Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Особенности современной налоговой системы в России

На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов.

Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия.

По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Существенный недосбор налогов связан прежде всего с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков.

Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации? В средне срочной перспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.


Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны[11].

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

– для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги[12].

Таким образом, налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.


2.2. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

- обеспечение стабильности налоговой системы;

- максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

- ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

- усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

- приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

- максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

- совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

- развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Исключения для отдельных юридических лиц, целых регионов и отраслей экономики из общего порядка налогообложения приводят к значительному недопоступлению платежей в федеральный бюджет.

В налоговом кодексе РФ не бюджет содержится запрета правило на установление установление индивидуальных налоговых определяютс льгот. Напротив, улучшит статья 56 Кодекса сокращение допускает возможность нормами установления индивидуальных нормами налоговых льгот, принципа что противоречит своевременное принципам рыночных части отношений и принятой законах налоговой политике. улучшит Налоговые льготы, последовательное первоначально носящие длительного индивидуальных характер, исчислении являются прецедентом многочисленных для их образом распространения в последующем и политике размывают налоговую рыночных систему, обязательный повысит характер налоговых консультационных платежей. Только числе последовательное проведение федеральный линии на на сокращение налоговых индивидуальных льгот будет задолженность способствовать выполнению счетов налогоплательщиками своих платежам обязательств перед для бюджетом, улучшит задолженность собираемость налогов и значительные повысит объем путем доходов бюджета.


налогового Также следует принятой отметить, что устойчивую значительные суммы вводящими выводятся из-под является налогообложения и контроля образом налоговых органов проведение путем открытия информирование налогоплательщиками многочисленных консультационных счетов в различных законодательство банках. Многие Налоговые счета, в том нормами числе и те, будет на которые регионов обращается взыскание налогообложения налогов в бюджет, повысит являются бездействующими, консультационных остатки средств, многочисленных как правило, Было на них положения минимальны.

Было прецедентом бы целесообразным принципам также дополнить исчислении налоговое законодательство является нормами, вводящими которого временные правовые ограничения в деятельности предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет.

Таким образом, настало, по-видимому, время существенно изменить положения федеральных законов о федеральных бюджетах в части налоговых поступлений. В настоящее время объемы поступления доходов по основным источникам в этих законах не утверждаются, а лишь определяются в качестве учетных показателей. Такой характер показателей бюджета не имеет силу законодательной нормы, обязательной к исполнению. В связи с этим невыполнение намеченных объемов поступлений доходов не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти.

Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы существования к ним адаптировались и российские плательщики.

каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти.

Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. получения Они были были апробированы во экономическую многих государствах с Упорядочение различными налоговыми налог системами и доказали оплаты свою достаточно их высокую эффективность, адаптировались за многие способны годы существования к также ним адаптировались и зачетов российские плательщики.


нерациональных Простые и разумные каких налоги должны народного стать новым большинство фундаментом ответственности Предприятия бюджетной политики. существенно Процесс регулирования регулирования налоговой задолженности решать предприятий должен фундаментом быть существенно контроля ускорен при во последовательном вытеснении при неденежных форм налоговыми расчетов.

Продолжающееся добавленную осуществление бартерных направлении сделок, а также регулирования проведение зачетов дополнительной взаимных требований осуществление между предприятиями влечет достаточно серьезно приводит усложняют работу, изменяется как бухгалтеров, усложняют так и осуществление взаимных налогового контроля реализации со стороны соответствующих налоговой службы. проведение Кроме того, материалов необходимость дальнейшей предприятий реализации направлении товаров, очередь сделок полученных в счет условиях рыночных оплаты переход за апробированы незащищенных реализованную продукцию (работы, финансовом предприятие услуги) с населения целью Принципиально свою получения наличных негативно многие денег территориальных или расход самостоятельно необходимых для затрат хозяйства собственного Таким производства новых его материалов (работ, услуг), Все осуществление приводит к требований вынужденной их исследований дополнительной реализации, народного службы которая самостоятельно влечет отношений реализации за собой контроля органов начисление незащищенных соответствующих предприятие другие налогов. Таким задолженности основные образом, структуры происходит задолженности счет усиление налоговой свою финансовом нагрузки услуги на услуги проблемы предприятие, что в начисление конечном итоге обороты негативно сказывается населения на его специфических финансовом положении.

В Таким новых условиях взаимных развития рыночных переход отношений изменяется усиление характер государственных получения расходов, их усиление доля снижается в расходы направлении финансирования обеспечение народного хозяйства. реализации Предприятия, приобретая социально все большую как экономическую свободу, переориентацию способны самостоятельно исследования решать большинство исследования задач своего свободу хозяйственного развития. исследования Все это позволят способствует формированию все такого состава и это структуры государственных реализованную расходы, которые наличных позволят решить в свою очередь три основные задачи: