Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (практические подходы к проблеме развития межличностных отношений детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание -ролевой игры ребенком благодаря , которую он себя принимает. - средство осуществления и основной сюжетно-ролевой .

Для ребенка дошкольного возраста - это его позиция: он себя с -нибудь персонажем и функционирует представлениям об герое. На дошкольного детства роли в -ролевой игре от осуществления действий к -образам [9].

В дошкольном возрасте игры содержится характерных отношениях , роль которого ребенок, с лицами, роли берут на иные дети. играх зарождаются диалоги, благодаря обнаруживаются отношения персонажами, определяется взаимодействие.

В -ролевой игре большие возможности развития навыков , в первую – развития рефлексии человеческой способности свои собственные , потребности и , соотнося их действиями, потребностями переживаниями других . В способности рефлексии таится понимать, чувствовать человека.

Содержанием игры у дошкольников ставится правилам, вытекающим взятой на роли. Дети возраста чрезвычайно относятся к правил. Исполняя игре правила поведения, дети внимание на , что «бывает». они спорят том, что и что бывает: «Мамы не делают!», « доктор так с больным?» т. п.

образом, развитие и содержание игры отражает более глубокое ребенка в окружающих взрослых .

В игре два вида – игровые и . Игровые отношения взаимоотношения по и роли. взаимоотношения – это детей как , товарищей, выполняющих дело. Они договариваться о , о распределении , обсуждать возникающие ходе игры и недоразумения. игровой деятельности общение: игра от ребенка качеств, как , общительность, способность свои действия действиями группы , чтобы устанавливать поддерживать общение.

в общении , прежде всего, основе совместной деятельности, а по поводу . Именно в общения по игры ребенок с необходимостью контакты, применять практике усвояемые поведения по к своим , приспосабливать эти и правила разнообразным конкретным . В самом детей друг другом непрерывно ситуации, требующие действий, проявления отношения к , умение отказаться личных желаний достижения общих .

Дети, конечно , не всегда нужные способы отношений. Нередко ними возникают , когда каждый свое желание, считаясь с и правами . Но именно этом возрасте открывает для ту истину, без сопереживания , без уступки он сам в проигрыше. игре ребенок в отношения от других .

Общение по игры выступает действительности как социальных отношений. в этих ребенок учится человеком. Для ребенка старшего значимо быть сверстниками, поэтому старается соответствовать играющих.


«Я не буду!» – , содержащее понимание вины перед и обещание поступать плохо отношению к .

Ребенок, конечно , нарушает свое , ведь он эмоционален, но обещает искренне. полностью захватывает , заставляет его переживать те , которые должны изображаемые персонажи, – , сочувствие, уважение др.

Ребенок, в сообразительности, владеющий нужными игры действиями, медлительностью, также раздражение сверстников. таким трудно , он постоянно правила, по вине расстраивается . Таким ребенком, конце концов, , и он в число .

Капризули, плаксы, , все те, не в доиграть до конца сюжета, другие дети, затрудняют нормальные отношения, становятся сверстниками. Они – конфликтов и . Они – источник дискомфорта. Сверстники хотят с связываться.

Игровые – суровые отношения правилам. Только , смышленый и ребенок не раздражать других , будет нравиться будет ими . Взрослый должен исследовать причины, которым дети сверстника. Слабый с физическими также вызывает детей неприязнь, инее опрятный новенький. Тихий плаксивый может желание не его в . От душевных взрослого зависит, ли дети к сопереживанию, и великодушию. личности ребенка неполным, если не движет быть признанным. [2]

2 Практические подходы проблеме развития отношений детей дошкольного возраста организацию игровой

2.1 Методика исследования отношений детей дошкольного возраста

и исследование отношений связано значительными методическими , поскольку отношение, отличие от , не может непосредственно наблюдаемо. методы, широко при исследовании отношений взрослых , также имеют диагностических ограничений, мы имеем с дошкольниками. и задания , адресованные дошкольникам, правило, провоцируют ответы и детей, которые не соответствуют реальному отношению окружающим. Кроме , вопросы, требующие ответа, отражают или менее представления и ребенка. Однако осознанными представлениями реальными отношениями в большинстве существует разрыв. своими корнями в более пласты психики, не только наблюдателя, но от самого .


Вместе с в психологии определенные методы методики, позволяющие особенности межличностных дошкольников. Эти можно условно на объективные субъективные. К методам относятся , которые позволяют внешнюю воспринимаемую взаимодействия детей группе сверстников. картина так иначе отражает их взаимоотношений. этом психолог педагог констатирует поведения отдельных , их симпатии антипатии и более или объективную картину дошкольников. В от этого, методы направлены выявление внутренних характеристик отношения другим детям, всегда связаны особенностями его и самосознания. субъективные методы большинстве случаев проективный характер. , выявляющие объективную межличностных отношений

объективных методов, в группе , наиболее популярными :

  • социометрия,
  • метод ,
  • метод проблемных .

Остановимся на этих методов .

Социометрия

Уже старшей группе сада существуют прочные избирательные . Дети начинают разное положение сверстников: одни предпочитаемы для детей, а — менее. Обычно одних детей другими связывают понятием «лидерство». более правильно данного возраста не о , а о или популярности детей, которая отличие от не всегда с решением задачи и руководством какой- деятельностью. Степень ребенка в ровесников имеет значение. От , как складываются дошкольника в сверстников, зависит путь его и социального . Положение детей группе (степень популярности или ) в психологии социометрическими методами, позволяют выявить (либо не ) избирательные предпочтения . В этих ребенок в ситуациях осуществляет предпочитаемых и предпочитаемых членов группы. Остановимся описании некоторых методик, соответствующих особенностям дошкольников 4—7 .

«Капитан корабля»

материал. Рисунок или игрушечный .

Проведение методики. время индивидуальной ребенку показывают корабля (или кораблик) и следующие вопросы:

1. бы ты капитаном корабля, из группы взял бы в помощники, отправился в путешествие?

2. Кого бы на в качестве ?

3. Кого ни что не бы с в плавание?

4. еще остался берегу?

Как , такие вопросы вызывают у особых затруднений. уверенно называют -три имени , с которыми предпочли бы « на одном ». Дети, получившие число положительных у сверстников (1- и 2-й ), могут считаться в данной . Дети, получившие выборы (3-й 4-й вопросы), в группу (или игнорируемых).

« домика»

Стимульный . Лист бумаги, котором нарисованы домика. Один них — большой, , красного цвета, другой — маленький, , черного цвета.

теста. Взрослый ребенку обе и говорит: « на эти . В красном много разных , книжек, а черном игрушек . Представь себе, красный домик тебе и можешь приглашать себе всех, хочешь. Подумай, из ребят группы ты пригласил к , а кого бы в домик». После взрослый отмечает детей, которых берет к в красный , и тех, он хочет в черный . После окончания можно спросить детей, не ли они -то поменять , не забыли они кого-.


Интерпретация результатов теста достаточно : симпатии и ребенка прямо с размещением в красном черном домиках.

наблюдения

Данный является незаменимым первичной ориентировке реальности детских . Он позволяет конкретную картину детей, дает живых, интересных , отражающих жизнь в естественных него условиях. наблюдении необходимо внимание на показатели поведения :

— инициативность — отражает ребенка привлечь себе внимание , побудить к деятельности, выражению к себе своим действиям, радость и ;

— чувствительность к сверстника — отражает и готовность воспринять его и откликнуться предложения. Чувствительность в ответных ребенка на сверстника, в инициативных и действий, в собственных действий действиями другого, умении замечать и настроения и подстраиваться него;

— преобладающий фон — проявляется эмоциональной окраске ребенка со : позитивной, нейтрально- и негативной.

каждого испытуемого протокол, в по приведенной схеме отмечается данных показателей степень их , которая измеряется условных баллах — 1 до 3.

Так, или слабовыраженная (0–1 балл) может о неразвитости в общении сверстниками или неумении найти к ним. и высокий инициативности (2–3 балла) о нормальном развития потребности общении.

Отсутствие к воздействиям , своеобразная «коммуникативная » (0–1 балл) говорит неспособности видеть слышать другого, является существенной в развитии отношений.

Важной характеристикой общения преобладающий эмоциональный .

В случае, преобладающим является фон (ребенок раздражается, кричит, сверстников или дерется), ребенок особого внимания. же преобладает фон или и отрицательные по отношению сверстнику сбалансированы, это свидетельствует нормальном эмоциональном по отношению сверстнику.

Наблюдая, не только поведение детей указанным параметрам, и замечать описывать живую детского взаимодействия. высказывания, поступки, , способы выражения к сверстнику дать незаменимые факты детской , которые нельзя никакими другими .

Метод проблемных

Для целенаправленного межличностных отношений создавать такие эксперименты, в ребенок будет перед необходимостью социальной проблемы ( или не со сверстником, его действия, конфликт и .). Подобные ситуации являются простыми совместной деятельности, — игры и рядом, в дети могут интерес к , оценивать его , оказывать поддержку помощь.

Приведем примеров возможных ситуаций:

Ситуация « куклу»

В участвуют четверо и взрослый. ребенку дают куклу (девочка мальчик), которую нарядить на . Взрослый раздает конверты с кукольной одежды, из бумаги ( девочек — платья, мальчиков — костюмы). цвету, отделке раскрою все одежды отличаются от друга. этого, в вкладываются различные , украшающие платье костюм (бантики, , галстуки, пуговицы пр.) и наряд куклы , сережки, туфли. предлагает детям свою куклу бал, самая из кукол королевой бала. , приступая к , дети вскоре , что все одежды в перепутаны: в оказывается три и один , а в — три ботинка, ни одного и т.. Таким образом, ситуация, предполагающая обмен деталями. вынуждены обращаться помощью к сверстникам, просить для их вещь, выслушивать реагировать на других детей. окончании работы оценивает (хвалит делает замечания) одетую куклу вместе с решает, чья станет королевой .


Ситуация «Мозаика»

методике участвуют детей. Взрослый каждому из свое поле выкладывания мозаики свою коробку цветными элементами. одному из предлагается на поле выложить , а другому — за действиями . Здесь важно внимание на и активность наблюдающего ребенка, включенность и к действиям . В процессе ребенком задания сначала порицает ребенка, а поощряет их. фиксируется реакция ребенка на взрослого, обращенную его сверстнику: ли он с несправедливой , или поддерживает оценки взрослого, ли протест ответ на или принимает .

После того домик завершен, дает аналогичное другому ребенку.

второй части ситуации детям наперегонки выложить своем поле . При этом разного цвета не поровну: коробочке одного преимущественно лежат детали, а коробочке другого — . Приступив к , один из вскоре замечает, в его недостаточно желтых . Таким образом, ситуация, в дети вынуждены за помощью своему сверстнику, нужные для солнышка желтые .

После того оба солнышка , взрослый просит над солнышком . На этот необходимых элементов оказывается в другого ребенка.

и желание помочь другому отдать свою , даже если нужна ему , реакция на сверстников служат сопереживания.

Во приведенных выше ситуациях важно следующие показатели детей:

1. Степень вовлеченности ребенка действия сверстника. к сверстнику, чувствительность к , что он , может свидетельствовать внутренней причастности нему. Безразличие равнодушие, напротив, о том, сверстник является ребенка внешним, от него .

2. Характер участия действиях сверстника, .е. окраска вовлеченности в сверстника: положительная ( и поддержка), (насмешки, ругань) демонстративная (сравнение собой).

3. Характер степень выраженности сверстнику, которые проявляются в реакции ребенка успех и другого, порицание похвалу взрослым сверстника.

4. Характер степень проявления форм поведения ситуации, когда стоит перед — действовать «в другого» или « свою пользу». ребенок совершает поступок легко, , без малейших , можно говорить том, что действия отражают , личностный слой . Колебания, паузы, времени могут о моральном принуждении и альтруистических действий мотивам.

Использование методик дает полную картину только особенностей ребенка, но позволяет вскрыть основания того иного поведения, на сверстника. и практически- отношения выявляются этих методиках неразрывном единстве, особенно ценно диагностики межличностных .

Наиболее распространенным исследования межличностных дошкольников является . Межличностные отношения при этом избирательные предпочтения в группе . В многочисленных (Я. Л. , Т. А. , В. Р. , А. В. , В. С. и др.) показано, что протяжении дошкольного (от 3 до 7 ) стремительно увеличивается детского коллектива — дети становятся более предпочитаемыми в группе, все прочнее положение отверженных. и обоснование , которые делают , изменяется от качеств до характеристик. Было также, что самочувствие детей общее отношение детскому саду многом зависят характера отношений со сверстниками.