Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из приведённого в первой главе анализа истории появления лицензирования в России, прослеживается непродуктивность регулирования отношений, формирующихся в сфере лицензирования, которые обусловлены, по мнению Е. А. Спектор, «большим количеством разноуровневых нормативных актов» [15].

Представленные выше доводы подтверждают тот факт, что в первые годы лицензирование применялось вероятнее всего для управления, нежели чем для контроля и упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы применение процедуры лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже. Автор В.Т. Батычко отмечает, что это обусловлено в первую очередь тем, что увеличивается понимание того, что воздействие государства эффективнее тогда, когда устанавливаются единые правовые рамки деятельности, в которых предпринимательской инициативе дается полная свобода[16].

Пунктом 1 ст.1 Закона № 128-ФЗ четко определен круг субъектов, имеющих право участвовать в процедуре лицензирования. Это, в первую очередь, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов. И, как отмечает О. С. Капинус, «вместе с тем это не исключает исполнения таких функций органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством»[17].

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь необходимо причислить Правительство РФ, потому как на него возложены такие значимые в сферы лицензирования задачи, как принятие положений о лицензировании определенных видов деятельности, установление федеральных организаций исполнительной власти, исполняющих лицензирование, утверждение видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден «Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование»[18].

Органы исполнительной власти республик, регионов, областей, краев, автономных округов и городов федерального значения участвуют в процессе лицензирования по видам деятельности, утвержденным отмеченным Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

В РФ отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ.


Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления[19]. Следовательно, допущенные в организации работы по лицензированию просчеты способны спровоцировать огромные экономические и социальные затраты, создавая преграды на пути создания частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.

С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

В зависимости от вида деятельности, на который выдается лицензия, она может быть бессрочно, либо со сроком действия не менее 5 лет. Но имеются случаи, отмеченные в законодательстве о лицензировании предпринимательской деятельности, когда ее «действие лицензии может быть ограничено либо приостановлено»[20]. Все сведения о причинах и процедуре приостановления и аннулирования действия лицензии отмечены в статье 20 Федерального закона.

Приостановление действия лицензии происходит, если лицензиат привлекается к административной ответственности за осуществление им предпринимательской деятельности с серьезным нарушением требований, предусмотренных этой лицензией. Батычко В. Т. в своей книге указывает, что «срок административного наказания может доходить до 90 суток»[21].

Как отмечает Бахрах Д. Н., «компетентный орган вправе приостановить действие лицензии»[22]. Приостановление допускается в 2 случаях:

- Если в процессе контроля лицензирующим органом у владельца лицензии обнаружены серьезные нарушения требований, при которых разрешается соответствующая деятельность, и при этом они не были устранены в определенный срок. В данном случае лицензиат привлекается к административной ответственности.

- Если лицензиату сразу же определено наказание, влекущее за собой приостановление лицензии.

Как отмечает Парций Я., в случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия[23].


Действие лицензии восстанавливается со дня, который следует за днем истечения срока приостановления деятельности лицензиата, или со дня, который следует за днем прекращения исполнения административного наказания досрочно, к тому же срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается. Восстановление действия лицензии должно быть заверено написанием приказа лицензирующего органа о данном действии.

Аннулирование лицензии - отдельная стадия разрешительного производства. Данный вывод, по мнению Олейник О. М., основан, в первую очередь, на изменяющемся составе субъектов отношений: при аннулировании лицензии правоприменительным органом является суд, так как именно он выносит решение о применении санкции, а не лицензирующий орган[24].

Ранее в законодательстве имелось множество понятий, определяющих прекращение действия лицензии. Так, в одних актах говорилось об аннулировании действия лицензии, в других - об отзыве лицензии. Однако наличие разных определений в отношении одного и того же явления говорит о невысокой юридической технике, а не о разных правовых понятиях.

Аннулирование лицензии может происходить в следующих случаях:

1. По заявлению лицензиата о том, что он прекращает соответствующую деятельность[25].

В таком случае, не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, желающий прекратить данный вид деятельности, должен представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Лицензиат вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа͵ подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения[26]:

а) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

б) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;


в) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

2) если гражданин закрывает ИП или происходит ликвидация организации (при преобразовании или слиянии организаций лицензия может остаться действительной);

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии. Это происходит в тех случаях, когда нарушения не были устранены в установленный срок и государственный орган обратился с соответствующим заявлением в суд.

Как отмечает В.Т. Батычко, решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя[27].

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии[28].

3. Общий порядок лицензирования предпринимательской деятельности

В современной России провозглашена независимость предпринимательства. Любой гражданин-предприниматель либо коммерческая учреждение имеет право заниматься чем угодно, если данная деятельность не запрещена (как, к примеру, работорговля) либо не зарезервирована исключительно за государством (к примеру, разработка оружия массового уничтожения).

При этом определенные виды деятельности в силу собственной специфики могут нанести ущерб окружающим, нарушить законные интересы людей либо организаций или подорвать обороноспособность страны. Чтобы такого не случилось, государство вынуждено очень внимательно наблюдать за тем, как именно исполняется такое предпринимательство.


Как отмечают многие авторы, в том числе и Семенников А. Г., лицензирование предпринимательской деятельности – это один из способов государственного надзора[29]. Под данным термином подразумевается процесс выдачи, продления и прекращения лицензий — разрешений гражданам либо учреждениям на выполнение установленных работ/услуг.

Лицензирование отдельных видов деятельности, по мнению большинства авторов, необходимая процедура, введенная государством в целях обеспечения безопасности страны и ее граждан, поэтому государство обязано беспрерывно контролировать подобные виды деятельности, которые в силу собственной специфики могут представлять повышенную опасность для окружающих, требуют особых знаний для их исполнения. Так и Спектор Е. И. пишет о лицензируемых видах деятельности, как о таких видах деятельности, выполнение которых может повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью людей, обороне страны и регулирование которых не может реализовываться другими способами, кроме как лицензированием[30].

Несмотря на всё многообразие как видов, так и институтов, порядок получения лицензий имеет схожую процедуру. Фактически весь указанный процесс делится на три важных этапа, сформулированных автором Смагина И. А., как: предоставление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов, принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии и уведомление соискателя лицензии о принятии решения[31].

Как отмечает Г. В. Щёкин, для получения лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности юридическое лицо или гражданин обязаны обратиться после прохождения государственной регистрации с заявлением в соответствующий орган (с приложением копий учредительных документов) [32].

Предоставление в лицензирующий орган необходимых документов – это основополагающий этап процедуре лицензирования. Гущин В.В. в своих трудах отмечает, что все документы, направленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом[33].

В работе Ф.Н. Филиной говориться, «в перечень необходимых документов входят» [34]: заявление, содержащее не только просьбу о предоставлении лицензии, но и все данные заявителя; документы, подтверждающие указанные в заявлении данные, а именно: