Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (ФРАНЧАЙЗИНГ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Под франчайзингом понимается договор, исходя из которого компания продает третьему лицу права на производство и оказание услуг под ее контролем. На основе данного договора создаются розничные, сервисные и прочие сети.

На данный момент франчайзинг пользуется успехом во всех сферах ведения бизнеса, а проекты, основанные на представленных в договорах условиях, являются самым известным способом быстрого и эффективного открытия бизнеса.

Франчайзинг на сегодняшний день определяют как взаимовыгодное партнерство, копирование успешного бизнеса, распространение профессиональных технологий, новый уровень управления.

Тем не менее, имеется ряд недостатков такой формы ведения хозяйствования, а именно:

- известные и широко распространенные компании продают лицензии на свою продукцию по очень высоким ценам. Их клиенты, решившие приобрести франшизу должны иметь крупные суммы денег, а также уметь заключать договоры с различными структурами;

- компания - франчайзер вынуждена выплачивать владельцам франшизы ежемесячно часть дохода, а также проценты. Иногда франчайзер обязан вносить плату за продвижение товара и расходы за рекламу.

- хозяйствующий субъект, купивший франшизу, является неполноправным владельцем бизнеса. Поэтому, следует выяснить до приобретения франшизы степень влияния этого контроля на ведение бизнеса.

- негативное влияние конкуренции между покупателями франшиз на результаты работы фирмы владельца. Это обусловлено тем, что компания - франчайзер не в силах справиться с реализацией, что ведет к потере денег владельца.

Подобные ситуации чаще всего разрешаются в судебном порядке, что предусматривает внеплановые финансовые и временные затраты.

Цель – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Задачи:

- рассмотреть понятие франчайзинга

- рассмотреть франчайзинг и бизнес

Объектом исследования является франчайзинг.

Предметом исследования является процесс франчайзинга.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов Лопатина Т.М., Рассолов И.М. , Чекунов И.Г. и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены общие понятия франчайзинг.


Во второй главе показаны взаимосвязь франчайзинга и бизнеса.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

1.1 ФРАНЧАЙЗИНГ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Имидж и репутация предприятия выступает одним из важнейших факторов нематериальных долгосрочных конкурентных преимуществ, поскольку формируется достаточно длительно [Никулин Е. Д., Шаталов А. И. Стратегия роста бизнеса с использованием франчайзинга: баланс между числом собственных предприятий и числом предприятий-партнеров / Е.Д. Никулин, А.И. Шаталов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. –2012. No 3. –С. 25].

Следует отметить, что формирование имиджа предприятия базируется на стратегии позиционирования, которая определяет набор конкурентных преимуществ конкретного предприятия в зависимости от сферы его деятельности. Именно на данных наборах акцентируется внимание целевых потребителей. Формирование имиджа предприятия включает также создание ценностей предприятия, его сферы деятельности в сознании потребителя, выбор способов и средств их представления потребителю, поддержание их на определенном уровне, используя различные средства коммуникации, и регулярный мониторинг состояния имиджа предприятия. [Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учебное пособие/ Ягудин С.Ю. — М.: Евразийский открытый институт, 2011.— C.276 ].

Поскольку имидж - это отражение многолетней качественной работы, так называемого «предыдущего качества», а качество – это отражение хорошей работы здесь и сейчас, то важной составляющей успешной деятельности предприятия является поддержание качества на высоком уровне.

Таким образом, имидж предприятия и качество предлагаемых товаров или услуг являются неразрывными друг от друга понятиями. Франчайзинг, по определению Н.Ф.Месяшной, – это соглашение, при котором производитель или единичный распространитель продукта или услуги (франчайзер), являющийся владельцем товарного знака, предоставляет на рассмотрение данной территории своей продукции или услуги независимым предприятиям (франчайзи), в обмен на полученные от них платежи (роялти) при условии соблюдения производственных технологий и обусловленных операций. [Рудычев А.А., Лычев А.Ю. Методы оценки эффективности функционирования предприятий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3.]


В результате, франчайзинг обеспечивает и гарантирует потребителю, высокое качество товаров или услуг, а также включает в себя уже сформировавшийся имидж и репутацию бренда.

В свою очередь, бренд помогает потребителю подсознательно определить уровень предлагаемого качества и довериться ему при выборе того или иного товара или услуги. Бизнес, основанный на франчайзинговой схеме, при правильной организации способствуют одновременному достижению двух целей: предприятие автоматически обладает хорошим имиджем и при этом подразумевается, что предоставляется высокий уровень качества. [Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., Экономика, 2005, С. 16].

Однако компания-франчайзер может не обладать достаточной узнаваемостью и сформированным имиджем. Поэтому очень важно тщательно выбирать бренд, под которым будет работать предприятие и обращать внимание не только на компанию- франчайзера, но и на компании-франчайзи.

Если хотя бы одна компания, которая работает по франшизе, не соответствует заявленному брендом качеству товаров или услуг, то появляются неудовлетворенные потребители, что в свою очередь сказывается на всем бренде в целом.

Отрицательные отзывы распространяются быстрее положительных, а исправить уже сформировавшееся мнение, испорченный имидж бренда гораздо сложнее и затратнее, нежели поддерживать имеющийся положительный.

