Файл: "Основы нотариата. Понятие и виды наследования".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) наследники, имеющие право на обязательную долю. В соответствии с ГК РФ свобода завещательного распоряжения ограничена правилами об обязательной доле в наследстве, которая резервируется за отдельными наследниками. Посредством обязательной доли закон охраняет права лиц, о которых наследодатель должен заботиться. Аналогичный институт известен и гражданскому праву Франции.

Согласно п. 1 ст. 1149 ГК РФ право на обязательную долю в наследстве имеют следующие граждане:

1) несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя;

2) нетрудоспособные супруг и родители наследодателя;

3) нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию.

Правом на обязательную долю в наследстве обладают несовершеннолетние, которые приобрели полную дееспособность до достижения 18 лет. Речь идет о гражданах, объявленных эмансипированными (в соответствии со ст. 27 ГК РФ), а также о лицах, вступивших в брак (ст. 21 ГК РФ). Таким образом, приобретение несовершеннолетними полной дееспособности не лишает их права на получение обязательной доли в наследстве.

Французский закон оперирует понятиями так называемой «свободной доли», которой наследодатель при наличии определенных наследников вправе свободно распоряжаться посредством совершения безвозмездных сделок (путем дарения или путем завещания), и «резерва», т.е. обязательной доли, которой наследодатель не может лишить определенных наследников. Определение законом круга обязательных наследников соответствует исключительно критерию родственной связи или состоянию в брачных отношениях. Такие юридические факты, как несовершеннолетие, нетрудоспособность или нахождение на иждивении наследодателя, не принимаются во внимание. К гражданам, имеющим право на обязательную долю, французское законодательство относит: детей и других родственников по нисходящей линии, а в случае их отсутствия пережившего супруга (ст. 913 и 914-1 ФГК).

Закон 2001 г. сохранил прежние положения об обязательной доле в наследстве, в соответствии с которыми предусматривался «резерв» для родственников по восходящей линии, которые призывались к наследованию перед пережившим супругом, поскольку последний имел право на "резерв" лишь в их отсутствие (прежняя редакция ст. 914 и 914-1 ФГК), однако вследствие реформы 2006 г. эти нормы были упразднены.

Новые положения явно свидетельствуют об уменьшении роли родственных связей во французском праве, т.к. теперь наследодатель может лишить родственников наследства, что подчеркивает все меньшую значимость семьи, которая сводится к своему простейшему составу: супруги и их дети. «Семья» в российском законодательстве является более широким понятием, т.к. включает в себя не только родственников, причем не только в рамках призвания к наследованию, но и также в отношении предоставления обязательной доли.


Интересным представляется сопоставление этих положений с системой социальной защиты так называемых «зависимых» от наследодателя людей: очевидно, что в России именно физические лица берут на себя заботу о них. Исключение их из числа наследников во французском праве - связано ли оно с более развитой социальной защитой, осуществляемой публичной властью, и национальной солидарностью? Мы не будем отвечать на этот широкий вопрос, который, однако, следовало бы задать...

В свою очередь, российское наследственное право может показаться более суровым, чем французское, т.к. оно обусловливает возникновение у лица статуса обязательного наследника его неспособностью себя обеспечить. Эти политические решения четко определяют место субъектов в обществе: «на Бога надейся, а сам не плошай», - говорит российский законодатель; «ты можешь рассчитывать на состояние своего отца», - отвечает ему французский законодатель.

Российская и французская системы имеют не только различные критерии определения круга обязательных наследников, различия существуют и в расчете обязательной доли в наследстве;

б) расчет обязательной доли. В соответствии с российским правом обязательные наследники наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (п. 1 ст. 1149 ГК РФ).

Представим такую ситуацию: после смерти наследодателя осталось два сына, один из которых несовершеннолетний. Других наследников первой очереди не было. Между тем выяснилось, что все имущество завещано знакомой. Поскольку один из сыновей несовершеннолетний, то он имеет право на обязательную долю. Она составляет не менее половины той доли, которая причиталась бы ему при наследовании по закону. При наследовании по закону каждый из сыновей получил бы по 1/2 доле, но поскольку есть завещание, то несовершеннолетний получит 1/4 долю наследственного имущества, а 3/4 доли перейдет по завещанию к знакомой наследодателя.

