Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Осуществлениеопеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- факультативные условия Пиляева В.В. Гражданское право с образцами договоров: Учебное пособие. М., С.75.

В настоящем законодательстве закреплён новый правовой институт особой формы попечительства - патронаж над дееспособными гражданами. Ранее по нормам действующего брачно-семейного законодательства над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной мере соответствовал правовой природе попечительства и защите имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.

1.2. Опека и попечительство

Опека устанавливается на основании акта уполномоченного органа, например распоряжения министра образования соответствующего субъекта Российской Федерации. В таком распоряжении должно быть отражено, на каком основании, по чьему заявлению, например, издается распоряжение и в связи с какими обстоятельствами, например в связи с лишением родителей ребенка родительских прав. В распоряжении должны быть обозначены законные основания его издания - ссылки на конкретные статьи нормативно-правовых актов. Должна быть указана конкретная форма устройства ребёнка - опека или попечительство. Здесь следует отметить, что приёмная семья и патронатная семья формами устройства не являются, а относятся к видам опеки.

Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст.32 ГК РФ).

Наряду с ГКСК определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство, во-вторых, в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребёнка.

Основанием для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является отсутствие родительского попечения. При наличии обстоятельств, перечисленных вст.121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей.

Таким образом, утрата родительского попечения - факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно, и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и является передача под опеку или попечительство.


3. В п. 2 комментируемой статьи определено, что опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опекуном признается лицо, осуществляющее опеку, т.е. проявляющее заботу о лице, нуждающемся в такой заботе.

Семейное законодательство устанавливает обязанность и перечень действий органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких детей, определяет требования, предъявляемые к опекунам и попечителям, права и обязанности опекунов (попечителей), подопечных.

1. Органы опеки и попечительства включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений. Согласно комментируемой статье органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, если они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: выявление детей, оставшихся без попечения родителей; учёт детей, оставшихся без родительского попечения; выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения; осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей; освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

В ст. 122 СК установлено правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, в течение трёх дней проводят обследование условий его жизни. На основании обследования составляются акт обследования жилищно-бытовых условий и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). В акте подлежат отражению сведения о том, в связи с чем проводится обследование, с кем проживает ребёнок, в каких родственных связях он состоит с теми, с кем проживает, каковы жилищные условия: что собой представляет жилое помещение - площадь жилья, степень благоустроенности, санитарно-техническое состояние. Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.


Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекунами (попечителями), осуществляет надзор за их деятельностью, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного.

3. Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов и попечителей с помощью плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований по осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

Надзор за выполнением обязанностей опекуна или попечителя сочетается с оказанием разного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения.

4. На органы опеки и попечительства возлагается обязанность подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном: ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна; организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний; обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего в семью.

5. Органы опеки и попечительства, реализуя своё назначение, выполняют публично-правовую функцию, представляя, с одной стороны, интересы государства, с другой - частные интересы недееспособного и ограниченно дееспособного лица. Органам опеки и попечительства принадлежит право (и они обязаны) обратиться в суд с заявлением в защиту интересов ребенка. Исковое заявление в защиту законных интересов несовершеннолетнего гражданина предъявляется независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. В качестве примера можно привести дела о лишении родительских прав, когда иск, согласноч.2 п.1 ст. 70 СК, предъявляется органами опеки и попечительства: об ограничении родительских прав (п. ст. 73.СК), об отмене усыновления (ст. 142 СК).


1. В соответствии со ст.146 СК и 10 Закона об опеке и попечительстве опекуном (попечителем) может назначаться только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое обратилось с заявлением в органы опеки и попечительства и представило следующие документы: 1) паспорт; 2) заявление с просьбой о назначении его опекуном (попечителем); 3) справку с места работы с указанием должности;4) справку о доходах за последние 12 месяцев; 5) выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение; 6) справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; 7) медицинское заключение о состоянии здоровья;8) копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); 9) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учётом мнения детей, достигших десятилетнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном; 10) справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам;11) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном (данное положение является новшеством в российском законодательстве); 12) автобиографию.

2. По общему правилу у лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, может быть только один опекун (попечитель). Однако исходя из интересов несовершеннолетнего органами опеки и попечительства ему могут быть назначены несколько опекунов или попечителей. В этом случае защита законных прав и интересов подопечного осуществляется одновременно всеми опекунами или попечителями. Если ведение дел подопечного поручается опекунами одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Опекуны или попечители несут солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (например, бабушка и дедушка несовершеннолетнего ребенка являются одновременно опекунами этого ребенка). Также при необходимости, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных (например, совершеннолетняя сестра двух детей, оставшихся без попечения родителей, становится опекуном обоих).

Назначение опекуна ребёнку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестёр под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.


3. Назначение опекунов и попечителей осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве. Так, опекун или попечитель назначается с их согласия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего в течение месяца со дня выявления факта отсутствия родительского попечения. Если в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение этих обязанностей временно возлагается на органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.

При определении опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им соответствующих обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного.

4. Согласно п. 2 комментируемой статьи опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав либо имеющий на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Данный перечень требований расширен в ст.146 СК, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица: 1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; 2) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; 3) лица, ограниченные в родительских правах; 4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; 5) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка. Опекунами и попечителями не могут также быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 (СЗ РФ. 2013. N 36. Ст. 4577) был утверждён перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью. Поэтому органы опеки и попечительства при решении вопроса о возможности установления опеки или попечительства обязаны затребовать медицинские документы об отсутствии у кандидатов в опекуны или попечители перечисленных заболеваний. На практике это порой создает серьезные трудности при устройстве детей, лишившихся попечения родителей, в частности при установлении опеки или попечительства бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей.