Файл: Особенности организации и проведения спортивного соревнования в детско-юношеском спорте на примере «Золотой шайбы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Хоккей – один из самых популярных зимних видов спорта. Эта игра нравится и взрослым, и детям. На ледовых площадках, во дворах можно встретить компанию, оживленно гоняющую шайбу. Катание на коньках отлично развивает чувство равновесия и контроль над всем телом, так как в погоне за шайбой человеку приходится постоянно менять направление и скорость движения. Кроме того, хоккей тренирует выносливость, поскольку темп игры очень высокий, а также учит вниманию. Эта игра командная – игроки учатся взаимодействовать в коллективе и быстро принимать решения. Многие мальчишки стремятся заниматься этим видом спорта.

В нашей стране сегодня сложилась «элитарная» направленность хоккея, начиная с детского возраста. Нам известны негативные стороны работы спортивных школ: нездоровая конкуренция, отсутствие научно-обоснованных критериев отбора, обман, подкуп тренеров. Но главное, что при этом отсекается от занятий хоккеем огромная аудитория мальчишек, которые хотели бы пробовать свои силы и, возможно, имели хорошие задатки и могли бы вырасти в больших мастеров. В связи с этим считаю данную тему работы актуальной.

Эффективность работы спортивных школ не велика. Лишь единицам удаётся в будущем сделать занятия спортом своей профессией. Так в этом году только московские хоккейные школы выпустили около 400 игроков, а по результатам последнего драфта юниоров КХЛ, только 134 игрока получили возможность продолжать заниматься спортом в профессиональных клубах. В целом по стране ситуация ещё более удручающая.

Турнир «Золотая шайба» - массовое детское спортивное соревнование, всесоюзный и всероссийский хоккейный турнир среди детских команд с полувековой историей. 

История турнира «Золотая шайба» началась 8 декабря 1964 года, когда на страницах газеты «Пионерская правда» был опубликован призыв «На старт, друзья! Золотая шайба зовёт!». А призыву этому предшествовало следующее. Олимпийский Инсбрук 1964 года… Советские хоккеисты – олимпийские чемпионы по хоккею с шайбой! После триумфальной победы на Олимпийских играх хоккеисты сборной СССР приехали в гости к журналистам популярнейшей в то время газеты «Пионерская правда». Вениамин Александров, легендарный игрок первой тройки, подарил журналистам победную шайбу, заброшенную в финальном матче с канадцами. Кто-то воскрикнул: "Золотая»… А юный хоккеист из дворовой команды одного из районов Москвы добавил: « Вот бы нам такую…»


 Считается, что именно так родилась идея проведения детского хоккейного турнира «Золотая шайба».

Цель работы является проанализировать детско-юношеский спорт на примере «Золотой шайбы".

Предметом данной работы является возможность развития детско-юношеского спорта

Объектом данной курсовой является повышение эффективности турнира «Золотая шайба» за счет выявления проблем в детско-юношеском хоккее.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

- изучить основные положения соревнований по хоккею;

- изучить особенности организации и проведения соревнования в детско-юношеском спорте.

- проанализировать особенности детско-юношеского спорта на примере Золотой шайбы.

Объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Организация и проведение соревнований по хоккею

1.1 Основные положения

Соревнования являются одной из основных составляющих системы подготовки хоккеистов. Это мощное средство дальнейшего повышения физической подготовленности, совершенствования технико-тактического мастерства в непосредственном единоборстве с соперником.

Высокая эмоциональная напряженность соревнований по хоккею способствует развитию волевых качеств — смелости, решительности, настойчивости, инициативности. Четкая организация соревнований, строгая регламентация и соблюдение правил игры приучают занимающихся к дисциплине, организованности и собранности. Соревнования, проводимые на открытом воздухе, имеют и оздоровительное значение.

Велика роль соревнований в пропаганде и популяризации хоккея, они привлекают широкие массы зрителей к активным занятиям физической культуры и спортом.

Результаты соревнований являются важным критерием оценки учебно-тренировочного процесса.

Все соревнования можно условно подразделить на официальные и вспомогательные. Официальные (календарные) определяются единым календарным планом спортивных мероприятий. По их результатам устанавливается спортивная квалификация.

К официальным соревнованиям относятся первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, официальные турниры.


Первенства и чемпионаты — основные и наиболее ответственные соревнования, по их результатам команде присваивается звание чемпиона.

Они позволяют более объективно оценивать квалификацию команд и судить о качестве учебно-тренировочной работы.

Соревнования на кубок проводят для выявления победителя в более короткий срок и привлечения к участию в соревнованиях большого количества команд.

Официальные турниры, в том числе и международные, проходят в короткий срок. Их цель — проверить уровень подготовленности команд на данном этапе и отобрать кандидатов в сборные команды.

К вспомогательным соревнованиям относятся товарищеские, контрольные, или показательные, игры и так называемые сокращенные соревнования.

Товарищеские игры проводят по договоренности с командами различной квалификации в учебно-тренировочных целях или для поддержания определенных традиций.

Контрольные игры организуются с целью подготовки и проверки готовности команд к предстоящим официальным соревнованиям.

Главная задача показательных игр — пропаганда и популяризация хоккея, а также демонстрация технико-тактического мастерства спортсменов.

 Сокращенные соревнования обычно проводят в праздничные дни в течение нескольких часов. Они могут быть посвящены также открытию или закрытию официальных соревнований или спортивного сезона. Как правило, время периодов и их количество сокращаются.

