Файл: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дети отвечают, что ошибался, что был в истории мальчика.

Игры на свежем воздухе.

Игра «Сова».

Дети выбирают водящего-это сова, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «ночь». Сова открывает глаза и начинает летать. Все игроки должны немедленно заморозить. Кто двигаться или смеяться – становится совой. И игра продолжается.

Игра «белые медведи».

Планируется, что там будут жить белые медведи. 2 дети держатся за руки. Это белые медведи.

Со словами: «медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Потом снова отправляются на охоту. Когда они эксплуатируют всех игроков, игра заканчивается.

Психо-мышечной тренировки.

«Факиры»

Дети сидят на ковре в Турции по-турецки, руки на коленях, руки свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (подбородок к груди), глаза закрыты. В то время как тихо звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

Урок 8

Цель: коррекция взаимоотношений детей, эмоционально-личностной сферы психики детей. Закрепление приемов релаксации.

Упражнение «Ток». Дети стоят в кругу, держась за руки и передают по кругу «Ток» (по цепочке, одна за другой, пожимая руку стоящего справа).

Игра «Пожелание». Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мяч, говорят друг другу добрые пожелания.

Игра «Ура победителю!» Стулья ставятся в круг спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем игроков. Все бегают вокруг стульев до тех пор, пока ведущий хлопать мои руки. Как только это произошло, вы должны успеть занять стул. Участник остался без стула, выходит из игры. Тем не менее, он должен издавать звуки, имитируя какое-то животное (хрю-хрю, Му-Му, мяу-мяу, и т. д.). Бег по кругу, остальная команда снова должен получить сигнал хозяина, чтобы успеть занять стулья, которых снова на один меньше, чем количество участников. Игра продолжается пока не останется один победитель. Он залезает на стул и кричит: «Ура победителю!», и все остальные хором издавая звуки, которые они сделали во время игры.

Задачи-шутки. Детям предлагается решить задачу-шутку: «только двое из нас. Сколько их там?» выслушав ответы, ведущий просит детей встать парами напротив друг друга и, в свою очередь, говорить задач, касающихся слова с соответствующими действиями.

Ориентировочные задачи-шутки:

Езда тележка: два колеса спереди, два сзади, два слева, два справа. Сколько колес?

Решил петух, чтобы проверить его вес. Он встал на весы двумя ногами и увидел, что весит 2 кг. сколько весит петух на одной ноге?


Бабушка Даша внучка Маша, кот Пушок, собака дружок. Как многие бабушки внуков?

Отдыха. Комплекс «на берегу моря»

Урок 9

Цель: коррекция взаимоотношений детей нежелательных черт характера, поведения детей. Уменьшение психического напряжения.

Коммуникативные игры.

«Доброе слово». Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то хорошее о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза людям, кто говорит.

Упражнение «Ток». Дети стоят в кругу, держась за руки и передают по кругу «Ток» (по цепочке, одна за другой, пожимая руку стоящего справа).

«Молекула». Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все сбились в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

«Волшебное зеркало». Выберите «зеркало» — это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.

На аутотренинг. «Волшебный сон». Лежал с закрытыми глазами, дети слушают тихую, успокаивающую музыку. Модератор сообщает им, что они видят один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети мечтали, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков).

Урок 10.

Цель: коррекция взаимоотношений детей, эмоционально-личностной сферы психики. Закрепление техники саморасслабления.

Коммуникативные игры.

Упражнения на групповую сплоченность. Руки всех детей вперед. На счет «три» все должны хлопать в ладоши.

«Колокол». Все встают в плотный круг, один ребенок в центре. Стоя в центре нельзя переступать с ноги на ногу, оторвать ноги от пола. Все отталкивает его, и он падает свободно из стороны в сторону, как язык колокола.

«Сороконожка». Все дети стоят в затылок друг другу, берут первый план на талии, приседать и двигаться по кругу. Задача: не упасть.

«Доброе слово». Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то хорошее о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза людям, кто говорит.

Упражнение «Ток». Дети стоят в кругу, держась за руки и передают по кругу «Ток» (по цепочке, одна за другой, пожимая руку стоящего справа).

«Я отличаюсь». Для этой игры вам понадобится лист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Детей просят нарисовать три фигуры: то, что было раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). После нанесения, обсудить фотографии: в чем заключается их различие что нужно чтобы стать тем, кем вы хотите, что вам нужно.

На аутотренинг. «Волшебный сон».

Результаты практического исследования, полученные в первом параграфе второй главы нашего исследования, показали, что самооценка дошкольников завышенном уровне.


Выводы по главе 2

В ходе выполнения диагностики мы видим, что самооценка была более адекватной во всех случаях. В данном случае, мы склонны сказать, что мы разработали комплекс мероприятий, в форме игровой деятельности, оказывает положительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Это стало возможным в виду того, что в течение первого полугодия, дети познакомились с положительными и отрицательные черты характера, играть с ними в различных исследованиях и ситуациях, и научился различать их. Каждый «примерил» то или иное качество характера или манеры. И только «проезд», на личные ощущения, пусть игры, но опыт это понимают те нравственные нормы, которые общество адекватно воспринимает. Во второй половине сессии игры, мы используем коммуникативные игры, в котором осуществляется коррекция взаимоотношений детей в группе. Все это повлияло на самооценку детей. Они более сознательно проанализировать работу методов в ходе эксперимента контроль, пытается оценить себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Это сложный психологический характер явления. Он входит во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека

Самые ранние исследования ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых и регулируется правилами деятельности. Более поздние работы -открытое общение, самооценка, общение между детьми.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими людьми. Нормы и правила поведения становятся теми стандартами, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но ставить эти меры для себя оказывается намного сложнее. Переживания, захватывающие ребенка, толкает его на те или иные деяния, заслоняют от него действительный смысл совершенного деяния, не позволяют оценить их беспристрастно. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, действий, качеств других людей.


Таким образом, личность и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает самосознания ребенка и его личности в целом. Этот процесс ярко выражен в игре, где дети, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся гордиться собой, преодолевать трудности, развивать чувство цели и чувство уважения к себе и другим, к личности.

После контрольного эксперимента, мы увидели неадекватную, а именно, завышение оценки дошкольником. В принципе, такая оценка является нормальной для детей этого возраста, но установленный факт, что дошкольник не в состоянии оценить себя и свои действия адекватно из-за того, что он различает моральные нормы общества. С этой целью мы подобрали количество игровых занятий, где дети обсуждали и научились ценить принципы поведения и взаимодействия в обществе.

При повторном проведении методик, используемых в ходе констатирующего эксперимента, мы получили следующий результат – самооценка детей стала близка к адекватной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000. -34 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. -124 с.

3. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковский. – 2001. – 82 с.

4. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- 3-10 с.

5. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1996. – 34 с.

6. Ильенков Э. В. Что такое личность? – В кн.: Психология личности. Тексты - М.: МГУ, 1982. -231 с.

7. Леванова Е.А., Волошина А.Г. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008. – 39 с.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, 1994. -59 с.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. -69 с.

10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. -124 с.

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000. -38 с.

12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. - М., 1987. -89 с.

13. Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 1978. -94 с.


14. Репина Т. А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995. – 64 с.

15. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995. -82 с.

16. Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977. -42 с.

17. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников.// Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – 61 – 67 с.

18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. -56 с.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -144 с.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. -281 с.

21. Якобсон С. Г., Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопр. психол. — 1982. — № 1.

22. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. — 1986. — № 6.

23. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. – 39 с.

24. Якунин В. А. История психологии. - СПб., 1998. – 198 с.

25. Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб., 1998. -46 с.

26. Белобрыкина О.А. Влитяние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников portalus/modules

27. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста portalslovo/pre_school_education/

28. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста biblios.newgoo/t5572-tema#9677

29. Маслова Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе ucheba/met_rus/k_psihologiya

30. Суверова Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте psi.lib/detsad/sbor/saodshv.htm

Приложение 1.

Протокол исследования к методике Марцинковской Т.Д. «Лесенка»

№ п/п

Имя ребенка

№ ступеньки, куда бы поставили:

мама

папа

воспитатель

1

Саша П.

4

6

5

2

Алиса Ю.

7

7

7

3

Миша С.

7

7

4

4

Соня Л.

7

7

7

5

Лера М.

5

6

7

6

Денис Х.

4

5

6

7

Стася И.

5

4

6

8

Леша Л.

5

7

6

9

Рома Л.

5

3

4

10

Костя К.

6

7

4