Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция РФ, закрепляя особую форму охраны прав и свобод человека и гражданина, однако, в некоторых случаях допускает их ограничение. Данные ограничения, в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции должны устанавливаться лишь федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Указанная конституционная норма продублирована и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Одним из таких ограничений и является лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

В Статье 49 Гражданского кодекса РФ определено, что отдельными видами предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Законом учтены главные особенности осуществления лицензирования: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; разработка единого реестра лицензируемых видов деятельности; разработка единой процедуры лицензирования на территории РФ; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при проведении лицензирования.

Сама процедура лицензирования применяется именно к отдельным видам деятельности, осуществляемой как коммерческими, так и некоммерческими организациями. При этом право на соответствующую деятельность возникает именно с момента получения лицензии или в указанный в ней срок. Прекращается это право по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Следует отметить, что основной тенденцией российского законодательства в сфере лицензирования является снижение лицензируемых видов деятельности. Отсюда и вытекает актуальность выбранной темы курсовой работы, целью написанию которой является детальное изучение особенностей процедуры лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, изучить историю возникновения и дать определение понятию «лицензирование»; во-вторых, проанализировать особенности правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности; в-третьих, исследовать общий порядок лицензирования предпринимательской деятельности.

Объектом настоящей работы является процедура лицензирования в Российской Федерации. В границах определенного объекта предметом исследования являются законы и юридическая литература в части исследуемой темы.


Указанными задачами и логикой исследования определяется структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, библиографии.

Методологической основой для написания курсовой работы по выбранной теме послужила научно-правовая литература, а также работы таких именитых авторов, как: Батычко В.Т. «Предпринимательское право», Семенников А. Г. «Лицензирование в механизме административно-правового регулирования экономики в Российской Федерации», Спектор Е. И. «Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование» и др., где раскрываются все вопросы о важности и государственной значимости лицензирования.

1. История возникновения и общее понятие лицензирования

В данной курсовой работе рассматривается один из главных вопросов предпринимательского права – проведение лицензирования.

В настоящее время процесс лицензирования стал неотъемлемой частью жизни российского общества. Ведь многими видами деятельности люди могут заниматься только после получения лицензии, что будет означать получение предварительное разрешения от властей. Но так было не всегда. Само понятие лицензирования и его получение прошло долгий и тернистый путь, прежде чем смогло прочно укорениться в российской практике.

В зарубежных странах люди быстрее пришли к такому явлению, как лицензирование. Использование сертификации и стандартизации помогает государственным властям контролировать деятельность предпринимателей, предлагающих определенный спектр товаров либо услуг. Лицензирование в зарубежных странах построено на основании правовых норм и законов[1].

В России же это явление появилось несколько позже. В своей работе Семенников А. Г. отмечает, что «впервые лицензирование упоминается в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 г.» [2], где, однако, говорилось не о самом лицензировании как о необходимом процессе, а лишь о возможности введения этого процесса для того, чтобы осуществлять государственный контроль деятельности предпринимателей. Закон предоставлял обширную свободу предпринимательской деятельности. Как отмечает Е. И. Спектор, « в этом документе сообщалось лишь об отдельных видах предпринимательской деятельности»[3]. В сущности, в этом документе о введении лицензирования в России сказано не было. Лишь некоторые виды деятельности подвергались лицензированию, а сам процесс лицензирования имел огромное количество недочетов. Таким образом, лицензия на металлы, лицензия Министерства по чрезвычайным ситуациям и иных разрешений в то время просто не существовало. Эта проблема возникла из-за отсутствия правовой базы и норм лицензирования.


Законодательством не были прописаны четкие правила и права лицензирования, сам процесс лицензирования не был детально разработан. Не были введены конкретные правила, требования лицензирования, условий истечения лицензии или прекращения ее действия. Так же не были решены вопросы о размере лицензионного сбора, порядка оплаты этого сбора, длительности лицензии, какой бы то ни было.

Орган, выдавший лицензию, не нес ответственности за предпринимательскую деятельность лицензиатов. Нужно было коренным образом менять ситуацию и предпринимать конкретные меры по обеспечению правовой базы лицензиара и лицензиата. Необходимо было создать документы, в которых будут четко оговорены все лицензионные условия.

Сдвиги в развитии и внедрении лицензирования в России произошли к концу 1994 года. Семенников А. Г. отмечает, что именно тогда «постановлением был утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности» [4]. Осуществилось лицензирование 33-х сфер деятельности. Были изданы Законы и Указы Президента, которые узаконивали лицензирование таких видов деятельности, как торговля, банковская деятельность, вещание СМИ, нотариат, различные частные структуры. Территориальный и ведомственный уровень был обеспечен наибольшим количеством подобных актов.

