Файл: Особенности организации и проведения спортивного соревнования в детско-юношеском спорте на примере «Золотой шайбы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате такого подхода формируется система профессиональной подготовки юных игроков, состоящая из следующих форм:

- массовый и любительский спорт на местном уровне (уровни подготовленности игроков: начальный и базовый); 

- система местных, региональных и клубных спортивных школ: ДЮСШ, СДЮШОР (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);

- система развивающих тренировочных лагерей на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);

- система мастер-классов, проводимых лучшими отечественными и зарубежными специалистами на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);  

- система академий хоккейного мастерства (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший); 

Далее - спорт высших достижений в рамках клубов МХЛ, ВХЛ, КХЛ и сборных команд страны (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший).

В основу тренировочного процесса должна быть положена пирамида развития мастерства игроков, обеспечивающая комфортный спортивный лифт, прогресс в развитии мастерства.

Пирамида воспитания игрока определяет для тренера вектор его работы, даёт ориентиры по разработке сезонного плана и планов работы по периодам и циклам внутрисезонной подготовки. Она позволяет поступательно двигаться в направлении прогресса игрока, правильно распределять время на виды подготовки, соблюдать пропорции для гармоничного развития игрока.

В программе спортивно-оздоровительного этапа и этапа начальной подготовки акцент делается на обучение техническим навыкам, общее физическое развитие ребёнка, и, что особенно важно – индивидуальную тактику.

Физическое развитие ребёнка на этих этапах направлено на развитие моторики, быстроты, координации движений, баланса, гибкости, ловкости и осуществляется средствами подвижных игр, эстафет, ритмики, лёгкой атлетики, гимнастики. Занятия проводятся с собственным весом, небольшими утяжелениями, например, набивными мячами. Занятий с тяжелоатлетическими снарядами и тренажёрами не должно быть. Как таковых занятий на физическое развитие должно быть не более 5%, в основном физическое развитие осуществляется комплексно, совместно с занятиями по технике и индивидуальной тактике. 

Основное внимание (70 – 80%) уделяется постановке и развитию индивидуальной техники: катание всех видов, владение шайбой, передачи, приём, обводка, броски и удары и др. элементы. При этом очень важно понимать, что в отличие от индивидуальных видов спорта хоккеист не имеет права концентрироваться только на выполнении технического приёма и отрешаться от внешнего окружения. В хоккее командные действия и взаимодействия – основа успеха, поэтому хоккеист обязан одновременно с выполнением технического приёма контролировать окружающее пространство, действия партнёров и соперников, принимать и исполнять решения исходя из складывающейся ситуации и тренерского задания. Это накладывает на тренера и на игрока требование - добиваться выполнения технических приёмов без зрительного контроля.


Немаловажный элемент - это мастерство игрока – индивидуальная тактика, которая в советское время была нашим преимуществом, но, к сожалению, в последние десятилетия мы перестали эффективно работать над этим компонентом, в том числе в детском хоккее, утратили это преимущество и уступаем в этом компоненте ведущим хоккейным державам.  

Индивидуальная тактика – это одновременное (синхронное) освоение  тактического (зрячего, осмысленного) и технического мастерства игроков в учебно-тренировочной работе и совершенствование их эффективности в игре. Она является основой командной игры, взаимодействия в линиях, группах, шестёрке. Занятия по индивидуальной тактике должны быть направлены на развитие всей совокупности качеств игрока, составляющих его индивидуальное тактическое мастерство: пространственное зрение, игровое мышление, оценка и прогноз ситуации, принятие решения, а затем – его исполнения и проводиться с игроками всех амплуа. 

Достаточное время должно уделяться теоретическим занятиям (причём не обязательно за партами), на которых в доступной, живой форме детям объясняются основы, главные закономерности игры: что такое коллективная игра, взаимодействие на поле, что такое пас и его значение, преимущество локального численного перевеса, основы игры в атаке и обороне, понятия честной игры и взаимоуважения, основы безопасности на льду и вне льда и т.п.

Целенаправленная подготовка к силовой борьбе и освоение силовых приёмов должно начинаться не ранее 10 лет. Это не значит, что до этого возраста дети должны играть в бесконтактный хоккей, но главный внимание должно уделяться правильному выбору позиции и момента контакта с соперником, умению подкатиться для силового воздействия. 

Двигаясь выше по пирамиде, в подготовку игроков должны вводиться занятия, направленные на отработку и развитие тактики функциональных групп взаимодействия и систем командной игры: изучение и отработка групповых и командных действий игроков, схем игры в атаке и обороне с целью создания преимущества или ликвидации преимущества соперника. Но даже на этапе спортивного совершенствования время, затраченное на командную тактику и игру, не должно превышать 35-40% времени тренировок. Тренер должен продолжать развивать индивидуальную технику и тактику каждого игрока, что будет способствовать в свою очередь, развитию командной тактики и систем командной игры.

Вершиной пирамиды является командная стратегия, которая определяет стиль игры команды: какую систему и тактику игры избрать, какие поставить задачи пятёркам, линиям и отдельным игрокам, которые помогут победить соперника на основе сильных сторон своей команды и тренера с одновременной нейтрализацией сильных сторон соперника и использованием его слабых мест. Тренер определяет стратегию, опираясь на свою собственную игровую концепцию, философию, возраст игроков и уровень подготовки команды. Чем выше возрастной и соревновательный уровень игроков, тем более сложной становится стратегия игры, которую способна реализовать команда.


Для внедрения в практику такой системы подготовки игроков ФХР, Холдингу КХЛ, спортивным ВУЗам, специализированным научно-методическим организациям необходимо совместно разработать и распространить среди тренеров программы сезонной подготовки по всем возрастным группам и уровням подготовленности юных хоккеистов.

Другим ключевым компонентом системы детско-юношеского хоккея является система подготовки тренеров.

Система должна обеспечивать подготовку тренеров следующих  квалификационных категорий:

1. Начальная категория;

2. Базовая категория;

3. Соревновательная категория; 

4. Конкурентная категория; 

5. Высшая категория.

Выводы:

  1. Соревнования являются одной из основных составляющих системы подготовки хоккеистов. Все соревнования можно условно подразделить на официальные и вспомогательные. Целью официальных соревнований является, проверить уровень подготовленности команд на данном этапе и отобрать кандидатов в сборные команды. К вспомогательным соревнованиям относятся товарищеские или показательные игры
  2. Госкомспортом России разрабатывается единый сводный календарный план соревнований.
  3. Подготовка детско-юношеского хоккея должна включать в себя следующие основные компоненты: систему подготовки игроков, систему подготовки тренеров, систему тестирования, отбора и селекции игроков, систему соревнований, систему организационно-управленческого и финансового обеспечения, систему материально-технического обеспечения, ледовые арены и хоккейные технологии. систему медико-биологического обеспечения, систему научно-методического и информационно-технологического обеспечения.

Глава 2. Особенности организации и проведения спортивного соревнования в детско-юношеском спорте на примере

«Золотой шайбы»

2.1. История турнира «Золотая шайба»

«Золотая шайба» стала неотьемлемой частью жизни миллионов детей и подростков огромной страны. Турниры дворовых хоккеистов проводились в течение всего зимнего сезона, а финалы проходили неизменно в разных городах в дни весенних школьных каникул. Благодаря активной работе руководителей разного уровня в Москве и на местах движение юных хоккеистов постепенно набирало обороты, хотя трудностей хватало. По-настоящему оно окрепло только в начале 70-х годов, когда было принято совместное постановление ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Министерства просвещения СССР, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и Министерства коммунального хозяйства РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию движения юных хоккеистов Клуба «Золотая шайба». Это важное решение государственных органов позволило объединить усилия всех заинтересованных организаций, отвечающих в той или иной степени за работу с детьми по месту жительства.


Ежегодно в стране стали проводиться всесоюзные семинары, слеты, конференции организаторов детского хоккея, на которых присутствовали профсоюзные и комсомольские работники, педагоги, тренеры, представители ЖЭКов, инструкторы по спортивной работе по месту жительства.
При этом были и теоретические и практические занятия, а мастер-класс проводили легендарные тренеры и знаменитые хоккеисты – К.Локтев, В.Александров, В.Старшинов, Б. Майоров, В. Кузькин, А. Рагулин, И.Ромишевский, В. Давыдов и др. Это было потрясающее время уникальных идей и их воплощения в реальную жизнь, где главными действующими лицами были сами дети и подростки. Немало добрых людей помогало движению юных хоккеистов Клуба «Золотая шайба».

Особое уважение и сотрудники ЦК комсомола, и юные хоккеисты испытывали к главному вдохновителю и организатору детского хоккея по месту жительства – Анатолию Владимировичу Тарасову. Несмотря на загруженность и в хоккейной команде ЦСКА, и в сборной СССР он всегда находил время на работу с юными хоккеистами «Золотой шайбы».
Анатолий Владимирович был истинным патриотом хоккея, по- настоящему талантливым и одаренным человеком, незаурядной личностью, блестящим оратором и, конечно, гениальным тренером. К тому же он обладал великим даром устного и печатного слова, ценил в людях эти же качества и очень не любил подхалимов, напыщенных чиновников, карьеристов и лгунов.
Великий тренер, полковник, а позже профессор Анатолий Тарасов всегда был в гуще событий детского хоккея по месту жительства. Он не был кабинетным руководителем Клуба «Золотая шайба». Как только позволяло время, всегда выезжал на детские хоккейные турниры, бывал и на других соревнованиях, например, на всесоюзных играх «Старты надежд».

В то время многие юные хоккеисты, участвующие в турнирах Клуба «Золотая шайба», защищали свое тело кто чем мог. Разумеется, все это сказывалось не только на качестве игры, но и на заметно увеличившемся травматизме юных игроков. А на фабриках Спортпрома выпускалось в год лишь 17 комплектов защитного снаряжения. Капля в море…

На очередном Пленуме ЦК ВЛКСМ один из организаторов детского дворового хоккея, сотрудник отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ Анатолий Ефименко ( в будущем президент Всероссийского Клуба юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В.Тарасова) обратился к присутствующему в президиуме министру легкой промышленности СССР Тарасову Николаю Никифоровичу (однофамильцу великого тренера) с просьбой начать выпуск детского хоккейного снаряжения на предприятиях легкой промышленности.


Надо отметить министр с пониманием отнесся к наболевшей проблеме, но понадобились годы, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Просьбы и доводы порой не помогали – преодолеть старые министерские бюрократические преграды было чрезвычайно тяжело. И тогда в бой вступала «тяжелая артиллерия» - на трибуну выходил полковник Тарасов и твердым уверенным, а порой и громким голосом доказывал бюрократам, что быть равнодушным к детям, большую часть свободного времени проводящим во дворах и на школьных площадках, это, мягко говоря, не по государственному…
Но как оказалось самое трудное время для Клуба «Золотая шайба» наступило в начале 90-х годов.

Период образования и становления нового государства – Российской Федерации – был трудным не только в экономическом плане, но и в спортивном.
В декабре 1991 года Всесоюзное физкультурно-спортивное общество профсоюзов было преобразовано в Международную Конфедерацию спортивных организаций (МКСО). Таким образом удалось сохранить единое спортивное пространство в рамках стран СНГ.

Неизменный руководитель Клуба «Золотая шайба» Анатолий Владимирович Тарасов обратился в МКСО с просьбой помочь сохранить детский дворовый хоккей. При активном участии руководителей МКСО, а также благодаря поддержке Госкомспорта России, Федерации хоккея России, Минобразования, молодежных союзов, профсоюза работников спорта и туризма России и других организаций был учрежден Всероссийский клуб «Золотая шайба». И, конечно, президентом единодушно был избран Анатолий Владимирович Тарасов.

12 июля 1995 года в соответствии с новым законодательством Всероссийский Клуб «Золотая шайба» был преобразован во Всероссийскую общественную организацию «Клуб юных хоккеистов «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова». Клуб зарегистрирован в Минюсте РФ, имеет свой юридический адрес, Устав, наградную атрибутику, руководящий орган – Правление и Бюро.

В Правление клуба входят испытанные годами настоящие энтузиасты детского хоккея. Возглавляет Клуб с 07.11.2017 внук Анатолия Владимировича Тарасова, участник "Золотой шайбы" 70/80-х годов прошлого века Алексей Игоревич Тарасов.

2.2. Организация и проведение соревнований «Золотая шайба»

Проведение Всероссийских соревнований юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова осуществляется Министерством спорта Российской Федерации, ФХР и Клубом «Золотая шайба» .