Файл: «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, особенности его формирования».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица №2 «Расходы бюджета ФФОМС за 2014-2016 гг., тыс. руб.»

Расходы:

2014 год

2015 год

2016 год

Всего:

109 123 972,7

310 428 047,6

932 157 813, 6

Общегосударственные вопросы

463 388,8

1 043 976,5

1 341 984, 8

Международные отношения и международное сотрудничество

344,9

2 190,3

14 902, 9

Международные культурные, научные и информационные связи

344,9

2 190,3

14 902, 9

Органы управления государственных внебюджетных фондов

344,9

2 190,3

14 902, 9

Другие общегосударственные вопросы

463 043,9

1 041 786,2

652 873, 5

Руководство и управление в сфере установленных функций

463 043,9

562 158,8

652 873, 5

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

286 136,3

349 201,2

652 873, 5

Информатика

176 907,6

212 957,6

305 755, 2

Органы управления государственных внебюджетных фондов

176 907,6

212 957,6

305 755, 2

Образование

11 079,4

9 316,1

9 412, 5

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

11 079,4

9 316,1

9 412, 5

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

11 079,4

9 316,1

9 412, 5

Переподготовка и повышение квалификации кадров

11 079,4

9 316,1

9 412, 5

Органы управления государственных внебюджетных фондов

11 079,4

9 316,1

9 412, 5

Культура, кинематография, средства массовой информации

11 793,9

11 724,1

11 079, 7

Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой

информации

11 793,9

11 724,1

11 079, 7

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным

управлением

11 793,9

11 724,1

11 079, 7

Выполнение других обязательств государства

11 793,9

11 724,1

11 079, 7

Органы управления государственных внебюджетных фондов

11 793,9

11 724,1

11 079, 7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

10 858,0

13 300,0

13 360, 0

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

10 858,0

13 300,0

13 360, 0

Прикладные научные исследования и разработки

10 858,0

13 300,0

13 360, 0

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

по государственным контрактам

10 858,0

13 300,0

13 360, 0

Органы управления государственных внебюджетных фондов

10 858,0

13 300,0

13 360, 0

Межбюджетные трансферты

108 626 852,6

118 917 535,5

138 918 047,7

Социальная помощь

108 626 852,6

113 954 242,7

665 918 455, 6

Закон РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ"

86 175 288,7

95 954 259,0

648 278 965, 4

Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

86 175 288,7

95 954 259,0

640 562 414, 2

Прочие дотации

86 175 288,7

95 954 259,0

640 562 414, 2

Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

795 718,3

920 997,2

886 451, 1

Фонд софинансирования

795 718,3

920 997,2

886 451, 1

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

4 155 845,6

4 042 295,6

4 018 566, 4

Фонд софинансирования

4 155 845,6

4 042 295,6

4 018 566, 4

Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни

17 500 000,0

17 999 983,7

17 639 490, 2

Трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ

17 500 000,0

17 999 983,7

17 639 490, 2


Рост расходов ФФОМС в 2014 году связан с увеличением в первую очередь расходов на межбюджетные трансферты на 10 290 682,9 тыс. руб. (данные средства были направлены для финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ), а также с увеличением расходов на общегосударственные вопросы на 580 587,7 тыс. руб.

Увеличение межбюджетных трансфертов на 9,47% , было вызвано ростом расходов на социальную помощь на 5 327 390,1 тыс. руб., ростом расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на 499 983,7 тыс. руб., а также ростом расходов на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на 125 278,9 тыс. руб.

Рост расходов ФФОМС в 2016 году связан с увеличением в первую очередь расходов на межбюджетные трансферты на 20 000 512,2 тыс. руб., а также с увеличением расходов на общегосударственные вопросы на 298 008,3 тыс. руб.

Увеличение межбюджетных трансфертов на 16,81% , было вызвано ростом расходов на социальную помощь на 551 964 212,9 тыс. руб., ростом расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 544 608 155,2 тыс. руб.

2.3 Анализ сбалансированности ФОМС

Согласно данным таблицы №1 и №2, в 2014 году общий объем доходов бюджета ФФОМС был равен 101 843 605,4 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета - 109 123 972,7 тыс. руб. Следовательно, в 2014бюджет ФФОМС был исполнен с дефицитом, причем объем дефицита составил 7 280 367,3 тыс. руб. Финансирование дефицита бюджета ФФОМС было осуществлено за счет остатков средств бюджета ФФОМС в сумме 7 280 367,3 тыс. руб.

В 2015 году общий объем доходов бюджета ФФОМС составил 348 437 079,3 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета ФФОМС - 310 428 047,6 тыс. руб. Таким образом, в 2015 году бюджет ФФОМС был исполнен уже с профицитом в общей сумме 38 009 031,7 тыс. руб., который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов и резервирования средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Следует отметить, что статья 26 пункт 3 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в РФ” устанавливает, что в составе бюджета ФФОМС формируется нормированный страховой запас, размер и цели использования его средств устанавливаются федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и на плановый период, а порядок использования средств устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в составе бюджета ТФОМС также формируется нормированный страховой запас, статья 26 пункт 6).


Так в 2015году в связи с тем, что бюджет ФФОМС был исполнен с профицитом, был сформирован нормированный страховой запас ФФОМС, размер которого составил 6 641 900 тыс. руб.

В 2016 году общий объем доходов бюджета ФФОМС составил 966 542 187, 3 тыс. руб., а общий объем расходов бюджета ФФОМС - 932 157 813, 6 тыс. руб. То есть, в 2016 году бюджет ФФОМС был исполнен снова с профицитом в общей сумме 34 384 373,7 тыс. руб., который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов.

Следует отметить, что в связи с тем, что бюджет ФФОМС в 2016 году был исполнен с профицитом, был сформирован нормированный страховой запас ФФОМС, размер которого составил 19 400 000 тыс. руб.

3. Пути повышения эффективности деятельности ФОМС

3.1 Проблемы ФОМС и возможные пути их решения

Современная система здравоохранения России требует реформирования, поскольку существуют ярко выраженные проблемы, тормозящие дальнейшее развитие. К данным проблемам относят следующие:

1) К сожалению, из года в год растет число больных людей практически по всем видам болезней, наблюдается рост больных людей с хроническими заболеваниями, по-прежнему остается нерешенной проблема младенческой и материнской смертности. Также все чаще болеет молодое население, причем болезнями, несвойственными для данного возраста.

2) Одна из самых острых проблем - это недостаточное финансирование здравоохранения. Выделенные средства не позволяют покрыть реальные расходы, в результате, либо снижается качество оказываемых услуг, либо они приобретают платный характер.

3) В нашей стране присутствуют определенные региональные различия в финансировании обязательного медицинского страхования, в свою очередь, существующее финансовое выравнивание пока не дает должных результатов. Не обеспечивается право равенства населения РФ на получение гарантированной медицинской помощи, поскольку финансирование некоторых территориальных программ различается в 10-15 раз.

4) Проблемой обязательного медицинского страхования является также то, что поступление средств обязательного медицинского страхования в систему здравоохранения сразу ведет к уменьшению бюджетных финансовых средств. Но никто не учитывает тот факт, что страховые взносы не в состоянии покрыть расходы на медицинскую помощь, хотя бы работающим людям. Хотя в России основное населения является неработающим. Поэтому, непонятно, за счет каких финансовых источников осуществлять финансирование медицинской помощи, оказываемой детям, старикам, инвалидам. В результате, от сокращения бюджетных финансовых средств страдают важнейшие социальные виды медицинской помощи, а самое главное люди, которые остро нуждаются в данной помощи.


5) Проблемой обязательного медицинского страхования является и то, что его внедрение в разных субъектах РФ осуществлено с использованием различных моделей страхования. Это говорит о слабой нормативно-правовой базе.

6) Являются несовершенными способы сбора страховых взносов, о чем говорят большие задолженности по уплате страховых взносов в ФОМС.

7) В связи с тем, что нормативно-правовой базой не определены соответствующим образом функции государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств, остро встает проблема точности информации о поступающих и расходованных государственных средствах системы обязательного медицинского страхования.

8) Многоканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования означает, что финансовые средства поступают в лечебные учреждения из различных источников, в основном из бюджета и системы обязательного медицинского страхования. Основная проблема заключается в том, что у многих учреждений неполный тариф, то есть они не могут получить часть денежных средств, направляемых из бюджета.

Для решения существующих проблем, можно предложить следующие пути решения:

1) Для решения данной проблемы, необходимо усилить профилактические мероприятия, в целях сокращения числа больных людей. Ведь, расходы на профилактические мероприятия, будут гораздо меньше, чем расходы на лечение.

2) Необходимо обеспечить сбалансированность доходов и расходов системы обязательного медицинского страхования в рамках реализации предоставления бесплатной медицинской помощи.

3) Необходимо создать эффективные механизмы финансового выравнивания территориальных программ, причем они должны учитывать сроки, порядок, все критерии готовности перехода субъектов РФ на обязательное медицинское страхование.

4) Необходимо увеличить тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование до величины, способной покрывать расходы на медицинскую помощь, как работающему, так и неработающему населению.

5) Органы исполнительной власти субъектов РФ должны безоговорочно исполнять Закон РФ «О медицинском страховании граждан», что позволит

ввести единую модель страхования.

6) Необходимо разработать общие методы сбора страховых взносов, ввести более жесткие меры наказания за несвоевременное осуществление страховых взносов.

7) Для решения проблемы определения функций государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств, требуется утверждение и внедрение в действие нормативно-методических документов, касающихся оценки результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, разграничения функций и ответственности субъектов медицинского страхования.


8) Введение одноканального финансирования системы обязательного медицинского страхования позволит направлять финансовые средства по единственному каналу (через систему обязательного медицинского страхования), что позволит обеспечить полный тариф за медицинские услуги для всех лечебных учреждений. В результате монополизм государственных лечебных учреждений будет подорван, что приведет к конкуренции, стимулирующей повышение качества медицинских услуг.

Устранение существующих проблем позволит повысить качество обязательного медицинского страхования, обеспечит рациональное использование финансовых ресурсов, направленных на реализацию обязательного медицинского страхования, что в итоге даст возможность системе российского здравоохранения перейти на более высокий уровень развития.

3.2 Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2017-2018 гг.

В связи с тем, что существует достаточно много проблем на уровне субъектов РФ, была создана Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2017-2018 гг., направленная как раз на их решение.

ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29.11. 2010 представил собой основание для разработки данной программы. Целью данной программы стало повышение качества, а также осуществление доступности медицинской помощи населению субъектов РФ, с помощью ФФОМС и ТФОМС. Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1) необходимо укрепить материально-техническую базу каждого медицинского учреждения;

2) необходимо внедрить современные информационные системы в здравоохранение;

3) необходимо внедрить основные стандарты оказания медицинской помощи.

В свою очередь, для выполнения обозначенных задач, предусмотрен следующий комплекс мероприятий:

1. Необходимость укрепления материально-технической базы каждого медицинского учреждения, для этого следует:

а) реформировать инфраструктуру здравоохранения, а также сделать ее соответствующей численности и составу населения субъектов РФ, структуре заболеваемости и смертности данных субъектов РФ и другое.

б) сделать материально-техническую базу учреждений здравоохранения соответствующей основным требованиям оказания медицинской помощи.