Файл: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

2.1. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью и его Государственная регистрация

Государственная регистрация юридического лица - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица (далее ЮЛ), иных сведений об ЮЛ в соответствии с Федеральным законом статья 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[9].

Функцию по регистрации общества с ограниченной ответственностью наряду с регистрацией иных ЮЛ в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба РФ (далее ФНС).

Процесс создания общества выглядит следующим образом:[10] разработка устава общества и в установленных случаях договора об учреждении; созыв общего собрания учредителей; оплата долей в уставном капитале; предоставление заявления по форме Р11001 и пакета документов в налоговый орган; регистрация.

Отметим, что в 2015 г. законодатели предприняли ряд мер, целью которых является упрощение регистрации новых хозяйствующих субъектов. В частности, внесены изменения[11] в ГК РФ[12], в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ[13] и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ[14]. Изменения коснулись сроков регистрации индивидуальных предпринимателей и новых организаций, а также норм, регулирующих использование учредительного документа (устава) общества с ограниченной ответственностью (в перспективе такие же нововведения могут быть предусмотрены и для иных организационно-правовых форм). Сроки регистрации индивидуальных предпринимателей, а также вновь созданных организаций сокращены с предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ пяти рабочих дней до трех (такие сроки предусматриваются п. 3 ст. 13 и п. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Аналогично сокращен и срок для принятия решения об отказе в государственной регистрации (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).


В российском законодательстве появился также новый вид устава организации - типовой. Так, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрено, что общество действует на основании одного из двух видов учредительных документов:

  • устава общества, утвержденного его учредителями (участниками);
  • типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (далее - типовой устав).

Первый вид - это давно существующий устав общества, который утверждается учредителями общества и представляется при его регистрации. Теперь в законодательстве он называется по-новому: устав общества, утвержденный его учредителями (участниками). Второй вид представляет собой новеллу российского законодательства. Он должен обеспечить упрощение регистрации организаций. При этом уставы организаций стандартизируются, что должно повысить эффективность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Новая редакция названного пункта закрепляет, что юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Типовой устав утверждается нормативным правовым актом, вступающим в силу не ранее чем по истечении 15 дней со дня его официального опубликования, если самим актом не предусмотрен более поздний срок вступления в силу. В течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования названного нормативного правового акта типовой устав направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для размещения на его официальном сайте. Такой же порядок предусмотрен для внесения изменений в типовой устав. Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ[15] регистрирующий орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти типового устава, утвержденного в соответствии с данным Законом, размещает такой типовой устав на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечивает открытость и общедоступность такого типового устава. Согласно п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ типовой устав должен содержать такие же сведения, что и уставы, утвержденные учредителями (участниками) общества (перечень закреплен в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[16]), за исключением:

  • полного и сокращенного фирменного наименования общества;
  • сведений о месте нахождения общества;
  • сведений о размере уставного капитала общества.
  • Законодательство предоставило предпринимателям свободу выбора: разрабатывать свой собственный устав либо использовать типовой.

Таким образом, с 2016 г. регистрация обществ с ограниченной ответственностью будет происходить по новым правилам - названные изменения вступают в силу с 29 декабря 2015 г.

2.2. Уставный капитал и имущество общества с ограниченной ответственностью

Уставной капитал любого хозяйственного общества представляет собой величину, которая фиксируется в денежном выражении в учредительных документах общества и отражает минимальную стоимость имущества, которым общество гарантирует интересы контрагентов (кредиторов), вступающих в отношения с обществом.

Уставной капитал общества c ограниченной ответственностью выполняет две основные функции: гарантийную и обеспечительную. Гарантийная функция состоит в том, что он является минимальной величиной имущества, на которое в интересах кредиторов может быть наложено взыскание по неисполненным обязательствам общества с ограниченной ответственностью. Указанное обстоятельство неоднократно отмечалось в научной литературе[17].

Целесообразно отметить, что указания на гарантийную функцию уставного капитала применительно к другому виду хозяйственных обществ – акционерным обществам – содержит, в частности, и Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация»»[18].

При определении размера уставного капитала конкретного общества с ограниченной ответственностью его учредители должны учитывать, по крайней мере, два момента. Во-первых, требование гражданского законодательства относительно его минимального размера. Во-вторых, потребности самого общества в собственном капитале для начала самостоятельной предпринимательской деятельности. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[19] размер уставного капитала общества в настоящее время должен быть не менее 10 000 (десяти тысяч) руб.


Второй, не менее важной, функцией уставного капитала является обеспечительная функция. Она выражается в том, что за счет средств, вносимых учредителями, обеспечивается начало деятельности ООО как коммерческой организации. Уставной капитал формируется за счет вкладов учредителей общества, вносимых в счет оплаты их долей в уставном капитале. В соответствии с п. 6 ст. 66 ГК РФ[20] вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона об ООО[21] вещи (за исключением денег), имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, вносимые в качестве вклада в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, именуются неденежным вкладом. Необходимо подчеркнуть, что законодатель не ограничивает учредителей относительно оплаты долей в уставном капитале общества: они вправе вносить вклады в любой форме, как в денежной, так и в неденежной.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при создании общества с ограниченной ответственностью проходит обязательную государственную регистрацию в налоговых органах. Без внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц общество не может официально осуществлять свою деятельность.

Изменения, вносимые в устав общества, либо в ЕГРЮЛ необходимы для того чтобы в процессе своей деятельности общество могло развиваться дальше, искать различные варианты своего поведения, находить для себя наиболее выгодные условия существования.

Особенность правового положения участников ООО, а также особенность организации и деятельности ООО основаны на том, что вклады участников переходят в собственность общества, которой управляют его органы управления, но не участники. Это обусловлено правовым статусом ООО как юридического лица - самостоятельного субъекта права, отвечающего по своим обязательствам всем своим имуществом, в том числе и уставным капиталом, состоящим из вкладов участников. Именно по этой причине участники общества не отвечают по долгам общества, равно как и общество не отвечает по долгам его участников. По этой же причине участники, то есть учредители общества, не участвуют в управлении хозяйственной деятельностью общества, которое осуществляется специально создаваемыми органами управления.

Уставной капитал общества c ограниченной ответственностью выполняет две основные функции: гарантийную и обеспечительную. Гарантийная функция состоит в том, что он является минимальной величиной имущества, на которое в интересах кредиторов может быть наложено взыскание по неисполненным обязательствам общества с ограниченной ответственностью. Обеспечительная функция выражается в том, что за счет средств, вносимых учредителями, обеспечивается начало деятельности ООО как коммерческой организации. Уставной капитал формируется за счет вкладов учредителей общества, вносимых в счет оплаты их долей в уставном капитале. Законодатель не ограничивает учредителей относительно оплаты долей в уставном капитале общества: они вправе вносить вклады в любой форме, как в денежной, так и в неденежной.


ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Деятельность общества с ограниченной ответственностью может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.

При ликвидации общества все полномочия по управлению его делами, включая право распоряжаться денежными средствами и имуществом, переходят к ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью)[22].

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество с ограниченной ответственностью прекратившим деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Статьей 61 ГК РФ[23] установлена возможность принудительной ликвидации общества в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона либо ведения деятельности без надлежащего разрешения, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов[24].

В целях консолидации или разделения бизнеса используется механизм реорганизации компании, в результате которой у последней появляются правопреемники, а сама реорганизованная компания либо полностью прекращает свою деятельность, либо продолжает ее наряду с возникшими правопреемниками. Если из содержания разделительного баланса неясно, кто именно из правопреемников отвечает по тому или иному обязательству реорганизованной компании, то они все отвечают солидарно. Более того, правопреемники могут сами заключить соглашение о распределении солидарной ответственности.

Процедура реорганизации общества с ограниченной ответственностью основывается на нормах ст. 57 ГК РФ[25] и ст. ст. 51-56 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В случае реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения составляется разделительный баланс, в котором отражается информация об активах и обязательствах реорганизуемого юридического лица. Наличие данного документа является обязательным для проведения процедуры реорганизации в силу п. «д» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [26]. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19, на основании п. 3 ст. 60 ГК РФ[27] судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда утвержденный при реорганизации общества разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.