Файл: Система психофизиологии профессионального отбора и диагностика профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установка на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle category – RMC). Если в опроснике представлена средняя категория ответов, отражающая нерешительность или неуверенность в ответе (например, «не уверен», «не знаю», или «затрудняюсь ответить»), то многие испытуемые склонны к ней прибегать, как к безопасному компромиссу. Это приводит к снижению валидности заданий, поскольку большинство методов анализа вопросов основывается на крайних значениях показателей.

Установка на «крайние» (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response – RER). Эта установка проявляется при использовании многоэлементной ранжировочной шкалы. В этом случае некоторые испытуемые, независимо от содержания вопросов, предпочитают выбирать крайние ответы.

Важным этапом повышения валидности опросников является ввод в них заданий для выявления тех лиц, которые склонны давать социально одобряемые ответы (так называемая «шкала лжи»). Они состоят из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Респонденты, набравшие наибольшее количество баллов по такой шкале, рассматривались нами как дающие социально одобряемые ответы, а поэтому их показатели были проигнорированы. В этой шкале используются стандартные и типичные утверждения типа: «Я никогда не лгу»; «Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания»; «Я всегда плачу за проезд на транспорте» и т. п.

Необходимо отметить, что в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Можно предложить самую общую схему классификации психодиагностических методов.

2.1 Методы психодиагностики на основе наблюдения.

  • Опросные психодиагностические методы.

Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда (в данную группу включается собственно психофизиологическое тестирование).

  • Экспериментальные методы психодиагностики.

Что касается прикладного исследования психофизиологически опосредованных профессионально важных качеств, то необходимо отметить, что для исследования объема внимания используется в основном тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта [6].


В данной методике для изучения объема внимания предлагается использовать карточки: на клетчатом фоне, размером четыре на четыре, определенным образом расположены точки. Процедура обследования проводится следующим образом. Испытуемому на короткое время (по принципу тахистоскопа, около 1 с) предъявляется первая карточка (с двумя точками). Затем тестолог делает паузу (около 3 с) и карточка предъявляется второй раз. После второго предъявления испытуемый должен за ограниченное время (от 15 до 25 с) на имеющемся у него бланке воспроизвести по памяти увиденную карточку. Каждая карточка предъявляется дважды последовательно по нарастающей сложности (от 2 до 9 точек). На воспроизведение 2 –5 фигур дается по 15 с, на 6 –7 фигур – 20 с, а на 8 –9 фигур – по 25 с. Критерии выполнения: не менее 10 правильно воспроизведенных знаков на двух любых карточках, содержащих максимальный результат обследуемого.

Переключаемость внимания эффективно определять с помощью красно-черных таблиц Шульте-Платонова[7]. При использовании данной методики испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратов, в которые помещены в случайном порядке арабские числа от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск чисел: сначала только черного цвета, потом только красного. При этом поиск черных чисел осуществляется в восходящем порядке, а красных – в нисходящем. Затем осуществляется смешанный поиск черных и красных чисел, в ходе которого испытуемый оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной последовательности на другую. По времени, затраченному на выполнение каждого из заданий, можно судить о скорости переключения внимания. Непосредственно после выполнения методики Шульте–Платнова рекомендуется проводить исследование помехоустойчивости внимания. Модифицированный тест Шульте–Платонова выявляет влияние помех на результат деятельности, сравнивая его с результатом базовой методики. Испытуемому предлагается выполнить смешанный счет черных и красных чисел, причем он предупреждается о том, что в середине работы ему будут предъявляться активные помехи. Активной помехой служит мужской голос, произносящий числа в том же сочетании и порядке, в котором их должен называть испытуемый, начиная с 9 черных и 16 красных. Каждая пара чисел повторяется голосом 2 раза, что служит помехой для правильного счета. Подача помех испытуемому включается после нахождения им пары чисел: 8 черных – 17 красных. По разнице во времени выполнения задания с помехами и без, с учетом особенностей выполнения задания указанного ниже, выносится оценка индивидуальных показателей.