Франчайзинг как способ расширения собственного бизнеса имеет большую вероятность успеха в тех ситуациях, когда предприниматель планирует быструю экспансию в другие регионы, при отсутствии времени и финансовой возможности самостоятельно управлять тем огромным количеством компаний, которое возможно создать благодаря продаже франшизы. [Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учебное пособие/ Ягудин С.Ю. — М.: Евразийский открытый институт, 2011.— C.276 ].

Для предпринимателя, который планирует применять франчайзинговые схемы, важно иметь уверенность в наличии положительного имиджа компании, а также в качестве и постоянности этого качества того или иного предлагаемого товара или услуги, иметь четкие инструкции для «успешности» предлагаемого бизнеса и возможность применения инструментов мониторинга и контроля их соблюдения.


1.2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ МАСШТАБИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Сегодня франчайзинг популярен во многих странах мира, так как обладает высокой эффективностью и устойчивостью вновь образуемых предприятий. Предприятие, присоединяющееся к такой системе, значительно снижает свой риск.

По статистике, через 5 лет после начала предпринимательской деятельности функционируют 92% участников франчайзинговых систем и всего 23% независимых предпринимателей. [Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., Экономика, 2005, С. 16].

Рассмотрим непосредственно определение «франчайзинг». Франчайзинг – это система договорных отношений между головной фирмой и небольшим действующим или создаваемым вновь предприятием, ведущим розничную продажу товаров или оказывающим услуги. [Никулин Е. Д., Шаталов А. И. Стратегия роста бизнеса с использованием франчайзинга: баланс между числом собственных предприятий и числом предприятий-партнеров / Е.Д. Никулин, А.И. Шаталов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. –2012. No 3. –С. 25].

Обычно головная компания требует от такого предприятия выплаты единовременного первоначального вознаграждения за право оперировать на рынке от ее имени, под ее торговой маркой.

Американский экономист Филипп Котлер выделил три основных признака франчайзинга, характерных для предприятий во всем мире, работающих по системе франчайзинга:

- франчайзер получает определенную комиссию от франчайзи за использование− своей торговой марки, товарных знаков, бренда и иных атрибутов;

- франчайзи необходимо внести начальный взнос, чтобы вступить во− франчайзинговую систему;

- франчайзи ведет дела по предоставленной франчайзером системе ведения бизнеса− или бизнес - модели. [Рудычев А.А., Лычев А.Ю. Методы оценки эффективности функционирования предприятий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3.]

Франчайзинг является одной из моделей масштабирования бизнеса, наряду с открытием собственных филиалов и построением системы удаленных продаж.

Преимуществом франчайзинга является:

- возможность построить сети с широким региональным охватом при минимальных первоначальных инвестициях,

- возможность получить оптимальные условия у поставщиков,

- возможность обеспечить приток новых идей, которые приносят франчайзи.

Для франчайзера выгода состоит в том, что он получает стабильный объём продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определённые договором партии товара или иной продукции / услуг. [Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., Экономика, 2005, С. 16].


К тому же, развитие франчайзинговой сети – это хорошая реклама бренда, не требующая специальных финансовых вложений. [Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учебное пособие/ Ягудин С.Ю. — М.: Евразийский открытый институт, 2011.— C.276 ].

При развитии методом франчайзинга существует угроза, что партнер получает все технологии и отправляется в самостоятельное плавание. Именно поэтому важно обеспечить условия, чтобы полученные вместе с франшизой инструменты были бесполезны вне марки.

Первая ступень к масштабированию бизнеса по франчайзинговой модели – открытие значительного числа собственных офисов для демонстрации потенциальным франчайзи состоятельности бизнес - концепции.

Для определения стоимости франшизы необходимо изучить конъюнктуру и конкурентную среду.

Важно обеспечить узнаваемость марки, ее репутацию, рекомендации владельцев действующих франчайзинговых предприятий, объем поддержки, который готов обеспечивать франчайзер.

Результаты анализа моделей масштабирования бизнеса дают возможность выделить следующие преимущества организации бизнеса по франчайзинговой модели:

- сокращение сроков создания и запуска франчайзинговой бизнес - модели – обеспечивается за счет необходимости соблюдения значительно меньшего количества юридических формальностей по сравнению с открытием филиала;

- сокращение срока возврата инвестиций, так как требуется меньший объем вложений, а компания - франчайзер – это зарекомендовавшая себя на рынке (во многих случаях, на зарубежном рынке) успешная компания с известным потребителям брендом;

- наличие команды высококвалифицированных экспертов и менеджеров компании - франчайзера,знания и опыт которых возможно использовать для масштабирования бизнеса и развития франшизы. [Никулин Е. Д., Шаталов А. И. Стратегия роста бизнеса с использованием франчайзинга: баланс между числом собственных предприятий и числом предприятий-партнеров / Е.Д. Никулин, А.И. Шаталов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. –2012. No 3. –С. 25].

Благодаря данным преимуществам франчайзинговые сети получили такое широкое распространение по всему миру. Для России это также характерно еще и в силу того, что в рамках данной модели возможно благоприятное, с более низкими рисками развитие малого и среднего бизнеса происходит в стране.

Вывод по 1 главе

В ведении такого бизнеса в первую очередь заинтересованы представители малого и среднего бизнеса. Осведомленность бизнеса о Российской ассоциации франчайзинга в настоящее время находится на невысоком уровне: хорошо знают о данной организации 5 % предпринимателей, осведомленных о системе франчайзинга, и еще пятая часть опрошенных этой группы что-то слышали о РАФ.