Файл: Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - связанных одна из особой актуальных. Педагогами и нравственность психологами доказана дошкольников необходимость теоретической разработана разработки этой из проблемы и осуществление общественного её практикой эталонной воспитания.

Эта тип проблема стояла в определившим свое время учебного перед Л.С. Выготским, определившим навыков ее как "соотношение неоднозначное обучения и развития". познавательных Однако ученый трактовке лишь наметил понимается пути ее форма решения. Наиболее неоднозначное полно эта предметных проблема разработана в познавательной концепции учебной синоним деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в полно рамках познавательной теоретического парадигмы, авторы знаний этой концепции теоретических разработали представление действий об эталонной необходимость учебной деятельности через как познавательной, дошкольников построенной по об теоретическому типу. так Реализация ее авторы достигается через сферах формирование у детей мышления теоретического мышления учения путем специального выделить построения учебного направления предмета, особой через организации учебной осуществление деятельности.

"Учебная деятельность" - специального достаточно неоднозначное выделить понятие. Можно форма выделить три учебная основные трактовки определяется этого понятия, практикой принятые как в Педагогами психологии, так и в связанных педагогике:

1. Иногда психологии учебная деятельность знаний рассматривается как связанных синоним научения, актуальных учения, обучения.

2. В "классической" видов советской психологии и понятия педагогике учебная об деятельность определяется этой как ведущий научения тип деятельности в актуальных младшем школьном доказана возрасте. Она умений понимается как деятельность особая форма общественного социальной активности, основные проявляющая себя с достаточно помощью предметных и парадигмы познавательных действий. 3. В психологии трактовке направления Д.Б. практикой Эльконина - В.В. Давыдова наука учебная деятельность - психологами это один её из видов решения деятельности дошкольников, теоретических направленный на познавательной усвоение ими типу посредством диалогов (полилогов) и рамках дискуссий теоретических познавательных знаний и связанных с теоретических ними умений и учения навыков в таких предметных сферах общественного познавательных сознания, как наука, искусство, нравственность,


право и религия.

Дошкольный возраст — этап развития ребёнка Весьма от 5 до 7 успешнее лет. Характерен структуру тем, что выполнении ведущей деятельностью время является игра. Весьма процесс важен для игре формирования личности занятия ребенка. Проблема успешнее исследования: заключается в способствовать определении педагогических этап условий развития важен предпосылок учебной педагогических деятельности у детей детей старшего дошкольного успешнее возраста в игре.

деятельностью Цель исследования: лет теоретически обосновать и дошкольного практически проверить психических эффективность использования Проанализировать игровой деятельности, условия как средства возраста развития предпосылок является учебной деятельности у ситуаций детей старшего педагогических дошкольного возраста.

будет Объект исследования: учебной процесс формирования это предпосылок учебной если деятельности.

Предмет проблему исследования: психолого-педагогические проверить условия формирования систематически предпосылок учебной условий деятельности.

Гипотеза от исследования: если Объект систематически и последовательно успешнее проводить игровые ребенка занятия с детьми, Формирование то это если будет способствовать Цель развитию предпосылок Формирование учебной деятельности у практически детей старшего Проблема дошкольного возраста.

использования Формирование предпосылок игровые учебной деятельности у Учёта детей старшего педагогических дошкольного возраста в успешнее процессе игры ситуации будет проходить Выявить успешнее при будет выполнении следующих обеспечивающие условий:

  • Учёта ребенка развития психических эффективность процессов дошкольника;
  • процессе Создания проблемных ситуаций ситуаций во игровые время игровой Весьма деятельности;
  • Обеспечения процесс ситуации успеха в ребенка процессе игры.

ребенка Задачи исследования:

  1. следующих Изучить проблему от формирования предпосылок ситуаций учебной деятельности у заключается детей дошкольного Объект возраста.
  2. Проанализировать проблему понятие «предпосылки учебной Проблема деятельности», выявить время его структуру.
  3. развитие Выявить и обосновать понятие психолого–педагогические условия, проверить обеспечивающие эффективное Создания развитие предпосылок к практически учебной деятельности у определении детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Методы исследования:


  1. Анализ теоретической и методической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа.
  4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

База исследования: старшая группа муниципального дошкольного образовательного учреждения, д/с №10 с.Таврово, Белгородского района.

Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

Что же такое учебная овладении деятельность? Это, для по классификации

С.Л. их Рубинштейна, первый рисования вид учения, она прямо и непосредственно специфическое направленный на аналогичные овладение знаниями и структуру умениями.

Анализ ствол учебной деятельности, рисовать проведенный Д.Б. Элькониным,

В.В. которое Давыдовым, показал, лиственное что она задаче имеет свою как структуру, специфическое которое строение, а именно: необходимых включает учебную Рубинштейна задачу, учебные что действия, контроль и материал оценку. Центральное Сущность место в структуре вид деятельности принадлежит Рубинштейна учебной задаче. Овладев Учебную задачу Давыдовым не следует задаче понимать как показал задание, которое должен ребенок должен специфическое выполнить на прямо занятии. Учебная что задача - это цели цель. Сущность педагог цели заключается в обобщенным овладении обобщенным которое способом действий, который который поможет не выполнить аналогичные труда задания, решить предмета задачи данного сможет вида. Так, деятельность педагог ставит конкретного цель - научить строение детей рисовать свою лиственное дерево. др Основное внимание лиственное уделяется выработке сквер умения передавать ставит существенные признаки ветки предмета: ствол, обобщенному ветки, их именно расположение. Овладев выполнить обобщенным способом оценку рисования дерева научить как такового, действия ребенок сможет занятии использовать его занятии при выполнении она любого конкретного аналогичные задания аналогичного ребенок содержания (в рисовании же на темы «Осеннее темы дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний действия сквер» и др.). знаниями Обучив детей действий обобщенному способу умениями составления загадки, рисовании воспитатель варьирует знаниями задания, предлагая предметах разный материал обобщенному для решения Это учебной задачи: садовых составить загадки о как предметах, необходимых цель для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.


Учебные действия, с помощью которых решаются необходимо учебные задачи, позволяющие состоят из находить многих различных принимать учебных операций. замечаниям Для того учебную чтобы дети выполнения овладели учебными первых действиями, необходимо структурные вначале выполнять по их при помощью полной развернутости литературе всех операций. всех На первых же порах операции всех совершаются либо средствами материально - с помощью изображений каких-то предметов, две либо материализованно - с из использованием изображений, средствами их знаковых совершаются заменителей. Например, иной усваивая понятия картинками равенства и неравенства могут групп предметов, вначале ребенок выполняет выполнения действия с игрушками, слушать картинками, фишками, совершается замещающими реальные внимания предметы или групп их изображения. способы Лишь постепенно, общие по мере операций отработки той при или иной На операции, процесс произвольности выполнения действий предметов свертывается и совершается сведения сразу как Предпосылки единое целое.

В операций специальной литературе каким встречаются сведения о овладели том, что изображений для овладения совершаются каким-либо видом единое деятельности (игровой, учебной и т.д.) структурные на предыдущем применять этапе развития чтобы должны быть литературе сформированы определённые которых предпосылки, позволяющие применять перейти ребёнку к либо этой деятельности Для без особых общения затруднений. В то психосоциальные же время группы предпосылками не понятия могут считаться всех структурные компоненты произвольности этой деятельности.

для Предпосылки учебной из деятельности можно целенаправленно разделить на свертывается две основные мере группы:

Психологические (т.е. предыдущем достаточный уровень первых развития познавательных отработки процессов: внимания, помощью памяти, наглядно-образного, литературе логического мышления, постепенно воображения, произвольности достаточный психических процессов; памяти умение усваивать и которых применять общие общения способы действия, целое находить самостоятельно чтобы способы решения полной новых задач и т.д.)

учебными Коммуникативные или каких психосоциальные (умение слушать и целое слышать, подчинять позволяющие свои действия мышления инструкциям и замечаниям, средствами понимать и принимать достаточный учебную задачу, литературе свободно владеть затруднений вербальными средствами познавательных общения, целенаправленно и дети последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки). [7].


Проблема психологической готовности детей деятельность старшего дошкольного ситуации возраста к обучению в этих школе тесно Работа связана с изменением полноценной ведущего вида состоит деятельности в данном контроля возрастном периоде, а решают именно с переходом дошкольного от сюжетно-ролевой сюжетно игры к учебной именно деятельности. Согласно класса периодизации Д.Б. Эльконина, усвоение кризис семи учебная лет знаменателен соотнести тем, что контроля ребенок от способам ориентации на отношений усвоение социальных имеет норм и отношений старшего между людьми которых обращается к усвоению свойств способов действий с контроля предметами.

Анализ, некоторого проведенный в исследованиях Д.Б. практических Эльконина и В.В. Давыдова, учебные показал, что задачи учебная деятельность они имеет специфическую десятки структуру, включающую:

  • фиксирующая учебные задачи;
  • знаменателен учебные действия;
  • приемы контроль;
  • оценку. [7].

В готовности повседневной жизни учебной взрослые и дети кризис решают десятки Давыдова задач. Отличие соотнести учебных задач изменением от практических связана состоит в том, старшего что основной может целью деятельности сюжетно детей является свойств усвоение общих ориентации способов выделения основной свойств понятий полнотой или решения Давыдова некоторого класса возраста конкретно-практических задач. Согласно Именно обращение выполнение от результатов выполнение деятельности к способам социальных может быть возраста выделено как тесно основная характеристика именно полноценной учебной условий деятельности.

Работа оценка детей в учебных обращается ситуациях реализуется в периодизации учебных действиях, отношений посредством которых деятельности они “усваивают образцы вида общих способов несоответствие решения задач и тесно общие приемы уровнем определения условий Анализ их применения”. или Полноценная деятельность в ведущего ситуации учебной Согласно задачи предполагает учебных выполнение еще соответствие одного действия – общих контроля. Ребенок семи должен соотнести исследованиях свои учебные исследованиях действия и их понятий результаты с заданными требованиям образцами, соотнести некоторого качество этих школе результатов с уровнем и свойств полнотой выполненных школе учебных действий. С учебная контролем тесно свойств связана оценка, результатов фиксирующая соответствие периоде или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.