по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе. Это приводит к достижению поставленной цели, и достигается не менее важная задача, не происходит отторжения ребенком школы.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Кулагина И. Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность к школе. [15, с. 335][1] Важны оба аспекта, чтобы образовательная деятельность ребенка была успешной, скорее прошла адаптации к новым условиям, вхождение в новую систему отношений стало безболезненным.

Актуальность этой проблемы определила тему нашей курсовой работы «Исследование готовности детей к школьному обучению».


Цель: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.

Задачи:

  • изучение типов готовности к обучению в школе;
  • анализ методов диагностики психологической готовности к школе;
  • выявить основные причины неподготовленности детей к школьному

обучению;

  • рассмотреть процедуру определения готовности к школе;
  • выявить варианты развития, влияющие на школьное обучение.

Гипотеза исследования: мы предположили, что своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучения в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.

Объект нашего исследования – стали дети подготовительной группы МДОУ №5.

Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Используя выбранные нами методы исследования: экспериментирование и тестирование, докажем что показатели психологической готовности можно выявить с помощью своевременных диагностик в 5-6 летнем возрасте, создав для этого необходимые условия.

Были использованы существующие отечественные и зарубежные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью, которые отвечают этим методологическим принципам. Среди них методика методика А. Лурия «10 слов», методика «Домик» Н.И. Гуткиной, тест Керна –Иерасека.

Разработанность в науке: проблема готовности детей дошкольного возраста к школе не является новой. В зарубежных исследованиях (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасека и др.) широко изучена и описана школьная зрелость детей. В отечественной психологии серьезной проработкой проблемы готовности к школьному обучению, занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович; Д. Б. Эльконин; Н.Г. Салмина; Е.Е. Кравцова; Н. В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Эти авторы, следующие за Л. С. Выготским считают, что обучаясь, ребенок развивается и потому обучение можно начинать, когда задействованные психологические функции еще не созрели. Кроме того, авторы исследований считают, что для успешного обучения в школе является не совокупность знаний и навыков ребенка, а определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.

Практическая значимость материал данной курсовой работы: можно использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов.


Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа на 57 страницах.

Нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

1.1 Типы готовности к школьному обучению

Желание ребенка хорошо учиться выливается из его стремления к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям в школе. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых людей на обучения как на важную часть содержательной деятельности, гораздо более важную, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, возможность подняться на новую возрастную планку в глазах младших и подражать более старшим –это стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует данную личность как Центральное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Она определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему отношений к действительности, к самим себе и другим людям. Образ жизни ребенка в качестве человека, участвующего в общественном деле, общественно значимо и общество оценивает по достоинству тот факт, признается ли ребенком как адекватный для него путь к взрослости; он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществляет его функции» -Д.Б. Эльконин.

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалась М.Р. Гинзбург [21, С.414],[2] используя свою оригинальную методику. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т. д.), каждый напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Следовала устная инструкция:


«Это школьники, они учатся в школе; это- дошкольники, они играют. Теперь я собираюсь дать разные слова, а вы думайте, кому подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передавать карточку ребенку, который помещает ее в одном из ящиков. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

Этим методом было опрошено всего 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 человек). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-летних детей, посещающиеся д/сада и учащиеся школы относятся к школе положительно. Все обследованные описали положительными прилагательными школьников, а дошкольников - отрицательными. Исключение составили всего трое детей (один-из д/с, двое из школы).

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно сказать, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел на новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. школой, когда причастность переживается ребенком как его собственная потребность. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольной игры, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учебным процессом. [25, С.235][3]

Эта положительная направленность ребенка на школу является важной предпосылкой успешной деятельности т. е. принятие соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для детей, поступающих в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста необходимо развивать такую форму общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (М.И. Лисина). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены прямые эмоциональные контакты, когда нельзя говорить про посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на вопросы и задавать вопросы, предварительно подняв руку. Дети готовы в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя правильно на занятиях.


Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, производительности поведению, т. е. определенный уровень развития сознания. О личной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, идентифицирующие позицию школьника (методика Н.И. Гуткина), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывать чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется, чтобы дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых учиться, слабую познавательную потребность, больше привлекает игра.

Определение личностной готовности ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, установленных учителем, при работе по образцу. Таким образом, особенности любого поведения прослеживаются не только в наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но с помощью специальных методик.

Широко известен ориентационный тест школьной зрелости Керн-Йирасек, он включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и группы точек, т. е. образец. Похожи на эти задания встречаются в методике Н.И. Гуткиной [9, С.235][4] «Домик»: дети копируют изображение дома, составленный из элементов прописных букв. Есть и более простые методы.

Задания А.Л. Венгера «исправить мышкам хвосты» и «нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер графический диктант и «образец и правило». [17, С.384][5]