Но основная проблема введения лицензирования в России заключалась в том, что ни один из законов, актов и других документов не объяснял причин, по которым тот или иной вид деятельности должен подвергнуться лицензированию. Поэтому процесс лицензирования в России был хаотичным и неупорядоченным.

Государство, в конце концов, взяло лицензирование в свои руки. Постановление Правительства Российской Федерации N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятое 24 декабря 1994 года, открыло новый этап для осуществления лицензирования в России. В этом документе оговаривались положения, сообщавшие о том, что единый порядок лицензирования осуществляется непосредственно правительством РФ, сокращался перечень лицензируемых видов деятельности, оглашался переход к системе сертификации. В документе также было сказано о введении независимой экспертизы, появлялись специальные органы, контролирующие предпринимательскую деятельность и выполнение лицензионных условий обеими сторонами. Был установлен минимальный срок действия лицензии – 3 года. Поэтому можно без сомнений утверждать, что Постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" стало мощной правовой базой для предпринимателей-лицензиатов.


Сегодня средний, а также малый бизнес развиваются довольно-таки стремительно. Препятствий на своем пути он встречает много, но положительные тенденции все же наблюдаются. Зарегистрировать свое предприятие – это еще половина дела, так как для законного осуществления какой-либо предпринимательской деятельности необходима лицензия. Это обязательное правило, а значит, нарушать его никому нельзя.

Так, по мнению Спектор Е. И. под термином «лицензия» понимается своего рода профессиональный паспорт предпринимателя, свидетельствующий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления определенного вида деятельности[5]. В ходе осуществления коммерческой деятельности многие предприниматели сталкиваются с такой процедурой, как лицензирование. В.Т. Батычко в своих работах упоминал лицензирование, как «комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий» [6], а по мнению Ж. А. Ионовой, «лицензирование является формой легитимации предпринимательства»[7]. А.И. Цихоцкая считает, что истинным определением понятия «лицензирование» является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект[8].

Подытожив суждения авторов, можно сказать, что лицензирование – это особый вид деятельности, при котором государственные органы обязаны осуществлять контроль над определенными видами деятельности коммерческих субъектов. Из этого определения логично вытекают два вопроса: почему обязаны и за какими видами деятельности? Именно в ответах на них содержится сущность лицензирования. Итак, какие виды деятельности подлежат лицензированию? Полный список видов деятельности подлежащих лицензированию представлен в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[9]. Как правило, они тесно связаны с такими особо важными сферами, как жизнь и здоровье личности. Наиболее яркими примерами здесь служат перевозки, здравоохранение, обучение, действия с некоторыми видами металлов или газов.

Но, конечно же, список всех объектов лицензирования определяется законодательством конкретной страны исходя из приоритетных для неё сфер. Следовательно, лицензирование деятельности субъектов – это процесс контроля за наиболее важными областями. И именно это объясняет, почему государственные органы обязаны осуществлять такой надзор. Теперь следует уяснить, какие именно государственные органы обязаны заниматься лицензированием. На данный счет ответ, как правило, дает непосредственно законодательство о лицензировании.


Перечень организаций, которые имеют право осуществлять лицензирование, представлен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[10].

Ершова И. В. отмечает, что «лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права»[11]. Они обладают правом на:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий;

- ведение реестров лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

- обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Так, например, Рострой обязан осуществлять функции лицензирования над всеми субъектами, осуществляющими свою деятельность в области не только непосредственно строительства, но и над теми организациями и частными лицами, которые занимаются архитектурным и инженерным проектированием. К слову сказать, и виды лицензирования определяются непосредственно объектом (т. е. той деятельностью, которая представляет сферу повышенного интереса). Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них: услуги связи; тушение пожаров; услуги в сфере образования; изготовление, реализация и проектирование авиационной техники; частная охранная деятельность; фармацевтическая деятельность; утилизация и хранение химического оружия; перевозка пассажиров; космическая деятельность; радио- и телевещание; услуги и работы в иных сферах[12].

2. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности

Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ характеризуют сферу общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, на которые данный закон воздействует. Как отмечает О. С. Капинус, данный закон является «базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере»[13].

В положениях исследуемого пункта отмечено, что, объектом данных правоотношений выступает «механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую, правоприменительную и правоохранительную функции лицензирующих органов» [14]. При этом данный объект правоотношений четко ограничен перечнем определенных видов деятельности, отмеченных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ. Поэтому, на иные виды деятельности не распространяется действие исследуемого Закона. Это обусловлено тем, что для их реализации вообще не нужна лицензия, или же процедура лицензирования имеет иной порядок.