Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные особенности качественных методов в педагогике и психологии 6
1.1.История качественных исследований 6
1.2.Методология качественных исследований 12
2. Сбор и анализ данных в психолого-педагогическом качественном исследовании 20
2.1.Специфика качественных методов в психологи и педагогике 20
2.2.Качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. 25
3. Оценка результатов, интеграция качественного исследования 35
3.1.Методологические аспекты педагогических и психологических исследований 35
3.2.Критерии оценки качественных исследований 36
3.3.Способы интеграции качественных методов 41
ВВЕДЕНИЕ
Многим ученым выделен интерес к психолого-педагогическому исследованию, который имеет обозначение как качественное. Так под данным термином понимают, не «качественно» проведенное исследование, а метод сбора, а в дальнейшем анализ полученных данных.
А.М. Улановским проанализированы, а так же зафиксированы историческое становление и использование качественного метода. Бусыгин Н.П. зафиксировал методологические основания данного метода. Так были сделаны попытки включить качественные методы исследования в общую систему психологических, педагогических исследований. Братуся Б.С., Дружинина В.Н., Петренко В.Ф., Леонтьева Д.А., Якимова Е.В. и другие исследователи и авторы рассматривали различные аспекты качественного исследования. A.M. Улановский занимался вопросами качественного исследования: историческими и теоретическими. Войскунского А.Е., Мельниковой О. Т., Нурковой В.В., Калменковой Е.С. занимались описанием и использованием качественного исследования.
Так информационная насыщенность не привела к широкому использованию качественного исследования в педагогике и психологии. Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью сформулировать основные положения концепции качественного исследования без чего невозможно как полноценное использование его потенциала, так и реальное соотнесение результатов, полученных в качественных и количественных исследованиях.
Объект исследования – методы исследований.
Предмет исследования – методы психологических и педагогических исследований
Цель исследования: изучить качественные методы в психологии и педагогике.
Задачи:
- Изучить историю качественных исследований;
- Определить методологию качественных исследований
- Выделить специфику качественных методов в психологи и педагогике
- Рассмотреть качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании
- Изучить методологические аспекты педагогических и психологических исследований
- Выделить критерии оценки качественных исследований
- Рассмотреть способы интеграции качественных методов
Методы работы: исследования; анализа и синтеза; единство общего и особенного в теории; исторический; системный; сравнительный.
Оценка надежности, использованной литературы. При написании данной работы были использованы наработки российских авторов, изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых. Все диссертации использованные в работе защищены кандидатом педагогических и технических наук, заслуженными деятель науки РФ, доктором педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования.
Книги, статьи, диссертации, коллективные труды и отдельные монографии изданы научными журналами «Педагогика», «Педагогическое образование в России», «Педагогика и просвещение», «Социологические исследования», «Постнеклассическая психология», «Мир психологии», «Национальный психологический журнал», «Методология и история психологии», «Вопросы психологии», которые зарекомендовали себя в научной сфере педагогики и психологии.
А так же издания Академией Науки и Образования, Российским психологическим обществом, Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) Республики Алтай, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Академия постдипломного педагогического образования.
1.Основные особенности качественных методов в педагогике и психологии
1.1.История качественных исследований
Согласно проанализированной литературе используются два способа разработки данного исследования
- изучение субъективности и переживания;
- изучение языка, социальной практики и общения.
Вместе с возрастанием интереса к математическим и статистическим методам, начиная с 1970-х гг. в социальных науках стала отчетливо проявляться встречная тенденция: возрастание интереса к подходам, которые уводят нас назад от чисел к задаванию людям вопросов и наблюдению [26, с. 131].
Представители различных наук в поиске новых форм и способов исследования обратились к практикам описательного рефлексивного исследования (феноменологии), интерпретативным практикам (герменевтика), различным формам анализа символов (символический интеракционизм, этнометодология, семиотика), анализа текста (контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров) [27, с. 28]. Все привело к оформлению своеобразного реформистского подхода, который на Западе получил название качественных исследований [29, с. 146].
Согласно таким наукам как психология, педагогика, медицина, социология, антропология, история метод качественного исследования имеет разную историю развития. В данный момент качественный метод исследования в разных науках (гуманитарных, социологических, педагогических) имеет разную разработанность.
Наблюдается длительная история качественных исследований. имеют достаточно длительную историю. Само возникновение качественных исследований относят к началу XX в [26, с. 133]. Самоотчеты, неструктурированные интервью, включенные наблюдения, которые можно назвать прообразами данных исследований в исследованиях XVII столетия.
Как оформившаяся же область методологии психолого-педагогических и социальных наук качественная методология заявила о себе в 70-х гг. прошлого века, хотя пик ее популярности и интенсивности разработки, особенно в психологии, приходится именно на последнее десятилетие [29, с. 148].
Согласно одному из взглядов, качественные исследования возникли в гуманитарных науках в связи с необходимостью понять «другое», «чужое» – представителей иных сообществ, этносов, культур с их уникальными обычаями, нормами поведения, переживаниями, ценностями, убеждениями, текстами и т.д. [30, с. 342].
В определенный момент исследователи осознали, что западные ценности, эпистемологии и критерии оценки не могут быть более гарантией истины и основанием для получения самодостоверных, валидных наблюдений [30, с. 338]. Так, несколько столетий назад стало очевидно, что традиционная христианская этика и ценности, из которых исходили исследователи как из эталона «должного» и «правильного», являются барьером для понимания и исследования ценностей представителей незападных, нехристианских культур [26, с. 129].
В прошлом веке пришло осознание того, что западные нормы интеллектуального развития не позволяют схватывать качественное своеобразие мышления представителей «примитивных» культур. В последние десятилетия таким барьером к пониманию стали называть «мужские» эпистемологии и нормы, не позволяющие полноценно оценивать специфические переживания и способы мышления женщин, а также нормы сексуальности, нивелирующие переживания людей с «нетрадиционной ориентацией» [27, с. 29].
Выделяют несколько больших периодов развития данного метода и методологии:
- ранние классические исследования;
- оформление исходных традиций;
- пересмотр парадигм и оснований исследований;
- новая систематизация процедур, методов и стандартов.
Раскроем каждый из выделенных периодов, опираясь и дополняя анализ Н. Дензина и И. Линкольн [26, с. 139].
Период ранних классических исследований (1900–1950 гг.) Данный период называют традиционным, а так же позитивистским, происходит зарождение первых качественных исследований в социологии, педагогике, психологии. Этот период – период торжества «объективных» отчетов и «реалистических рассказов» о поведении и переживании испытуемых [30, с. 191].
Среди влиятельных работ этого времени, давших сильный толчок для развития качественных исследований, следует особо отметить работы Чикагской школы в социологии 1920–1930-х гг. Эта школа сделала упор на анализ жизненных историй людей, интерпретативный подход и кейс-стади как основной свой метод [28, с. 182].
Классической работой этого периода является масштабное исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого установок польских мигрантов на основании анализа свыше 700 личных писем, газетных материалов, архивных документов и серии глубинных интервью [28, с. 180]. Сильное влияние на формирование новой методологии оказал Р. Парк, исследования которого основывались на прямом наблюдении и нарративных отчетах.
Другим влиятельным центром разработки качественной методологии стала Франкфуртская школа в лице Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе и др., где активно применялись интервью, анализ биографических материалов и индивидуальных случаев для исследования авторитарности доминирования, расизма и социальных предубеждений [31, с. 47].
Свое влияние на разработку качественной методологии оказал также психоанализ З. Фрейда, стимулировавший активное использование глубинных психоаналитических (терапевтических) интервью, клинических бесед, биографических материалов, кейс-стадии, проективных методов и общего интерпретативного подхода к исследованию поведения, переживаний и речевой продукции человека [26, с. 131].
Среди наиболее известных психологических исследований индивидуальных случаев можно назвать исследование Л. Бинсвангера «Случай Эллен Вест» [7, с. 362]. Наконец, следует отметить важнейшую книгу Г. Олпорта, посвященную методу анализа личных документов в психологии [27, с. 36].
Период оформления исходных традиций (1950–1970 гг.) В этот период происходит формирование основной базы качественного исследования, основания ключевых, основных теорий и подходов.
В это время получили свою активную разработку феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории [7, с. 501].
Видно сильное влияние постпозитивистские ориентации в социальных науках в этот период.
Для этого времени характерно стремление к формализации качественных методов и придание им большей строгости, сравнимой со строгостью количественных методов. Н. Дензин и И. Линкольн называют этот период «золотым веком» строгого качественного анализа [26, с. 139].
Вторая половина 1960-х гг. – знаменательный момент истории качественных исследований. С разницей в несколько лет в свет выходят сразу несколько монографий, ставших позднее базовыми учебниками этого направления: книга Б. Глазера и А. Страусса «Обоснованная теория» (1967), книга Г. Гарфинкеля «Исследования в этнометодологии» (1967) и книга Г. Блумера «Символический интеракционизм» (1969). Примерно в это же время А. Маслоу публикует свою работу «Психология науки» (1966), в которой он вводит различие между механистическим и гуманистическим типами науки, говоря о том, что наиболее объемлющая концепция науки – та, которая включала бы в себя идиографические, холистические, личностные, трансцендентные аспекты, аспекты человеческого переживания и понимания. Маслоу пишет, что лучший способ узнать о том, что из себя представляют люди, – позволить им тем или иным способом рассказать нам непосредственно в форме вопросов и ответов или опосредованно через общение, рисунки, сны, истории, жесты и пр., которые мы можем интерпретировать [29, с. 145].
Отталкиваясь от роджерианского клиентцентрированного подхода и базовых феноменологических представлений, А. Ван Каам в 1958 г. проводит оригинальное феноменологическое исследование (посвященное феномену «чувства понятости»), в котором подробно изложил процедуры сбора и анализа данных [7, с. 422].
Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970–1990 гг.). Для данного периода характерен отход от одной парадигмы, единых стандартов, общепринятых оснований исследований. В это время происходит утверждение ряда альтернативных стратегий и подходов качественного исследования.
Этот период характеризуется резким возрастанием числа качественных исследований. Стратегии и методы исследования, а также форматы исследовательских отчетов начинают довольно сильно разниться: от методов «обоснованной теории» до исследований индивидуальных случаев, методов биографического, этнографического, клинического исследования и исследования действием. Стало доступным множество способов сбора и анализа эмпирических материалов, стали использоваться компьютеры для анализа качественных данных, наряду с нарративными, семиотическими и кон тент-методами чтения интервью и культурных текстов [23, с. 56].