Согласно ранее действовавшему законодательству размер обязательной доли составлял не менее двух третей законной доли (ст. 535 ГК РСФСР). Таким образом, мы видим, что в российском гражданском законодательстве прослеживается тенденция расширения свободы завещания.

Следует отметить, что недостойные наследники не могут претендовать на обязательную долю в наследстве (п. 4 ст. 1117 ГК РФ).

Это законодательное решение представляется достаточно логичным, и оно по умолчанию воспринято французским правом, потому что обязательная доля - это наследственная часть. Другими словами, чтобы быть обязательным наследником, для начала нужно быть наследником: не удивительно, что в этом обе системы единодушны.


Однако расчет обязательной доли отличается. В отношении детей французский законодатель в первую очередь определил размер свободной доли (ст. 913 ФГК), а не «резерва», обязательной доли, ее дополняющей. Размер свободной доли зависит от количества детей: он не превышает 1/2 имущества наследодателя, если после его смерти остался один ребенок (или иной нисходящий родственник), 1/3, если после его смерти останутся двое детей, и 1/4 - если останутся трое и более детей. Таким образом, обязательная доля рассчитывается в общем виде (а не индивидуально): например, если детей двое, каждый из них будет иметь право на половину обязательной доли (которая составляет 2/3), иными словами - на 1/3. Но если детей двенадцать, каждый будет иметь право на 3/48, или же 1/16.

Таким образом, здесь нет соотношения с долей, которая причиталась бы наследникам по закону при отсутствии завещания: на двоих детей приходится законная доля в размере 1/2 и минимальная доля в размере 1/3, тогда как на двенадцать детей, которые могли бы рассчитывать каждый на 1/12, приходится минимальная доля в размере 1/16.

Из общего характера обязательной доли вытекает одно важное последствие: если один из детей отказывается от наследства, это тем не менее не уменьшает размер обязательной доли, а также не увеличивает размер свободной доли, которой наследодатель может распорядиться в завещании. Например, если среди трех детей наследодателя один отказывается от наследства или признается недостойным наследником, обязательная доля остается фиксированной в размере трех четвертей, как если бы после смерти наследодателя осталось трое наследующих детей. По крайней мере, именно такое судебное решение было принято Кассационным судом еще много лет назад. В настоящее время законодатель ограничивается правилом, что «ребенок, который отказывается от наследства, включается в число детей наследодателя, только если имеются лица, которые могут быть призваны к наследованию по праву представления, либо если он в силу ст. 845 связан обязанностью включения полученного по безвозмездной сделке в состав наследства» (абз. 2 ст. 913 ФГК). Данное положение было введено Законом N 2006-728 от 23 июня 2006 г. Таким образом, если после смерти наследодателя осталось двое детей, при этом отказывающийся от наследства ребенок имеет детей (которые могут наследовать по праву представления), то отказавшийся от наследства ребенок будет приниматься во внимание при расчете обязательной доли. Если же отказавшийся ребенок не имеет детей и других нисходящих родственников, которые могут наследовать по праву представления, то при расчете обязательной доли он учитываться не будет.


Что касается супруга, который имеет право на обязательную долю лишь в отсутствие детей, ее размер является фиксированной величиной: он составляет 1/4 наследства. Следовательно, при наличии отца и матери обязательная доля соответствует половине законной доли (которая составляет 1/2), а в отсутствие отца и матери обязательная доля соответствует только одной четверти законной доли, т.к. супруг в этом случае при наследовании по закону вправе рассчитывать на все наследство. Таким образом, и здесь отсутствует связь между обязательной и законной долями.

В обеих системах установление правил об обязательной доле отвечает идее защиты интересов некоторых категорий наследников вопреки воле наследодателя. Остается только вопрос: нужно ли их самих защищать путем установления запрета на отказ от уменьшения завещанной доли, что может повлиять на обязательную долю, или отказаться от обязательной доли в пользу другого наследника?

в) отказ от обязательной доли в наследстве. Учитывая, что в российском праве обязательная доля является предоставлением личного характера, право на обязательную долю не переходит к другим лицам. Например, гражданин, имеющий право на обязательную долю, не может отказаться от обязательной доли в пользу другого наследника. Согласно ст.1158 ГК РФ допустим лишь отказ от обязательной доли без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследственного имущества (безусловный отказ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 1156 ГК РФ обязательная доля не переходит в порядке наследственной трансмиссии.

Во французском праве любой предполагаемый обязательный наследник еще до открытия наследства вправе отказаться от обязательной доли в наследстве путем совершения соответствующего акта об уменьшении доли (ст. 929 ГК Франции). Этот предварительный отказ должен быть сделан в пользу одного или нескольких определенных лиц. В силу своей важности отказ осуществляется посредством специального акта, удостоверяемого двумя нотариусами (ст. 930 ФГК), и он связывает отказавшееся лицо только со дня, когда он принят лицом, призываемым к наследованию. Отказ путем совершения акта об уменьшении обязательной доли не является отказом от наследства. Кроме того, невозможно отказаться от наследства, которое еще не открыто. Речь здесь идет лишь об отказе воспользоваться обязательной долей, которая носит личный характер: отказ может касаться всего размера обязательной доли или только ее части. Он также может выражаться в ограничении права совершения безвозмездной сделки на конкретное имущество. Но во всех случаях, и это следует подчеркнуть, отказ имеет силу в отношении наследников по праву представления отказавшегося (ст. 930-5 ГК Франции), обязательная доля которых в случае их призвания в качестве необходимых наследников будет уменьшена без их согласия. Институт обязательной доли в наследстве, известный российскому праву, является исключением из принципа свободы завещания. Обязательной долей в наследстве обладают несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании п. п. 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ. Понятия нетрудоспособности и нахождения на иждивении разъяснены в п. 31 Постановления Пленума N 9.


Исходя из круга обязательных наследников можно прийти к выводу, что целью правил об обязательной доле является предоставление имущества потенциально экономически слабым наследникам.

Вопрос об обязательной доле может возникнуть только в случае составления завещания. Если завещания нет, обязательный наследник призывается к наследованию в числе наследников первой очереди (или восьмой, если нет других наследников, кроме лиц, указанных в п. 2 ст. 1148 ГК РФ) и наследует в равных долях с другими призываемыми наследниками, кроме случая наследования по праву представления. Когда завещание было составлено, обязательный наследник независимо от содержания завещания наследует не менее половины той доли, которая причиталась бы ему при отсутствии завещания. В первую очередь право на обязательную долю реализуется за счет незавещанного имущества, т.е. за счет уменьшения долей наследников по закону. Если незавещанного имущества недостаточно или его нет, размер доли обязательного наследника формируется за счет пропорционального уменьшения долей или имущества, передаваемого наследникам по завещанию. По-видимому, интерес обязательного наследника защищается путем восстановления его доли в наследстве до определенного законом минимума, а не путем установления компенсационной выплаты в его пользу. Российский закон не устанавливает, каким образом подлежит защите право на обязательную долю в случае, когда наследственная масса пообъектно распределена между наследниками. Исходя из предыдущих рассуждений наследники по завещанию становятся не единоличными собственниками имущества, как это указано в завещании, а сособственниками наряду с обязательным наследником.

Выводы по второй главе:

В счет размера обязательной доли засчитывается стоимость любого имущества, получаемого обязательным наследником из наследственной массы по любому основанию: стоимость завещанного ему имущества; стоимость установленного в его пользу завещательного отказа; денежные суммы, завещанные ему путем составления завещательного распоряжения в банке. Российскому праву неизвестны случаи зачета в счет обязательной доли стоимости подарков, полученных обязательным наследником от наследодателя, а также учет при определении размера обязательной доли имущества, подаренного наследодателем другим наследникам или третьим лицам.

Размер обязательной доли может быть уменьшен судом, в том числе до ноля, если соблюдение прав обязательного наследника повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию.