Файл: Государственные и муниципальные финансы (Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе, муниципальных финансов, важным является, избежание «шаблонности» такого анализа. Качественный анализ вовсе не означает, простого расчета, определенных, бюджетных, показателей, за отчетный, период. Безусловно, что полную, и достоверную, картину, финансового, состояния, муниципалитета, способную быть, рациональной, основой, принятия, управленческих, решений, создаст лишь, глубокий и комплексный, анализ. Для этого необходимо, во-первых, определять, временную, динамику, коэффициентов, во-вторых, осуществлять, поиск путей изменения, бюджетных, показателей, в рамках соответствующей, финансово-экономической, политики.

Следует отметить, что в современной, практике, работы, финансовых, органов, применяется, главным, образом анализ исполнения, бюджетных показателей. Вопросы же, связанные, c анализом состояния, местных бюджетов, их устойчивости, еще не достаточно, разработаны. В то же время в условиях, кризисного состояния, экономики в стране, и в регионах, повышение роли местных, органов власти и местных, бюджетов в решении, экономических и социальных, задач проблемы устойчивости, местных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем, очень актуальны.

Согласно действующему, законодательству органы, местного самоуправления, обеспечивают сбалансированность, местных бюджетов и, соблюдение установленных, федеральными законами, требований к размерам дефицита, местных бюджетов, уровню и составу, муниципального долга, исполнению бюджетных, и долговых обязательств, муниципальных образований, (ст. 52 Федерального закона, «Об общих принципах организации местного, самоуправления в Российской, Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ). Соответственно указанные, нормативы принимаются, практиками за целевые, ориентиры анализа бюджета, вследствие чего, возникает акцентирование, внимания аналитиков, на исследовании, отдельных моментов, исполнения бюджета, а не на его экономических, параметрах, (объеме, структуре и др.), влияющих на социально-экономическое, благополучие местного, сообщества.

Структура источников поступления денежных средств в бюджет Чичковского муниципального образования в 2014 - 2015 годах выглядит следующим образом (см. таблица 1).

Таблица 1

«Структура источников поступления денежных средств в бюджет Чичковского муниципального образования

в 2014 - 2015 годах».

Наименование

2014 г.

2015 г.

план

Факт

% исполнено

план

факт

% исполне ния

Налоговые доходы

388,9

360,6

93

397,5

375,9

95

Налог на прибыль

120

112,5

94

120

105,6

88

-налог на доходы физических лиц

120

112,5

94

120

105,6

88

Единый сельскохозяйственный налог

Продолжение Таблицы 1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

177,7

173,9

98

145,3

145,2

100

Акцизы по подакцизным товарам (продукция произведенная на территории Российской Федерации

177,7

173,9

98

145,3

145,2

100

Налог на имущество

87,6

70,6

81

128,6

121,5

94

-Налог на имущество физических лиц

2,3

2,3

100

1,9

1,9

100

-земельный налог

85,3

68,3

80

126,7

119,6

94

Доходы от использ.имущества, находящегося в гос.и муниц.соб

3,6

3,6

100

3,6

3,6

100

Доходы от оказания платных услуг

Прочие неналоговые доходы

0

0

0

0

0

0

ИТОГО ПО СОБСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ

388,9

360,6

93

397,5

375,9

95

Безвозмездные поступления

2825,7

2825,7

100

2868,8

2868,1

100

Дотации

535,4

535,4

100

516,4

516,4

100

Дотация по оспеч. сбалансир. Бюдж.

398,6

398,6

100

198

198

100

Субвенции

50,6

50,6

100

53,5

52,8

99

Субсидии

1841,1

1841,1

100

2046,2

2046,2

100

Межбюджетн.трансф

Возврат неиспольз средств

Всего доходов

3214,6

3186,3

99

3266,3

3244,0

99


Бюджет Чичковского сельского поселения на 2015 год утвержден первоначально по доходам в сумме 2108,1 тыс. руб., в том числе:

-налоговые и неналоговые доходы

341,9 тыс. руб.

-дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

714,4 тыс. руб.

-субвенции

53,5 тыс. руб.

-субсидии

998,3 тыс. руб.

- межбюджетные трансферты

0

По расходам- в сумме 2108,1 тыс.руб.

С учетом всех внесенных изменений бюджет поселения составил по доходам 3266,3 тыс. руб., в том числе:

-налоговые и неналоговые доходы

397,5 тыс. руб.

-дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

714,4 тыс. руб.

-субвенции

53,5 тыс. руб.

-субсидии

2046,2 тыс. руб.

- межбюджетные трансферты

54,7

По расходам- в сумме 3499,850 тыс. руб.

По сравнению с первоначальным бюджетом доходы увеличились в 1,5 раза, расходы в 1,7 раз. В общем объеме доходов бюджета поселения в 2015 году 12 % (или 397,5 тыс. руб.) занимают налоговые и неналоговые доходы, 87,8 % (или 2868,8 тыс. руб.) безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, 0,1 % (3,6 тыс. руб.) занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Доходная часть бюджета Чичковского сельского поселения за 2015 год в целом выполнена на 99 % и составила 3244 тыс. руб.

Таблица показывает, что исполнение плана по налоговым доходам составило 95 %, по которым главными источниками стали налог на доходы физических лиц 105,6 тыс. руб., акцизы по подакцизным товарам 145,2 тыс. руб. и земельный налог 119,6 тыс. руб. Причина неисполнения налоговых доходов, а именно налога на доходы физических лиц 88% (план 120 тыс. руб., факт 105,6 тыс. руб.) и земельного налога 94% (план 126,7 тыс. руб., факт 119,6 тыс. руб.) заключается в недобросовестных плательщиках налогов это Индивидуальные предприниматели и Частные предприниматели, находящиеся на территории сельского поселения.

По собственным источникам план выполнен на 95%. По сравнению с 2014 годом собственные доходы увеличились в 1,1 раз или на 15,3 тыс. руб. Увеличение произошло за счет земельного налога.

В целом доходы сельского поселения выполнены на 99%. По сравнению с 2014 годом доходы поселения увеличились на 1,02 раз или на 57,7 тыс. руб. Увеличение произошло за счет безвозмездных поступлений и земельного налога.

На рисунке 6 отражена доля доходов в процентном соотношении за 2015 год.


Рисунок 6. Удельный общих доходов в 2015 году.

Рисунок 7. Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета за 2015 год.

Большую часть всех доходов составляют субсидии 63% , которые расходуются на заработную плату, начисления на оплату труда, коммунальные услуги, на реализацию мероприятий перечня народных инициатив, 22% составляют дотации и 1,6% субвенции. Налоговые и неналоговые доходы занимают всего лишь 11,6%. Можно сделать вывод о том, что основная часть доходов - это безвозмездные поступления они составляют 88% от общей суммы доходов сельского поселения. Сельскому поселению недостаточно собственных доходов для полноценного существования.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

3.1 Предложения по совершенствованию системы управления доходами в муниципальном образовании

Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы. Рассмотрим ряд мер, комплексный подход к которым приведет к росту доходов в бюджет за счет местных налогов.

Во-первых, необходимо усилить контроль за несоблюдением учета объектов имущества и земель. Такими объектами являются: земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведенные без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие свое начальное предназначение строения.

При этом усиление контроля может быть осуществлено различными способами инвентаризации и процесса постановки на учет муниципального имущества и земельных участков:

  1. Помощь при оформлении гражданами прав собственности на земли и имущественные объекты путем корректировки самой процедуры оформления и постановки на учет;
  2. Выявление потенциальных плательщиков налогов, т. е. владельцев неучтенного имущества и земельных участков путем проведения разъяснительной работы с физическими лицами;
  3. Наиболее эффективный способ — образование рабочих групп, деятельность которых будет заключаться в выявлении земельных и имущественных объектов, не прошедших регистрацию.

В Чичковском сельском поселении за последние четыре года было оформлено 39 участков, из них 14 зарегистрировано в 2012 году, 12 – в 2013, 7 – в 2014 и 4 – в 2015 году. Доходы от земельного налога с физических лиц возросли.

В 2014 году наблюдается резкий скачок доходов по данной статье, это произошло вследствие активной работы главы поселения, которая агитировала жителей к уплате долга по земельному налогу, она помогала гражданам собрать необходимые документы, консультировала их в данном вопросе.

Рисунок 8. Динамика поступления земельного налога с физических лиц

Немаловажной статьей собственных доходов является земельный налог с организаций. В Чичковском сельском поселениии на сегодняшний день зарегистрировано 7 организаций, из них одна организация-льготник, 3 оплачивают земельный налог, и 3 индивидуальных предпринимателя, которые установили магазины, но не оформили землю и налог не платят.

С 2011 по 2013 год был стабильный рост доходов по земельному налогу с организаций, при этом в 2012 году был оформлен земельный участок, которому по сегодняшний день уплачивается налог. (рисунок 9)

В связи с кризисной ситуацией в стране в 2014 году было резкое падение поступлений по земельному налогу, так как организации были не в состоянии платить по своим обязательствам.

Рисунок 9. Динамика поступлений земельного налога с организаций

И все-таки, проблема неуплаты налога остается, так как многие жители получают низкий доход или вообще не оформляют участки в собственность.

Если реализовать на данной территории комплекс предложенных мер, то доходы по земельному налогу возрастут, что приведет к улучшению финансового состояния Чичковского сельского поселения.

Во-вторых, для увеличения потока доходов в бюджет муниципального образования необходимо повысить качество информационной осведомленности населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязь между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учете и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджетов муниципальных образований, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путем расчета, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.


Мерой, позволяющей повысить количество доходов от имущества, станет пересмотр льгот, предоставляемых физическим лицам при уплате земельных и имущественных налогов. Оптимизация системы льгот должна произойти не только на местном, но и на федеральном и региональном уровнях. На практике показано, что установка льгот на уровне федерации ведет к нехватке доходов на местном уровне.[30]

Вопросу установления льгот Президент РФ уделяет особое внимание. В Бюджетном послании на 2014—2016 гг. отмечается, что «нужно обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов». На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.

Необходимо передать право контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественным налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учета базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем. Нужно установить экономически обоснованные налоговые ставки по местным налогам. Но не следует злоупотреблять повышением налогов, так как может произойти обратный эффект, который приведет к понижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов. [27]

Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим или юридическим лицам на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией. [34]

Кроме того, наличие бесхозных земель тормозит развитие сельского хозяйства в регионе, в связи с чем президент Российской Федерации в «послании президента Российской Федерации Федеральному собранию» от 03.12.2015 огласил свое решение: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю».