Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (практические подходы к проблеме развития межличностных отношений детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной функцией коллектива детей дошкольного является формирование той модели отношений, с которой они войдут в жизнь. Она позволит им включиться в процесс социального созревания и раскрыть свой нравственный и интеллектуальный потенциал. Таким образом, для межличностных отношений в дошкольном возрасте характерны такие признаки:

1. Формируются и развиваются основные стереотипы и нормы, которые регулируют межличностные отношения;

2. Инициатором отношений между детьми выступает взрослый;

3. Контакты носят не долговременный характер;

4. Дети всегда ориентируются на мнение взрослых, в своих действиях всегда равняются на старшего. Проявляют идентификацию с людьми, которые близки им в жизни и сверстниками;

5. Главная специфичность межличностных отношений в этом возрасте заключается в том, что отчетливо проявляется в подражании взрослым.

Дети старше пяти лет объединяются в группе на основе игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности ребенка в этом возрасте. Детские игровые объединения имеют не постоянные состав, который определяется, как правило, содержанием игры. Только 13% этих детских объединений имеют постоянный состав. В пять лет формируются микро- группы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8% из них – смешанные. [14]

Статус ребенка в игровом объединении оказывает существенное влияние на успешность его индивидуальной деятельности: 62% признаваемых сверстниками детей проявляют высокую успешность и 33% - среднюю, в то время как среди не признаваемых 35% -средне успешны и 52% с низкой успешностью.

Признаваемые ориентируются на результат, не признаваемые - на процесс, на то, чтобы выполнить задание как можно лучше. В то время как успешность или не успешность в деятельности ребенка оказывает влияние и на его личностное поведение. Так, высокая успешность влияет и на его активное поведение, укрепляет его веру в свои силы, появляется желание помочь, одобрить, похвалить другого. Низкая успешность вызывает агрессию, отрицательное доминирование, желание прекратить деятельность, желание добиться похвалы или же обиду, слезы и уход в себя. [13]

Как показали работы Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.


В то же время межличностные отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

Для того чтобы выявлять особенности развития детских отношений необходимо понимать, в чем они выражаются, и какая психологическая реальность за ними стоит. Без этого остается непонятным — что именно нужно выявлять и воспитывать: социальный статус ребенка в группе; способность к анализу социальных признаков; желание и умение сотрудничать; потребность в общении со сверстником? Несомненно, все эти моменты важны и требуют специального внимания как исследователей, так и воспитателей. В то же время практика воспитания требует выделения некоторого центрального образования, которое представляет безусловную ценность и определяет специфику именно межличностных отношений в отличие от других форм психической жизни (деятельности, познания, эмоциональных предпочтений и пр. Эта особенность заключается в неразрывной связи отношения ребенка к другому и к самому себе.

В отношении к другим всегда проявляется заявляет о его Я. не может только познавательным; всегда отражает личности самого . В отношении другому всегда главные мотивы жизненные смыслы , его ожидания представления, его себя и к себе. поэтому межличностные (в особенности близкими людьми) всегда являются напряженными и самые яркие (как позитивные, и негативные).

же субъектно- содержание имеет отношение к человеку. С стороны, можно к другому к уникальному , обладающему абсолютной и не к своим действиям и , а с — воспринимать и его внешние характеристики (наличие него предметов, в деятельности, слова и и пр.).


старших дошкольников -ролевая игра по-настоящему . Одному ребенку справится с замысла, требуется сотрудничество, которое актуально-деловым по типу «» и «здесь». стремится привлечь себе внимание. особенно чувствителен разным «признакам» к себе стороны других . Вместе с ребенок начинает недостатки сверстника. особенность восприятия с ревнивым ко всем действиям, поступкам, . Проявляется так потребность ребенка самопознании и самовосприятии.

К дошкольному возрасту, является для не только партнером по и совместной , не только самопознания, но неотъемлемой стороной самосознания, субъектом его целостного, «Я». Сравнение со сверстником противопоставление ему во внутреннюю , которая делает более глубокие отношения у .

Общение со имеет ряд особенностей, качественно его от с взрослым.

яркое отличие сверстников заключается его чрезвычайно эмоциональной насыщенности. эмоциональность и контактов дошкольников их от с взрослым. среднем в сверстников наблюдается 9-10 раз больше -мимических проявлений, самые разные состояния - от негодования до радости, от и сочувствия драки. Дошкольники одобряют ровесника гораздо чаще с ним конфликтные отношения, при взаимодействии взрослым.

Столь эмоциональная насыщенность детей, по-, связана с , что, начиная четырехлетнего возраста становится более и привлекательным по общению. общения выше сфере взаимодействия сверстником, чем взрослым.

Другая особенность контактов заключается в нестандартности и . Если в с взрослым самые маленькие придерживаются определенных поведения, то взаимодействии со дошкольники используют неожиданные и действия и . Этим движениям особая раскованность, нормированность, незаданность образцами: дети , принимают причудливые , кривляются, передразнивают друга, придумывают слова и и т. .

Подобная свобода, общения дошкольников проявить свою и свое начало. Если несет для культурно нормированные поведения, то создает условия индивидуальных, ненормированных, проявлений ребенка. , что с контакты детей более подчиняются правилам поведения. нерегламентированность и общения, использование и нестандартных остается отличительной детского общения конца дошкольного .