Для исследования перключаемости интеллектуального внимания испытуемому предъявляются в случайном порядке цифры темного и светлого цвета. Цифры темного цвета нужно прибавлять к предыдущему результату, а цифры светлого цвета отнимать. Все расчеты должны производиться в пределах первого десятка, т. е. 8 + 6 = 4, а не 14 и т. д. По команде тренера выполняются обратные действия, т. е. цифры темного цвета отнимаются, а светлого – прибавляются. И так меняются действия после каждой команды. Оценка переключаемости интеллектуального внимания производится на основании вычисления коэффициента переключаемости (КП):

КП = (КО2 - О2) / (КО1 - О1),

где КО2 – среднее количество ответов в первые 10 с после переключения; О2 – среднее количество ошибок в первые 10 с после переключения; КО1 – количество ответов за 30 с перед переключением; О1 – количество ошибок за 30 с перед переключением.

Длительность данного теста – 4 мин.

Устойчивость внимания исследуется с помощью методик предъявления случайных чисел. Например, после предупредительного звукового сигнала испытуемому предъявляются по случайному закону цифры от 0 до 9. При появлении четной цифры ему, как можно скорее, следует на предоставленном листе написать цифру ноль, при появлении нечетной – цифру 1. Оценка устойчивости внимания производится на основании вычисления среднего квадратичного отклонения латентных периодов реакций испытуемого (устойчивость внимания тем ниже, чем больше «разброс» латентных периодов) с учетом количества правильных ответов.

Избирательность внимания можно оценить с помощью так называемых «цветовых методик». Сутью подобных методик является ситуация, когда испытуемому предъявляется два бланка – вначале черно-белый, а затем цветной. Каждый бланк предъявляется в течение 40 с. Стимульный материал представляет собой два бланка с названиями цветов. На первом из бланков названия цветов написаны черным по белому. На втором – разными цветами, причем название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом надписи. Испытуемый читает вначале на первом, затем на втором бланке напечатанные слова по строкам слева направо максимально быстро. Если за это время он дочитает последнюю строчку, пусть начнет заново с верхней строки. Тест выполняется с помощью инструктора. Инструктор отмечает каждое прочитанное слово. Оцениваются два показателя: количество прочитанных слов и количество ошибок по двум бланкам.

Исследование сенсомотрики проводится, как правило, с помощью методик-заданий. Сутью данных методик является представление испытуемому определенных (как правило, изменяющихся в процессе тестирования) заданий и оценка скорости и точности выполнения этих заданий в течение определенного промежутка времени (как правило, 4–10 мин). Например, определение времени простой зрительно-моторной реакции проводится следующим образом: перед испытуемым ставится задача, при изменении цвета представленных на мониторе компьютера кубиков совершать, как можно быстрее, некие сложно координированные действия (например, выполнить какую-то производственную операцию). Тест состоит, как правило, из 10–40 попыток. Здесь оценивается среднее время реакции испытуемого на заранее известный раздражитель зрительного характера, а также качество выполненных сенсомоторных реакций.


Методики исследования различных видов и аспектов памяти отличаются большим разнообразием. Так, например, для изучения образно-пространственной кратковременной памяти очень хорошие результаты дает применение методики Л. А. Константиновской[8].

Методика представляет собой предъявление испытуемым (тахистоскопически или самим экспериментатором) серии карточек; время экспозиции и временной интервал между предъявлениями по 1 с. Каждая карточка (размером не менее 20×20 см) представляет собой поле, расчерченное на равные квадраты (5×5 см) с одним контрастно заштрихованным квадратом. На всех 5 карточках, которые входят в одну серию и предъявляются друг за другом, заштрихованные квадраты располагаются в разных местах. После предъявления последней карточки испытуемым предлагается отметить места расположения заштрихованных квадратов на листе протокола эксперимента (все 5 квадратов отмечаются на одном поле, эквивалентном предъявляемым карточкам, т. е. с 5×5 числом квадратов).

Эксперимент состоит из трех таких серий, проводимых с 2-минутными интервалами для активного отдыха. Надо учесть, что в этом варианте должны быть исключены угловые квадраты и центральный, как не представляющие трудность для запоминания. Число правильно указанных квадратов при 3-разовом предъявлении 5 карточек (максимальное количество правильных ответов равно 15) делится на 3 и принимается за показатель образно-пространственной кратковременной памяти (КП) для данного индивида или группы. Тест может проводиться коллективно.

Методика изучения кратковременной двигательной памяти реализуется следующим образом. Испытуемые воспроизводят (письменно) заданную на эталоне (например, нарисованную на доске) высоту линий отдельно правой и левой рукой. Каждый раз воспроизводится 10 новых высот в интервале 95–140 см (90, 100, 105, 110 и т. д.). Последовательность высот определяется каждый раз по таблице случайных чисел. Включение зрительного компонента и запоминание высоты должны быть исключены. Взгляд испытуемого направлен прямо, а эталоны нарисованы на правой и левой частях доски. Подсчитывается количество правильных воспроизведений.

При применении методики изучения вербальной кратковременной памяти испытуемым последовательно предъявляется в записи на магнитофоне ряд слогов со скоростью чтения 1 слог в 1 с; непосредственно после прослушивания испытуемым предлагается по команде "пишите" воспроизвести запомнившиеся слоги на протоколе испытания. После воспроизведения дается 2-минутный интервал для активного отдыха. Затем читается второй ряд слогов и т. д. Всего в одном эксперименте на вербальную КП используются 3 ряда по 10 слогов в каждом. Ряды воспроизводятся письменно на отдельных листках протокола. При подборе слогов необходимо избегать смысловых сочленений рядом стоящих слогов и, естественно, повторений одних и тех же слогов в одном эксперименте или серии экспериментов, проводимых с небольшими временными интервалами. Подсчитываются правильные ответы. Данный тест дает надежные показатели вербальной кратковременной памяти. Он обладает достаточной гибкостью показателей и может проводиться коллективно.


Также стоит отметить очень хорошую методику для изучения забывания и реминисценции, предложенную Р. Ю Ильюченок[9]. Разработанная им схема рабочих серий с использованием проактивной интерференции (ПА-интерференция) и ретроактивной интерференции (РА-интерференция) позволяет одновременно проводить анализ изменений забывания и реминисценции.

При этом изучение ПА-интерференции проводится следующим образом. Контрольная серия делется в начале эксперимента, она состоит из прочтения в записи на магнитофоне списка слов со скоростью 1 слово в 1 с и непосредственного письменного воспроизведения запомнившихся слов на листе протокола испытания (время для воспроизведения 1 мин.). Рабочая серия проводится после контрольной и 2-минутного перерыва для активного отдыха.

Схема рабочей серии: читается ряд А – воспроизводится ряд А (20 с) – читается ряд Б – воспроизводится ряд Б (1 мин).

В одном сете на проактивную интерференцию проводятся 3 рабочие серии, каждая после 2-минутного перерыва с активным отдыхом. За показатель ПА-интерференции берется (в абсолютных величинах) разница воспроизведения слов в контрольной серии и ряда 1 в рабочей серии. Показатели ПА-интерференции по трем рабочим сериям в одном эксперименте усредняются.

Контрольная серия проводится в начале эксперимента. Схема контрольной серии: читается ряд – пауза 35 с – письменно воспроизводится ряд. Пауза между чтением и воспроизведением вводится для того, чтобы процесс естественного забывания не искажал результаты интерферирующего влияния.

Рабочая серия: читается ряд А – читается ряд Б – воспроизводится ряд Б (20 с) – воспроизводится ряд А (1 мин). Время чтения рядов 15 с, время между прочтением ряда А и его воспроизведением 35 с (поэтому в контрольной серии и введен временной интервал между запоминанием и воспроизведением).

Показатели забывания извлекаются из воспроизведенных списков после паузы в 35 с в контрольной серии на РА-интерференции. В то же время в контрольной серии на ПА-интерференции проводили непосредственное воспроизведение идентичных списков слов. Разность этих показателей характеризует 35-секундное забывание индивида или группы.

За показатель реминесценции взято то число слов, которое превышает уровень воспроизведения слов в контрольной серии данного индивида или группы. Другими словами, если в контрольном ряду индивид воспроизводил 7 слов, а после интерферирующего воздействия воспринятая информация им не терялась, а наоборот, ее воспроизведение возрастало (например, становилось не 5 или 6, а 9 слов в списке по воспроизведению), то показатель реминисценции в данном случае равнялся 2, а интерференция отсутствовала вообще, т. е. была равна 0. Как показали наши эксперименты, процессы забывания и реминисценции в период адаптации подвергаются существенным изменениям.