Файл: Реформа местного самоуправления в России: проблема адаптации зарубежного опыта (на примере муниципальной службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ указано десять основных принципов муниципальной службы:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Указанные принципы должны реализовываться на всех этапах организации и осуществления муниципальной службы. В связи с чем, А.В. Воронин выделяет единую адресную цепочку реализации принципов: в системе организации службы; в конкретном органе местного самоуправления; в профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Кроме того, нельзя не отметить, что количество принципов небольшое, а их формулировки лаконичны. Ст. 2 ТК РФ закрепляет девятнадцать принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Большинство из них воспроизводят соответствующие права и обязанности работника или работодателя. Теория трудового права критикует такое дублирование.

Представляется, что некоторые из принципов муниципальной службы (такие, как, например, стабильность или внепартийность) по факту являются декларативными. Однако это нельзя считать недостатком. Принципы любой отрасли права отражают ее современное положение и направления развития. Кроме того, принципы муниципальной службы имеют непосредственное отношение и к муниципальным служащим, определяя характер их трудовой деятельности и поведения. [11]

Принципы любой отрасли права должны находить свое отражение в законодательстве. В этой связи, перечисленные выше принципы можно рассматривать в качестве индикатора уровня развития института муниципальной службы. Декларативный характер некоторых из них лишь свидетельствует о том, что они недостаточно эффективно реализуются на практике.


Рассмотрев существующие ныне подходы к определению термина «муниципальная служба», предложенные представителями различных наук, а также, обозначив основные положения и характеристики искомого понятия, можно сделать вывод о разнообразии и дискуссионном характере возможных взглядов на муниципальную службу как явление социальной действительности, провоцируемых сложностью и многоаспектностью правового статуса муниципального служащего, его неоднозначным положением в правовой структуре публичной власти.

правовой муниципальный служба федеральный

1.2. Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ

Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется на федеральном уровне Конституцией РФ и федеральными законами, на региональном уровне - законами субъектов РФ, на муниципальном уровне - нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления . Имеющиеся при этом пробелы федерального и регионального законодательства отрицательно сказываются на эффективности местного самоуправления. Феномен правового регулирования местного самоуправления в законодательстве субъектов РФ наблюдается с 1993 г., что позволяет констатировать отсутствие достаточных традиций в регламентации муниципальных правоотношений на основе баланса федеральных и региональных полномочий.[12]

Местное самоуправление охватывает сферы публичного и частного права, его регулирование основано на сочетании императивного, диспозитивного, гарантийного и рекомендательного методов. Императивный метод проявляется в регулировании финансовых основ местного самоуправления; диспозитивный метод находит свое выражение в праве законотворческой инициативы; метод гарантий используется в процессе регулирования и обеспечения права местного самоуправления на судебную защиту; в условиях развития взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления на основе сотрудничества особое значение отводится рекомендательному методу, проявляющемуся в разработке модельных нормативных правовых актов, оказании всесторонней помощи и поддержки муниципалитетам со стороны государственных органов субъектов РФ.


Первостепенно законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции РФ, которая устанавливает положения, которые положены в основу организации и функционирования муниципальной службы.

Глава 8 Конституции РФ полностью посвящена местному самоуправлению в РФ, и определяет что[13]:

  • местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, при этом структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;[14]
  • органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству;
  • местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, правовые основы муниципальной службы составляют нормы Конституции, согласно которым установление общих принципов местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Базовым законодательным актом для муниципальной службы является ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.

Указанным законом устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих. Впервые к участию в отношениях, связанных с поступлением на муниципальную службу и ее прохождением, допускаются граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.Закон предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В этой части положения закона отражают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.


В состав ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ вошли некоторые нормы, частично связанные с отношениями, обозначенными в качестве предмета регулирования данного акта. Это нормы главы 9, определяющие принятие программ развития муниципальной службы (региональных и местных), и устанавливающие возможность проведения отдельных экспериментов в соответствии с региональными и муниципальными актами в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований.[15]

Появление вышеуказанных норм обусловлено существенным увеличением численности муниципальных в связи с увеличением вдвое количества образований. Число образований в РФ по состоянию на 1 2015 года – единицы. По данным ого статистического наблюдения в году замещали муниципальной службы - тыс. человек, что по ср с 1999 годом примерно на 140 тыс. (по состоянию на 1 января года – 177,6 тыс. ).

Среди федеральных составляющих правовые муниципальной службы, назвать следующие ФЗ РФ «Об принципах организации самоуправления в Федерации», ФЗ РФ «Об основных избирательных прав и на участие в референдуме Российской Федерации», ФЗ РФ «Об конституционных прав Российской Федерации и быть избранными в местного самоуправления», ФЗ РФ «О пенсионном обесп в Российской Федерации», ФЗ РФ «О коррупции»[16], ФЗ РФ «О контроле за расходов лиц, государственные должности, и лиц их доходам»[17] и другие.

На служащих распространяется федерального трудового с особенностями, предусмотренными Это соответствует положениям ст. 11 ТК РФ, которой нормы права распространяются на работников, заключивших договор с работодателем.

К труда муниципальных относятся:

  • особые и запреты;
  • особый поступления на муниципальную
  • обязательная периодическая ;
  • дополнительные основания трудового договора

В случае противоречия нормами трудового и закона о муниципальной должны применяться ФЗ РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ[18].

Президента РФ и Постановления РФ обеспечивают единообразный к правовому регулированию и муниципальной службы, нствованию системы труда муниципальных открытости муниципальной внедрению современных прогнозирования, стимулирования, обеспечения муниципальной .

Указ Президента РФ от года № 613 «Вопросы коррупции» рекомендован государственной власти РФ и органам местного для разработки и утверждения размещения сведений о расходах, об имуществе и имущественного характера замещающих государственные субъектов РФ, должности гражданской службы РФ, муниципальные должности и муниципальной службы, и их семей на официальных органов государственной субъектов РФ, органов самоуправления и предоставления сведений общероссийским массовой информации для .


Распоряжением Правительства РФ от 26 мая года № 667-р «Об формы анкеты, гражданином Российской поступающим на государственную службу Российской или на муниципальную службу в Федерации» была утв форма анкеты, представлению в орган самоуправления, аппарат комиссии муниципального гражданином РФ, изъявившим участвовать в конкурсе на вакантной должности службы[19].

Важная в организации муниципальной отводится законодательству РФ. Полномочия в сфере муниципальной службы РФ определяются в уставах РФ (например, Устав области от 18.10.2001 г. № ), законах о местном либо в законах о службе. Субъекты РФ региональными законами достаточно большой вопросов, связанных с службой: денежное муниципальных служащих, поступления и прохождения службы, квалификационные к замещению должностей, ре муниципальных должностей и ряд вопросов.

Например, в области непосредственное вопросов муниципальной осуществляется следующими законами:

Законом области от 09.10.2007 г. № «О регулировании некоторых муниципальной службы в области»;

Законом области от 26.12.2007 г. № «О регулировании некоторых оплаты труда служащих в Вологодской

Законом Вологодской от 02.04.1997 г. № 144-ОЗ «О трудовой деятельности, в стаж замещения должностей области, гражданской и муниципальной в Вологодской области»;

ом Вологодской области от г. № 87-ОЗ «О пенсии за лет лицам, замещавшим должности Вологодской и должности государственной ской службы области»;

Законом области от 04.07.2002 г. № «О порядке предоставления по обеспечению возмещения лицам, замещающим должности Вологодской и лицам, замещающим государственной гражданской Вологодской области» и

К числу подзаконных субъектов РФ, регламентирующих муниципальной службы, акты высшего лица субъекта РФ, исполнительного органа власти субъекта РФ, н, Постановление Губернатора области от 24.05.2012 г. № 284 «Об Положения о порядке проверки достоверности и сведений о доходах, об и обязательствах имущественного представленных гражданами, на замещение должностей службы, включенных в перечень, муниципальными замещающими указанные достоверности и полноты предоставляемых гражданами при на муниципальную службу, муниципальными служащими и запретов, требований о или урегулировании конфликта исполнения ими обязанностей, нормативными правовыми Российской Федерации»; Правительства Вологодской от 16.09.2011 г. № 1122 «О закона области «О за выслугу лет лицам, государственные должности области и должности гражданской службы В области» и другие.