Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики (Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследовательских работ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На границах естественных наук и психологии сформировался ряд особых научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономичность, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - исследование широкого круга психофизиологических, психических и социально-психологических параметров человека, которые появляются в определенной деятельности, влияют на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

В связи с неизменным конфигурацией нрава труда, насыщением его умственным содержанием и повышением напряженности существенными направления гуманизации и увеличения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессиональный отбора и профессиональный пригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических свойств человека, принципиальных для выполнения той либо другой определенной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психологических состояний.

Все это определило актуальность избранной темы.

Основная цель данной работы - тщательно охарактеризовать особенности профессиональный деятельности с позиций психофизиологии профессиональный деятельности.

Данная цель обусловила последующие задачки исследования: найти теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологию профессиональный отбора и профессиональный пригодности; охарактеризовать психофизиологические составляющие работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические многофункциональные состояния.

Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике


1.1 Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда

Осознанию необходимости и перспективности исследования психофизиологических процессов в профессиональный деятельности содействуют представления, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте «отражательной функции нервной системы» (Н.П.Бехтерева). С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует «вне чувственной ткани», вне нейрофизиологических процессов и не реализуется без их (А.Н.Леонтьев).

На современном шаге психологов и физиологов, занимающихся неуввязками психологии и психофизиологии труда, соединяет воединыжды осознание того, что физиологическое обеспечение психологических процессов в деятельности имеет системный нрав. К концепциям, в каких раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся: теория многофункциональной системы, описывающая многофункциональную структуру деятельности; концепция установки, либо доминанты, отражающая «функциональный настрой» организма; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга, модель психической системы деятельности, включающая характеристики психофизиологического уровня её обеспечения.

В согласовании с этими концепциями структурные конфигурации в психологической деятельности на современном шаге сопоставляются уже не только лишь и не столько с личными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, другими словами только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям неких исследовательских работ [1,с.34], конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональный деятельности.

Конкретно таковой подход характерен для работ практических психофизиологов, в каких анализ физиологических процессов употребляется для решения различных задач, связанных с профессиональной деятельностью.


1.2 Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследовательских работ

В прикладных исследовательских работах полный нрав психофизиологических исследовательских работ обеспечивается применением полиэффекторного способа, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других характеристик. Эффективность этого способа почти во всем находится в зависимости от того, как верно определены аспекты оценки регистрируемых характеристик, и от того, как верно определены аспекты оценки регистрируемых характеристик, и от того, как правильно употребляются данные характеристики для решения намеченных целей.

В связи с таким количеством характеристик была проведена их унификация, обобщение и классификация приемов анализа и оценки конфигураций психофизиологических функций. В список характеристик, отражающих динамику регистрируемых характеристик, вошли характеристики продолжительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное рассредотачивание характеристик и другие свойства. Равномерно исследователи перебежали от желания получить информацию о как можно большем количестве характеристик к отбору нужных и достаточных черт, в большей степени связанных с реализацией определенной деятельности [1, с.8-10].

1.3 Психофизиология профессиональный отбора и профессиональный пригодности

Применение психофизиологических способов в психологии труда было вызвано необходимость разработки беспристрастных и количественных критериев психофизиологического отбора. Эта проблема появилась в связи с развитием техники и её усложнением, также возникновением профессиональный ессий, предъявляющих к психологическим качествам и психофизиологическим способностям работающего человека все более жесткие требования. В российскей психологии разработка методических приемов отбора базирована на знании психофизиологической природы используемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н.И.Майзель, Б.М.Теплов и др.).


В процессе профессиональный отбора процедура выявления статической картины наличных познаний, способностей и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивидума его возможностей к приобретению новых, специфичных для данной деятельности, функций и способностей к обучению. Не считая того, в систему профессиональный отбора стали включать тесты, оценивающие индивидуально-психологические и личностные свойства человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию либо воспитанию, а другие являются более стойкими и находятся в более тесноватой связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и потому были охарактеризованы как психофизиологические свойства особенности. К ним можно отнести такие свойства субъекта, как чувственная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психологическая выносливость, переключаемость, объём и рассредотачивание внимания и т.п. Особенностью этих свойств «психофизиологической группы» будет то, что они сами и характеристики нервной системы (НС), их определяющие, поддаются экспериментальному исследованию и количественной оценки.

В число способов, применяемых в задачках профессиональный отбора и определения профессиональный пригодности, принято включать способы определения главных и личных (парциальных) параметров НС и особенностей вегетативной регуляции (по характеристикам пульса, дыхания и КГР).

В базу психофизиологической системы профессиональный отбора вошли такие представления, довольно на теоретическом уровне и фактически проработанные, как через силы Нс с порогами чувства, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости перезаключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени; воздействие уравновешенности нервных процессов и соотношения силы и возбуждения нервных процессов на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, возникновение периода психологической рефрактерности в период принятия логических решений. Под психологической рефрактерностью понимается состояние, когда человек в течение определенного периода не может принимать всякую информацию вследствие модифицированного многофункционального состояния и необходимости восстановления пониженной возбудимости нервной, мышечной и других систем организма.

Позднее количество мастерски важных психофизиологических параметров НС. было расширено за счёт включения в систему профессиональный отбора такового параметра, как «концентрируемость» не6рвынх процессов, который определяет реакции индивидума на некие особенные ситуации, к примеру на аварийную сигнализация («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электрических станций. Еще одним фактически принципиальным для профессиональный отбора и работы субъекта свойством НС. является «прочность» в один прекрасный момент образованных связей, составляющая базу прочности запоминания.


Без включения оценки этих параметров в систему профессиональный отбора нельзя разъяснить и предугадать особенности поведения человека в разных ситуациях, потому что в каждой из их к нему предъявляется набор специфичных требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих у человека состояния стресса либо психологического напряженности, роль параметров НС значительно возрастает, и решающее значения начинают получать прирожденные характеристики НС. Но если экстремальность критерий деятельности не очень велика, то вероятна компенсация недостающих свойств, в первый раз увиденная Е.А.Климовым для рабочих профессиональный ессий, к примеру силы либо уравновешенности НС. В особенности принципиальна такая компенсация для профессиональный ессий, повсевременно связанных с экстремальными ситуациями, к примеру диспетчера, машиниста, летчика, водителя. Установлены факты идиентично высочайшей профессиональный удачливости лиц с различной силой НС, а данные о формировании специфичных психофизиологических приспособительных устройств сняли вопрос о профессиональный пригодности лиц даже со слабенькой НС для профессиональный ессии водителя.

Определение наличия нужных в этих ситуациях свойств может посодействовать индивидуму не только лишь отыскать пути и методы компенсации недостающих у него свойств там, где эта компенсация нужна и вероятна, да и мастерски сориентироваться. В этом создатели лицезрели основной смысл исследования параметров НС у человека в практических целях.

В целом можно сказать, что в текущее время исследования по психическому отбору либо профессиональный пригодности базируются на методологических принципах системно-структурного подхода, разрабатываемого в российскей психологии, к оценке многофункционального соответствия требований профессиональный психологии, к оценке многофункционального соответствия требований профессиональный деятельности и среды, в каких она производится, и способностей специалиста. Применительно к анализу системы «человек - техника - профессиональный среда» это значит, что нужно целостное представление о структурной связи - «ансамбля» профессиональный ессионально-значимых статистических и динамических параметров и свойств личности, психофизиологических черт многофункционального состояния работающего человека, характеристик структуры и критерий деятельности, характеристик её эффективности и надежности.

Конкретно результаты исследовательских работ по дилеммам психофизиологии и особенности стали основой для дифференциальной психофизиологии профессиональный отбора и отыскали обширное применение при решении этих животрепещущих задач психологии труда [8,с.45].