Файл: Система психофизиологии профессионального отбора и диагностика профпригодности (Методы психодиагностики на основе наблюдения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что все чаще руководители организаций и предприятий вынуждены решать задачи управления и развития организации с учетом тех знаний, которые были накоплены психологией за годы своего развития. С этой точки зрения профессиональный психологический отбор является наиболее ярким воплощением использования научных психологических знаний в практической деятельности.

Целью работы является разобраться в системе психофизиологии профессионального отбора и диагностики профессиональной пригодности.

Задачи:

  • дать определение профессионально отбора;
  • разобрать виды профессионального отбора;
  • понятие профессиональной экспертизы;
  • психофизиология профессиональной пригодности;
  • методы диагностики.

Первые попытки осуществления мероприятий профессионального отбора были предприняты еще в начале XX в. Постепенно профотбор стал неотъемлемым элементом деятельности предприятий, поскольку в большинстве развитых стран сложилось устойчивое мнение о том, что персонал предприятия – важнейший фактор успеха экономической деятельности.

Пик своего развития в России профессиональный психологический отбор достиг в 70-80-х гг. прошлого века. Затем интерес к нему, как и в целом к инженерной психологии, стал угасать. Скорее всего, это было обусловлено стагнацией в экономическом развитии страны, отмечаемой в конце 1980-х гг. Однако в начале XXI в. отмечается рост интереса к психологии, в том числе к психологическим основам отбора персонала предприятия. В настоящее время психология труда вновь становится одним из наиболее популярных направлений психологической науки, а профессиональный психологический отбор – одним из наиболее популярных направлений психологии труда.

Возможности профотбора пытаются использовать как государственные, так и коммерческие предприятия. Более того, в ряде государственных учреждений одним из условий приема на работу или зачисления на учебу становится успешное прохождение профессионального психологического отбора. Вместе с тем до настоящего времени практически нет учебников, позволяющих всесторонне подойти к обучению будущих специалистов в области психологии труда основам разработки и осуществления мероприятий профотбора.

ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР


1.1 Виды профессионального отбора

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий, позволяющих выявлять лиц, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к работе в опасных условиях труда.

Профессиональный отбор предназначен для обеспечения высокой эффективности работы и для сохранения здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, продления трудового долголетия, удовлетворенности своей работой и т.д. Обеспечение высокой эффективности и надежности профессиональной деятельности осуществляется как путем совершенствования технических средств и систем, рационализацией обучения, так и путем профессионального отбора.

Сущность профессионального отбора кандидатов к работам в опасных условиях труда заключается в комплексной оценке их физических и психологических свойств с помощью системы мероприятий по специальному, образовательному, медицинскому и психофизиологическому отбору.

Медицинский отбор заключается в выявлении тех лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно и в отведенные строго регламентированные сроки овладеть той специальностью, для которой проводится отбор, а также надежно и эффективно работать по данной специальности в течении длительного времени без ущерба для здоровья.

Образовательный отбор направлен на выявление лиц, уровень знаний которых может обеспечить успешное обучение по избранной профессии или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей. Он позволяет обеспечить требуемый стартовый уровень подготовки специалистов.

Социально-психологический отбор предназначен для определения тех социально обусловленных психологических свойств личности, а также моральных и нравственных качеств, которые отражают его готовность и стремление выполнить производственные задачи, свои профессиональные обязанности в любых условиях, в том числе и экстремальных, и которые необходимы для успешной работы человека в коллективе, а также способствуют проявлению чувства удовлетворенности своим трудом.

Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, существенно отличается от всех остальных, перечисленных выше. Его основная задача– определить состояние, степень развития совокупности тех психофизиологических, психических и личностных качеств и способностей человека, которые в наибольшей мере отвечают требованиям выбранной профессии, благоприятствуют использованию профессиональных навыков в реальных условиях.


Особенностью профессионального психофизиологического отбора, в отличие от отбора по медицинским показаниям, физической подготовленности, социальным данным, является не только повышение эффективности и надежности труда в опасных условиях труда, но и сокращение сроков обучения данной профессии, уменьшение отсева в процессе последующей работы по избранной специальности, снижение текучести кадров, производственного травматизма и т.д.

Психофизиологическое обследование и испытание тестовыми нагрузками позволяет быстро и объективно «измерять» сравнительно большое число психофизиологических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которую другими методиками можно определить лишь в процессе длительных специально организованных наблюдений, а также изучения работающих лиц в процессе деятельности.

1.2 Психофизиологическая экспертиза

Психофизиологическая экспертиза – обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности.

Заключение психофизиологической экспертизы – это документ, который выдается работнику по результатам проведенной экспертизы и носит рекомендательный характер для допуска работника к выполнению конкретного вида работ повышенной опасности (приказ Госнадзорохрантруда Украины № 75 от 04.05.05).

Система профессионального психофизиологического отбора (СППФО) – это совокупность специализированных структурных подразделений, созданных учреждениями, организациями, предприятиями, независимо от формы собственности, деятельность которых направлена на реализацию комплекса методов относительно психофизиологической экспертизы и психофизиологического отбора работников.

СППФО состоит из Центра психофизиологической экспертизы работников, выполняющих работы повышенной опасности и Региональных отделов психофизиологической экспертизы работников, выполняющих работы повышенной опасности.

. Психофизиологический отбор осуществляется путем проведения психофизиологической экспертизы лица на его пригодность по психофизиологическим качествам к выполнению работ повышенной опасности.

Деятельность этой Системы направлена на повышение уровня безопасности работы и эффективности выполнения работ, уменьшения количества аварий и катастроф, сохранения здоровья и обеспечения высокого уровня работоспособности путем учета психофизиологических возможностей и оснований психофизиологического отбора и выдачи результатов психофизиологической экспертизы о пригодности работников к выполнению работ повышенной опасности.


Психофизиологической экспертизе подлежат лица, выполняющие работы, указанные в «Перечне видов работ, требующих профессионального отбора», утвержденного в приказе.

Согласно требованиям приказа, требующим психофизиологического отбора с конкретными психофизиологическими показателями для каждого вида работ, относят:

1. все виды подземных работ;

2. работы в кессонах, барокамерах и замкнутых пространствах;

3. водолазные работы;

4. работы на высоте, верхолазные работы, а также работы, связанные с подъемом на высоту;

5. работы по обслуживанию действующих электроустановок напряжением до и выше 1000В и выполнение в них оперативных переключений, ремонтных, монтажных работ и высоковольтных испытаний, работ под напряжением в электроустановках до и выше 1000В, работы, связанные с действующим энергооснащением;

6. работы, связанные с использованием взрывоопасных материалов, работы во взрыво - и огнеопасных производствах;

7. работы, выполнение которых предусматривает ношение огнестрельного оружия;

8. аварийно-спасательные работы и работы по гашению пожаров;

9. работы, связанные с управлением наземным, подземным, воздушным и водным транспортом;

10. работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (авиадиспетчеры, диспетчеры по управлению движением ж/д транспорта, операторы энергетических систем);

11. работы по техническому обслуживанию и эксплуатации компрессорных нефтенасосных и газорегуляторных станций, линий систем магистральных нефте-, газопроводов;

12. работы, связанные с бурением, добычей и переработкой нефти, газа, конденсата и подготовкой их к транспортированию и сбережению;

13. работы, непосредственно связанные с производством черных и цветных металлов.

Психофизиологическую экспертизу имеют право проводить только подготовленные к этой деятельности специалисты: врач-психофизиолог и специалист-психофизиолог, прошедшие обучение и проверку знаний по психофизиологии в Центре психофизиологической экспертизы. Все специалисты, проводящие психофизиологическое обследование, обязаны иметь соответствующие сертификаты, удостоверения общегосударственного образца и строго придерживаться требований врачебной тайны.

Проведение психофизиологической экспертизы осуществляется в структурах СППФО: Центре психофизиологической экспертизы и Региональных отделах, аккредитованных на право проведения психофизиологического обследования. Психофизиологическое обследование может проводиться как с группой работников, так и индивидуально, но с обязательным соблюдением стандартных условий проведения обследования.


Отечественный и зарубежный опыт психофизиологического отбора продемонстрировал его высокую производственную и экономическую целесообразность. Если перевести роль «человеческого фактора» как основного звена функционирования системы «человек-машина» на язык объективной статистики, то получаются весьма впечатляющие цифры:

- в 75% случаев психофизиологический прогноз успешности работы подтверждается практикой;

- профотбор кандидатов на работы в опасных условиях труда сокращает отсев непригодных лиц с 23-30% до 5-8%;

- приводит к снижению аварийности технических систем из-за ошибок персонала на 40-70%;

-приводит к повышению надежности работы систем управления на 10-25%, а также снижению затрат на обучение специалистов на 30-40%.

Заключение же психофизиологической экспертизы будет давать обобщенную оценку психофизиологических показателей, обязательных для конкретного вида работ повышенной опасности.

Положением о Системе психофизиологического отбора предусмотрено соблюдение прав человека на конфиденциальность в ходе проведения экспертизы, а также ограничение круга лиц, имеющим доступ к ее результатам.

Работодатель должен определиться с видом работ, по которому проходит специальность этого работника, и направить его на психофизиологическую экспертизу по одному из этих видов. Психофизиологическое обследование проводится по единому алгоритму и с соблюдением стандартных условий принятых в СППФО:

-регистрация обследуемого по установленной форме;

-доврачебный осмотр непосредственно перед проведением психофизиологического обследования;

-инструктаж обследуемого лица о порядке выполнения тестов;

-непосредственное психофизиологическое тестирование с использованием Программного тестового комплекса;

Все обследованные вносятся в реестр безопасности деятельности.

Результаты психофизиологического обследования и сопоставление их с успешностью работы на практике, являются основанием для разработки критериев и рекомендаций относительной пригодности каждого кандидата.

Первая группа профпригодности (группа ПФО: 1) – профессионально пригодные в первую очередь (безусловно пригодные). К ним относятся работники, которые способны успешно овладеть данной специальностью в установленные сроки и успешно выполнять предписанные обязанности. У этих лиц имеется полное соответствие психофизиологических свойств и возможностей с требованиями, предъявляемыми к ним соответствующей профессией.