Файл: «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, особенности его формирования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллегиальный орган-правление ФФОМС состоит из одиннадцати человек, его утверждает Правительство РФ на 3 года. Коллегиальный орган возглавляется председателем (министр здравоохранения РФ). В составе коллегиального органа могут быть представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений.

Решение коллегиальный орган принимает голосованием во время заседания всех членов правления. Причем заседания коллегиального органа проводят не реже, чем 4 раз в год.

Назначение на должность Председателя ФФОМС и освобождение от должности реализуется Правительством РФ по предложению Министра здравоохранения РФ, а назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя ФФОМС осуществляет Министр здравоохранения РФ по предложению председателя ФФОМС.

В свою очередь, на Председателя ФФОМС возлагается осуществление руководства за текущей деятельностью, ответственность за соответствующие результаты. Также Председатель ФФОМС выполняет следующие действия: распоряжение имуществом ФФОМС, заключение договоров, открытие расчетных счетов, утверждение структуры, штатного расписания, сметы расходов ФФОМС, организация учета и отчетности ФФОМС, издание приказов и другое. Обязанности Председателя ФФОМС может выполнять заместитель Председателя ФФОМС по причине его временного отсутствия.

Финансовую деятельность ФФОМС контролирует ревизионная комиссия. Причем назначает проверки деятельности ФФОМС Министерство здравоохранения РФ.

Что касается организационной структуры ФФОМС, то на сегодняшний день Председателем ФФОМС является Стадченко Н.Н., а заместителями председателя являются Карчевская С.А., Нечепоренко Ю.А., Кувалдин А.И., Соколова И.В.

1.3 Основные принципы деятельности ФОМС

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в процессе осуществления обязательного медицинского страхования должны руководствоваться следующими основополагающими принципами:

1) необходимо обеспечивать гарантии бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи, причем за счет средств обязательного медицинского страхования, при наступлении страхового случая в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;


2) достижение устойчивости финансовой системы обязательного медицинского страхования, которая обеспечивается в результате равенства страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) страхователи обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование в пределах, которые установлены соответствующими федеральными законами;

4) гарантированность государством выполнения прав застрахованного лица на осуществление определенных обязательств по обязательному медицинскому страхованию в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, причем их выполнение не зависит от финансового положения страховщика;

5) необходимо создать условия для реализации доступности и качества медицинской помощи, которая осуществляется в пределах программы обязательного медицинского страхования;

6) должно обеспечиваться равноправие представительства каждого субъекта обязательного медицинского страхования и каждого участника обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

2 Анализ доходов и расходов ФОМС Российской Федерации

2.1 Формирование доходов ФОМС и их анализ

Формирование доходов ФОМС происходит в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, законодательством РФ о страховых взносах, законодательством РФ о налогах и сборах и прочее.

Согласно статье 146 пункт 3 БК РФ доходами бюджета ФФОМС являются:

1) неналоговые доходы, состоящие из: страховых взносов на обязательное медицинское страхование; недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФФОМС; доходов в результате размещения временно свободных средств ФФОМС; штрафов, санкций, сумм, которые поступают в связи с возмещением ущерба;

2) безвозмездные поступления, состоящие из: межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС; прочих поступлений. [3, 151]

В статье 146 пункт 4 БК РФ закреплено, что доходами бюджетов ТФОМС являются:

1) неналоговые доходы, состоящие из: недоимок и пеней по взносам в ТФОМС; доходов в результате размещения временно свободных средств ТФОМС; штрафов, санкций, сумм, которые поступают в связи с возмещением ущерба;


2) безвозмездные поступления, состоящие из: межбюджетных трансфертов из ФФОМС; межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемые ТФОМС; прочих поступлений. [3, 152]

Рассмотрим доходы бюджета ФФОМС за 2014-2016 г.г.

Согласно ФЗ № 269-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2014 год» общий объем доходов ФФОМС в 2014 году составил 101 843 605,4 тыс. руб. В свою очередь, согласно ФЗ № 154-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2015 год» общий объем доходов ФФОМС в 2015году уже составил 348 437 079,3 тыс. руб. Таком образом, нетрудно заметить, что произошло увеличение доходов ФФОМС на 246 593 473,9 тыс. руб. Что касается доходов в 2016 году, то согласно предварительной оценке, основанной на ФЗ № 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", общий объем доходов составил 966 542 187, 3 тыс. руб. То есть в 2016 году снова произошло увеличение доходов на 618 105 108 тыс. руб. по сравнению с предыдущим.

Таблица №1 «Доходы бюджета ФФОМС за 2014-2016 гг., тыс. руб.»

Доходы:

2014 год

2015 год

2016 год

Всего:

101 843 605,4

348 437 079,3

966 542 187, 3

Налоговые и неналоговые доходы

97 109 605,4

327 294 923,1

914 654 385, 7

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС

91 027 827,3

326 631 952,4

913 991 622, 7

Налоги на совокупный доход

1 164 507,9

591 729,1

- 20 266, 9

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

805 954,4

499 654,5

- 21 827, 4

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы

487 960,3

206 540,1

- 12 747, 4

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

138 474,1

206 540,1

- 7 077, 6

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов

178 689,5

231 579,1

- 2 150, 5

Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении УСН

830,5

462,7

148, 1

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

353 195,7

86 194,7

1 323, 3

Единый сельскохозяйственный налог

5 357,8

5 879,9

237, 2

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

4 903 134,2

-37 464,0

28 022, 1

Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС

14 505,5

11 637,5

5 706, 8

Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет ФФОМС

4 888 628,7

-49 101,5

22 315, 3

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

12 580,9

10 532,0

716, 8

Прочие доходы ФФОМС от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета ФФОМС

12 580,9

10 532,0

716, 8

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,9

1,4

2, 1

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ФФОМС (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

0,9

1,4

2,1

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

880,6

7 407,3

5 030, 5

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом РФ в соответствии со ст. 48 - 51 ФЗ от 24. 07.2009 г N 218-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС

669,2

2 460,5

3 778, 6

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет ФФОМС

211,4

4 946,8

214, 1

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

62 085,0

48 317,5

107 467, 7

Доходы бюджета ФФОМС от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

62 085,0

48 317,5

107 467, 7

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

-61 411,4

-46 861,3

- 29 666,1

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета ФФОМС

-61 411,4

-46 861,3

- 29 666,1

Безвозмездные поступления

4 734 000,0

21 142 156,2

51 887 801, 6

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

4 734 000,0

21 140 700,0

51 810 000, 0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС

4 734 000,0

21 140 700,0

51 810 000, 0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях

детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

734 000,0

890 700,0

900 000, 0

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

4 000 000,0

4 000 000,0

4 000 000, 0


Такое увеличение доходов ФФОМС в 2015 году связано с ростом налоговых и неналоговых доходов в 2,37 раза, а также увеличением в 3,46 раза безвозмездных поступлений.

Рост налоговых и неналоговых доходов обусловлен в первую очередь увеличением в 2015 году на 235604125,1 тыс. руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (причиной которого стало повышение тарифа страхового взноса на 2%, составив 3,1% в 2015 году). Также увеличение произошло за счет роста поступлений от налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов на 68066 тыс. руб.; штрафов, санкций, возмещений ущерба на 6526,7 тыс. руб.

Рост безвозмездных поступлений связан с увеличением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ на 16 406 700 тыс. руб., а также с увеличением на 156 700 тыс. руб. средств, передаваемых ФФОМС из федерального бюджета, на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но в свою очередь, в 2015 году снизились поступления от налогов на совокупный доход на 572778,8 тыс. руб.; произошло снижение доходов от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении УСН на 44,2%; уменьшились поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 3,09 раза.

Увеличение доходов ФФОМС в 2016 году связано с ростом налоговых и неналоговых доходов в 1,79 раза, а также увеличением в 1,45 раза безвозмездных поступлений.

Рост налоговых и неналоговых доходов обусловлен в первую очередь увеличением в 2016 году на 587359670,3 тыс. руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (причиной которого стало повышение тарифа страхового взноса на 2%, составив 5,1% в 2016 году). Также увеличение произошло за счет роста доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет на 59 150,2 тыс.руб., денежные взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом РФ в соответствии со ст. 48 - 51 ФЗ от 24. 07.2013 г N 218-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС на 1 318,1 тыс. руб.

Рост безвозмездных поступлений в 2016 году связан с увеличением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ на 30 669 300 тыс. руб., а также с увеличением на 9 300 тыс. руб. средств, передаваемых ФФОМС из федерального бюджета, на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Но в свою очередь, в 2016 году снизились поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 84 871, 4 тыс. руб.; произошло снижение доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 9 815,2 тыс. руб.; уменьшились поступления от единого сельскохозяйственного налога на 5 642, 7 тыс. руб.

2.2 Анализ расходов ФОМС

Согласно статье 26 пункту 2 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” расходы ФФОМС направлены на:

1) предоставление субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, которые возникают в связи с осуществлением переданных полномочий;

2) исполнение расходных обязательств РФ, которые возникают при принятии федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, и (или) нормативных правовых актов Правительства РФв сфере охраны здоровья граждан;

3) выполнение функций органа управления ФФОМС.

Согласно статье 26 пункту 5 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” расходы ТФОМС направлены на:

1) выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования;

2) исполнение расходных обязательств субъектов РФ, которые возникают в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ при принятии федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, и (или) нормативных правовых актов Правительства РФ в сфере охраны здоровья граждан;

3) исполнение расходных обязательств субъектов РФ, которые возникают в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов РФ;

4) ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;

5) выполнение функций органа управления ТФОМС.

Рассмотрим расходы бюджета ФФОМС за 2014-2016 г.г.

Согласно ФЗ № 269-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2014 год» общий объем расходов ФФОМС в 2013 году составил 109 123 972,7 тыс. руб. В свою очередь, согласно ФЗ № 154-ФЗ «Об исполнение бюджета ФФОМС за 2015 год» общий объем расходов ФФОМС в 2015 году уже составил 310 428 047,6 тыс. руб. Таком образом, нетрудно заметить, что произошло увеличение расходов ФФОМС на 201 304 074,9 тыс. руб. Что касается расходов в 2016 году, то согласно предварительной оценке, основанной на ФЗ № 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", общий объем расходов составил 932 157 813, 6 тыс. руб. То есть в 2016 году снова произошло увеличение расходов на 621 729 766 тыс. руб. по сравнению с предыдущим.