Файл: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Личностью человек не рождается, личностью человек становится в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Выполняя определенные действия, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что хотят от него увидеть окружающие. Другими словами, он «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. На основании мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регулирование поведения, самооценки.[1]

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно показывают, что особенности самооценки влияют на эмоциональное состояние и степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и отношеними с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе возрастает роль развития нашего общества, роль общественных интересов, активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность по отношению к другим и к себе.[2]

Роль самооценки в развитии личности, приобретения социального опыта и нахождения своего места в системе социальных отношений были проанализированы в ряде исследований. Выявлена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Полученные результаты позволяют заключить, что самооценка является неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает все большее значение с возрастом ребенка, в качестве регулирующего фактора.

В связи с вышеизложенным, мы находим актуальным рассмотрение специфики взаимосвязи игры и самооценки у детей дошкольного возраста, что и определило тему нашего исследования.

Цель исследования: обосновать процесс развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в современной науке;

2. охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста;

3. определить уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста;


4. реализовать систему коррекционных занятий по развитию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: процесс развития адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если реализовать систему игровых занятий, способствующих эффективной актуализации потенциальных возможностей ребенка при формировании этой сферы личностного становления.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности самооценки дошкольников и

условия ее формирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.

Обоснованность и достоверность: нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.

Реализация программы настоящего исследования осуществлялась посредством следующих методов: теоретическое осмысление психолого-педагогических исследований в области возрастной и педагогической психологии; групповой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста, методы математической обработки экспериментальных данных.

Степень научной разработанности проблемы.

Как свидетельствует анализ литературы, основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьного возраста (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П.Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько).[3]

Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е. Анкудинова, В.А.Горбачева), посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.[4]

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон)[5], [6]. Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б.[7], [8], [9]. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова).[10]


Практическая значимость: исследования заключается в том, что была разработана программа для исправления обнаруженных у детей отрицательных черт развития личности.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 34 наименования, приложения. Общий объем работы 47 страниц компьютерного текста.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста

Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они особенные, отдельные от остального мира его часть. [11]

Ребенок не знает, где он заканчивается и начинается другой. Он считает себя причиной всех изменений и никакой активности вокруг. Ребенок считает, что он, его мысли и поступки управляют миром.

Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Однако, мало уверен, что восприятие других людей такое же, как и его. В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, в следствие чего они постепенно формируется определенная самооценка.[12]

При сравнении детей, как правило, ориентируется на социальные нормы, которые приемлемы в среде. Часто можно услышать, как родители или другие взрослые говорят: «какой хороший мальчик он умывает руки». Сравнивая себя с этим ребенком, ребенок приходит к выводу, что сама Категория включает. Положительное самоощущение развивается у ребенка, когда взрослые, установления четкой «границы», поощряют его самостоятельность. В противном случае ребенок может испытывать стыд и сомнение в собственных силах.


Так, маленькому ребенку развивать чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний. 4-5 лет многие дети способны правильно оценивать себя, свою индивидуальность, достижения и неудачи. Причем, если раньше это был в основном ориентирован на игры, теперь применяется и для общения, и для работы, и обучения. В этом возрасте уже можно спрогнозировать ближайшие перспективы развития различных видов деятельности. Ученые обнаружили, что если на самооценку ребенка в любом виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в этой деятельности. Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в основном родители), потому что ребенок впитывает в себя оценку их качества, как взрослых.[13]

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Это сложный психологический характер явления. Он входит в множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.[14]

В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, что положение он занимает среди других людей, и каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление занять более новый, «взрослый» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для себя но и для других людей деятельность. Ребенок выпадает из привычной жизни и применить педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях общеобразовательной школы является, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и обучения как новой социально значимой деятельности («в школе — большие, а в детском садике — только малыши»), и в стремлении выполнять поручения взрослых, взять на себя часть их обязанности, стать помощником в семье.[15]

Появление такого стремления подготавливается ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как актер, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не происходит, то ребенок испытывает чувство неудовлетворенности. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, он формируется внутренняя социальная позиция и стремление к потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется стабильная самооценка и соответствующее отношение к успеху и неудаче в деятельности (присущее стремление к успеху и высоким достижениям, а для других самое главное, чтобы избежать неудач и неприятных переживаний).[16]


Слово «сознание» в психологии обычно понимаются существующие в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе. В сознания существуют два взаимосвязанных компонентов: содержания знания и представления о себе (кто я?) — оценки и самооценки (кто я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются одним неделимым целым. Всякое суждение о себе, все описания так или иначе включают в себя самооценку. Осознает свои индивидуальные качества, он сразу же растет и определенное отношение.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих качествах и способностях (реальное «я» - «я»), но также идея, что он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» - «что бы я хотел быть»). Совпадение реального «я» считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.[17]

Положительная самооценка основана на самоуважении, чувство собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что попадает в поле зрения самого себя. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотречение, негативное отношение к своей личности.

В дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и мнение окружающих, поэтому самооценка детей дошкольного возраста становится все более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомых ситуациях и необычно деятельности их самооценка слишком высока.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. [18]

В психологической литературе, как Отечественной, так и зарубежной самооценке на видном месте. Вопросы онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, непосредственно участвующие в регуляции поведения и деятельности, как Автономная характеристика личности, ее Центральный компонент, формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира.

Ведущую роль самооценки в изучении проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связаны оценочных функций самопознания, включает в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания его сам.