Еще одна особенность общения - преобладание инициативных над ответными. ярко это в невозможности и развить , который распадается -за отсутствия активности партнера. ребенка значительно его собственное или высказывание, инициатива сверстника большинстве случаев не поддерживается. взрослого дети и поддерживают в два чаще. Чувствительность воздействиям партнера меньше в общения со , чем с . Такая несогласованность действий детей порождает конфликты, , обиды.


Перечисленные отражают специфику контактов на всего дошкольного . Однако содержание детей существенно от трех шести-семи .

1.2 Игровая деятельность предмет развития отношений у старшего дошкольного

Игра – основной деятельности в возрасте. Блестящий игры Д. . Эльконин полагает, игра социальна своей природе непосредственному насыщению спроецирована на мира взрослых. игру «арифметикой отношений», Эльконин ее как , возникающую на этапе, как из ведущих развития психических и способов ребенком мира . [ 15]

Отечественные психологи педагоги процесс понимали, как общечеловеческого опыта, ценностей. Игра стабильное и в жизненной и, значит, деятельностью, в стабильное отражают правила и игры – в заложены устойчивые и нормы, повторяемость правил создает тренинговую развития ребенка. же идет установки игры, способствует тому, ребенок верил не верил все, что в сюжете . Во многих «функция реального» то ли виде срезовых , то ли виде предметов – , то ли самой интриге . А.Н. доказал, что овладевает более , непосредственно недоступным кругом действительности, в игре. , ребенок обретает и осознает личностью. Для игра – сфера социального творчества, и творческого . Игра необычайно . Игра – путь ребенком себя коллективе сверстников, на социальный , культуру прошлого, и будущего, социальной практики, пониманию.

В деятельности дошкольников реальные общественные , складывающиеся между . Эти общественные – главное, что в процессе .

Реальные отношения, от уровня развития детей, не совпадают теми отношениями, ребенок изображает, сюжетом, взятой себя ролью правилом игры.

реальных взаимоотношений скрытой тем , чем больше игра. В с правилами взаимоотношения как нейтрализуются; у нет возможности строить свои и приобретать опыт, необходимый развития их членов детского , дошкольного коллектива. такая организация , которая удовлетворяла социальной потребности и являлась для них общественных взаимоотношений.

немалый срок, чем у сложатся простейшие индивидуального поведения, он станет двигаться, действовать собственной инициативе. у ребенка позволяет ему индивидуальную игру как-то свою жизнь детской среде. рядом становятся формой организации и деятельности . Каждый ребенок своей игре достаточное содержание не мешает рядом. Дети терпимо друг другу именно , что они на индивидуальной .


В исследованиях . В. Антоновой, . А. Иванковой, . А. Марковой, . И. Щербаковой особенности взаимодействия в игре. основании этих выделена группа , характеризующие взаимодействие в игре:

1. ли ребенок взаимодействие?

2. Кому ставит игровые : взрослому или ?

3. Умеет ли принимать игровые ?

4. Какова длительность детей в ?

В процессе за игрой бесед с ребенка взрослыми , вступает ли во взаимодействие, его игры индивидуальный характер. , который играет , можно постараться к совместной со взрослыми со сверстниками, ему игровые .

В сюжетно- играх складываются условия для взаимоотношений детей.

дошкольном возрасте -ролевая игра ведущей деятельностью, общение становится частью и . Общение ребенка сверстниками осуществляется игре и поводу игры.

– ролевая игра в старшем возрасте имеет особенности:

1. Игровой устойчивый, развивающийся, .

2. Дети совместно замысел игры, к мнению , достигая при согласия.

3. Проявляется уровень игрового , возникает длительная игры.

4. Дети игрой намечают план, в по ходу коррективы и в виде идей и , импровизируют.

5. Моделируют взаимоотношения между .

6. Совместно строят творчески развивают игр, привносят них знания, из разнообразных : наблюдений, книг, и т. .

7. Ролевое взаимодействие , используются разнообразные выразительности.

8. Речь значительное место реализации роли, обозначается словом; помощью речи раскрывают сущность отношений, часто заменяют игровые .

9. Дети широко изобретательно используют игре предметы – , природный материал, , подсобные материалы.

10. , что условие роли — соблюдение .

В игре утверждают свои и деловые , радостно переживают успехи и страдают в неуспеха. В детей друг другом возникают , которые непременно выполнять.

Этого сами условия . Ребенок учится включению в сосредоточению на , включенных в ситуацию, на разыгрываемых действий сюжетов. Если не готов не хочет внимательным к , что требует него предстоящая ситуация, если считается с игры, то просто изгоняется . Потребность в со сверстниками, их эмоциональном вынуждает ребенка целенаправленному сосредоточению запоминанию.

Д.. Эльконина, который на социальную игры. Желание себя, овладеть или иными присуще деятельной детей [15].

Сюжетно- игра имеет структурные компоненты: , содержание, роль.

элементом сюжетно- игры является , без него существует самой -ролевой игры. игры - это область действительности, отображается детьми.

старшего дошкольного осознанно подходят выбору сюжета, его обсуждают, примитивном уровне развитие содержания. новые сюжеты, навеяны впечатлениями, за границами учреждения: по мультсериалов, прочтенных книг, рассказов и др. обобщение игровых ; кроме условных символических действий, инициативно применяют комментарии («Все будто поспали - сразу идем зал на !»; «Давайте так: уже прилетели Африку!»). Эти комментарии представляют словесное замещение -нибудь событий. прибегают к , чтобы не логику развертывания игры [7].