1.2 Планирование соревнований по хоккею

Планирование соревнований по хоккею носит централизованный характер. Госкомспортом России обычно разрабатывается единый сводный календарный план соревнований. Он должен быть увязан с основными крупными международными соревнованиями и согласован со всеми спортивными организациями. В календарном плане предусматривается создание условий для полноценной учебно-тренировочной работы, а также для того, чтобы избежать разнобоя, дублирования соревнований и больших разъездов.

На основе календарного плана соревнований Госкомспорта России разрабатываются сводные календарные планы республиканских, краевых, областных и городских соревнований. Их целесообразно составлять на олимпийский цикл (4 года) с учетом соревнований, планируемых вышестоящими организациями. С учетом городских и областных календарных планов составляются сводные календарные планы районных соревнований, коллективов физической культуры и спортивных клубов.


Календари соревнований по отдельным видам спорта разрабатываются и реализуются соответствующими федерациями.

 Уникальность системы детско-юношеского хоккея заключается в том, что с одной стороны она является элементом системы массовой физической культуры и спорта в РФ и, в этом смысле должна создавать условия для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения к регулярным занятиям хоккеем, а с другой стороны – фундаментальным компонентом системы подготовки резервов для профессионального хоккея и, в этом смысле должна обеспечивать условия для роста мастерства игроков - лифт мастерства от начального до самого высокого уровня.

Для решения этих задач система детско-юношеского хоккея должна включать в себя следующие основные компоненты:

- Систему подготовки игроков.

- Систему подготовки тренеров.

- Систему тестирования, отбора и селекции игроков.

- Систему соревнований.

- Систему организационно-управленческого и финансового обеспечения.

- Систему материально-технического обеспечения, ледовые арены и хоккейные технологии.

- Систему медико-биологического обеспечения.

- Систему научно-методического и информационно-технологического обеспечения.

В создании такой системы видится главная перспектива и главный приоритет в развитии отечественного детско-юношеского хоккея.

В системе подготовки юных хоккеистов предлагается несколько скорректировать существующее деление игроков на возрастные группы:

1. Дети 5-6 лет – спортивно-оздоровительный этап.

2. Дети 7-8 лет – 1-й этап начальной подготовки.

3. Дети 9-10 лет – 2-й этап начальной подготовки.

4. Дети 11-12 лет - этап начальной специализации. 

5. Юноши 13-14 лет – 1-й этап углубленной специализации.

6. Юноши 15-16 лет  – 2-й этап углубленной специализации.

7. Юноши 17-18 лет  – этап спортивного совершенствования.

Сегодня у нас отсутствует систематизация по уровням профессиональной подготовленности игроков.

Предлагается выделить следующие уровни подготовленности игроков:

1. Уровень начальный.

2. Уровень базовый.

3. Уровень соревновательный. 

4. Уровень конкурентный. 

5. Уровень высший.

На основе этих уровней и на базе системы тестирования, отбора и селекции, нужно формировать команды во всех возрастных группах, организовывать тренировочный процесс и проводить соревнования. 

По опыту СССР, а также Канады, США, Швеции, Финляндии мы знаем, что фундаментальным и ключевым условием высокого качества детско-юношеского хоккея в стране является его массовость.


В названных странах массовость обеспечивается, прежде всего, эффективной работой на местном уровне (общин, коммун и других территориальных образований), наличием понятной и транспарентной политики государства в области управления, организации и финансирования детско-юношеского хоккея, а также наличием тренерских кадров, ледовых арен, разветвлённой системой соревнований, публичной системой тестирования, отбора и селекции игроков.  

В нашей стране сегодня сложилась такая направленность детского хоккея, где известны негативные стороны работы спортивных школ: нездоровая конкуренция, отсутствие научно-обоснованных критериев отбора, обман, подкуп тренеров. Но главное, что при этом отсекается от занятий хоккеем огромная аудитория мальчишек, которые хотели бы пробовать свои силы и, возможно, имели хорошие задатки и могли бы вырасти в больших мастеров.

Эффективность работы спортивных школ не совсем велика. Лишь единицам удаётся в будущем сделать занятия спортом своей профессией. Так в этом году только московские хоккейные школы выпустили около 400 игроков, а по результатам последнего драфта юниоров КХЛ, только 134 игрока получили возможность продолжать заниматься спортом в профессиональных клубах. В целом по стране ситуация ещё более удручающая.

Хочется предложить другую систему занятия детей и юношей, реализацией которой должны заняться в тесном сотрудничестве Минспорттуризма, Минобразования и науки, ФХР, Холдинг КХЛ, региональные и местные органы власти. Фундамент системы – это массовые занятия хоккеем на местном уровне. Занятия начинаются с 5 – 6 лет. Тренировочные занятия проводят методист местного органа власти, преподаватель физической культуры,  родители-волонтёры (после прохождения краткосрочного курса подготовки),  им помогают студенты ВУЗов физической культуры. 

Большая часть занятий должна проводиться на свежем воздухе. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы дети занимались с удовольствием, без серьёзного физического и психологического напряжения. Никакого давления результатом, занятым местом и т.п. (что ярко и повсеместно выражено сейчас и является серьёзным негативным фактором) не должно быть. Главное в этом возрасте – сформировать устойчивый интерес к занятиям хоккеем, развить первичные навыки, «подружить» детей с хоккеем.

В последующие годы обучения в общеобразовательной школе дети переходят к занятиям в секциях, спортшколах. Занятия проходят под руководством тренеров и родителей-волонтёров, получивших соответствующее образование. Занятия проходят по современным методикам и руководствам, разработкой которых занимается ФХР, Холдинг КХЛ, спортивные ВУЗы, специализированные научно-методические организации.