Файл: Управление миграционными процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На уровне региона одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться регулярно, является регистрация по месту проживания участников программы. От наличия регистрации зависит решение таких важных вопросов, как приобретение гражданства, получение социальных выплат, услуг в сфере занятости населения, регистрация предпринимательской деятельности.

Ещё одна проблема касается, медицинских работников получивших свой диплом за рубежом. Чтобы работать по специальности медики должны легализовать (нострифицировать) диплом иностранного образца. Оказывает услуги в России по данному направлению только одно ведомство - Рособрнадзор (Москва). На практике, получение подтверждения о подлинности документов об образовании затягивается более чем на полгода.

Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции, полагаем, что Россия приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе современной нормативно-правовой базы, в том числе и Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Практика всестороннего государственного регулирования миграционных процессов, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления. В этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграционной системы.

2.2 Рекомендации по совершенствованию региональной миграционной политики

Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии.

В потоке вынужденной миграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области или люди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство - русские. Второе место по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары, что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов, расселившихся в городской местности, незначительно превышает количество расселившихся в сельской (соответственно 53% и 47%) [27].


Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.

Для гармонизации миграционных процессов необходимы новые подходы к формированию миграционной политики как на национальном, так и на региональном уровне. Существенным направлением должно стать обеспечение баланса интересов всех сторон, затронутых миграционными процессами. Кроме того, вопросы миграции должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития региона, а также проблем демографии и здравоохранения.

В целях достижения желаемых результатов целесообразно предложить комплекс мер по стабилизации миграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры включают:

  • стимулирование активного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственного обустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада в экономическое развитие области;
  • обеспечение мигрантов рабочими местами, осуществление переподготовки, создание условий для организации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов, позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на территории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки и повышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра Департамента по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области, обучение основам предпринимательства, содействие самозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и фермерских хозяйств в местах компактного расселения мигрантов;
  • льготное кредитование на обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организовать собственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построить жилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработки земли, домашний скот;
  • обеспечение мигрантов жилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счет средств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры по созданию областного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;
  • улучшение положения детей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категории граждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей, в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банк данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений профессионального образования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организовать работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую поддержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей;
  • прогнозирование величин и социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связи с чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины их возникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционную ситуацию в области;
  • выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;
  • постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованного привлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрного сектора экономики.
  • выработку совместных действий органов государственной власти области, принимающих участие в регулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальной и психологической адаптации мигрантов;
  • создание организационных условий для приема и размещения вынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практических конференций по проблемам организации работы с мигрантами с участием заинтересованных;
  • создание базы данных о параметрах, характеризующих миграционные процессы;
  • усиление информационного обеспечения миграционной политики в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы. В средствах массовой информации необходимо больше освещать не только проблемы миграционной политики, но и пути их решения, в том числе на примере отдельных субъектов Российской Федерации. Возрастает роль СМИ в формировании толерантного отношения российского общества к иностранным трудовым мигрантам. В подготовке материалов для СМИ должны участвовать ведущие российские эксперты в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы, в них следует рассказывать о деятельности госструктур, бизнес-структур и НПО в решении проблем мигрантов. Целесообразно информировать российское население о вкладе, который вносят мигранты в развитие российской экономики, брать интервью у российских граждан, которые, используя труд мигрантов, смогли решить ряд своих проблем;
  • создание систем адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, решение их социальных проблем. Большую роль в осуществлении адаптационных и интеграционных программ призваны сыграть структуры гражданского общества путем организации соответствующей работы, как с мигрантами, так и с местным населением (проведение совместных культурных мероприятий, образовательных и культурных семинаров, тренингов, работа с фокус-группами, и т.п.). Особенно важно формирование навыков межкультурного общения и противодействие ксенофобии в молодежной среде. Задача содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формирование взаимной толерантности между мигрантами и местным населением. Сегодня важным направлением деятельности общественных объединений, научно-экспертного сообщества, бизнес-структур является осуществление различных видов мониторинга и контроля интеграционных процессов: выявление нарушений прав мигрантов в правоприменительной практике, фиксация конкретных случаев нарушений их прав в трудовой сфере, выявление фактов этнической дискриминации на производстве и в бытовой сфере;
  • создание инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства в целях разработки и реализации мер, направленных на обеспечение доступным жильем временно пребывающих в Россию трудовых мигрантов, а также обеспечение мигрантов и членов их семей социальными услугами, включая медицинское обслуживание и страхование, образование, пенсионное обеспечение.

На наш взгляд реализация указанных рекомендаций позволит создать единую и эффективно действующую систему иммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции, оказания более ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденных переселенцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данной работы можно сделать следующие выводы. Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.

В XXI веке миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества. Мировые миграционные потоки в условиях глобализации приобрели перманентный характер. Миграционный процесс стал характерной чертой глобализации, т.е. одним из его признаков, наряду с экономическим, политическим, информационным, экологическим и другими пространствами.

Признание того факта, что миграция является значимым и неизменным компонентом экономической, социальной и культурной жизни любого государства, и что упорядоченные и должным образом управляемые миграционные процессы будут выгодными как для мигрантов, так и государства в настоящее время, является очевидным.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, что национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вместе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Политический фактор по-прежнему остается основной причиной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения.


В 2012 году Президент утвердил Концепцию миграционной политики на период до 2025 года. В данном документе используется комплексный подход к регулированию международной миграции во всех ее формах. В дополнение к трудовой миграции в документе упоминается незаконная миграция, вынужденное переселение, академическая мобильность, интеграция и недопустимость дискриминации, а также важные вопросы, касающиеся международного сотрудничества и сбора данных для формулирования мотивированно обоснованной миграционной политики и законодательства.

В Пензенской области власти также стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаются целевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются. Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.

Проведенный анализ показал, что в ходе реализации миграционной политики и региональных программ, обозначились ряд проблем: в регионе отсутствует единый государственный орган, ответственный за разработку и реализацию миграционной политики; отсутствие действенного регулятора привлечения иностранной рабочей силы; иностранные граждане, приезжающие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, зачастую попадают в ситуации абсолютной правовой незащищенности; не все работодатели исполняют Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в связи с чем происходит нелегальное привлечение иностранных работников, особенно в сфере строительства и торговли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №34. - ст. 4029.
  2. Федеральный закон от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №34. - ст. 4029.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - ст.3032.
  4. Федеральный закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 30. – ст. 3032.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 26. - ст. 2820
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» //Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 42. - ст. 5009
  7. Указ Президента Российской Федерации от 13.07.2012 г. «Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //Российская газета. – 2012. - №133
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» //Сборник законодательных актов Российской Федерации. - 2003. - № 1. - ст. 134.
  9. Постановление Правительства Пензенской области от 8.07.2009 № 545-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации на 2013-2018 годы» //Пензенские губернские ведомости. – 2014. - № 49. – С. 7
  10. Акимова С.А., Прудникова Т.А., Белянская Л.И., Зайцева Е.С. Правовое регулирование трудовой миграции. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 184 с
  11. Алешковский И.А. Тенденции международной миграции населения в современной России в условиях глобализации. //Век глобализации. - 2011. - № 1. - С. 159-181.
  12. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический проект, 2014. – 592 с.
  13. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. – М.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2013. – 296 с.
  14. Безбородова Т.М. Социологический подход к определению феномена миграции населения. //Философские науки. - 2011. - № 12. - С. 96-102.
  15. Белл М.Л. К вопросу о миграции в России // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 5. - С.174-178.
  16. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. – М.: КДУ, 2014. – 160 с.
  17. Волох В.А. Миграционная политика: изменения в законодательстве. //Власть. - 2012. - № 11. - С. 206-207.
  18. Волох В.А. Миграционная политика: теоретико-методологические и концептуальные подходы. //Вопросы политологии. - 2012. - № 1. - С. 48-59.
  19. Глущенко Г.И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России. // Вопросы статистики. - 2011. - № 7. - С. 20-34.
  20. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. –М.: Экономика, 2013. – 456 с.
  21. Гришаева С.А. Миграция населения в условиях глобализации. //Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 123-127.
  22. Демографический ежегодник России 2016. - М.: Росстат, 2016. - 557 с.
  23. Дмитриев А.В., Жуков В.И., Пядухов Г.А. Миграция. Конфликт, безопасность, сотрудничество. – М.: РГСУ, 2015. – 354 с.
  24. Дмитриева Ю.В. Инновационные технологии в управлении миграцией населения. //Народонаселение. - 2012. - № 2. - С. 117-124.
  25. Жукевич Г., Юдаева С. Вопросы формирования и реализации региональной миграционной политики. //Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 9. - С. 32-37.
  26. Ивахнюк И.В. Миграционная политика: вклад в модернизацию России. //Вестник Московского университета. - Серия 6: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 29-36.
  27. Информация о реализации долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на 2014-2016 годы» в 2016 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://58zan.ru/home/programm/pereseleniesootech/31.aspx
  28. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. - 2011.- № 3.- С. 7-11.
  29. Капура М.М. Проблема незаконной миграции и возможные пути её решения. // Право и безопасность – 2012.-№ 1-2. -С. 26-33.
  30. Карасин Г. Россия и соотечественники // Международная жизнь. - 2011. -№ 12. - С. 55-59.
  31. Козырева Л.Д. Частно-государственное партнерство в сфере миграционной политики. //Управленческое консультирование. - 2010. - № 1. - С. 136-144.
  32. Красинец Е.С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России. //Народонаселение. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
  33. Курицын И.И. Региональный аспект миграции населения в Российской Федерации на современном этапе // География в школе. - 2014. - № 6. - С. 16-25.
  34. Львов Л.С. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации. //Социология власти. - 2015. - № 4. - С. 142-148.
  35. Мальцева Е.С. Миграция населения как фактор повышения сбалансированности регионального рынка труда //Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1. - С. 208-209.
  36. Мартыненко С.В. Миграции населения регионов современной России. //Сегодня и завтра Российской экономики. - 2011. - № 49. - С. 170-174.
  37. Метелев С. Динамика миграционных процессов и стратегия пространственного развития // Человек и труд. - 2011. - № 9. - С. 74-78
  38. Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции //Под общей редакцией К.О. Ромодановского, Е.Ю. Егоровой, В.А. Лянного. - М.: ФМС России, 2012. - 320 с.
  39. Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения // Проблемы прогнозирования. - 2012. – № 6. - C. 121-133.
  40. Мукомель В.И. Новая миграционная политика России: достижения и проблемы. //Миграционное право. - 2012. - № 3. - С. 5-9.
  41. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социс. -2010. - №8 - С. 106-110.
  42. Отчет об осуществлении органами государственной власти Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2016 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://58zan.ru/home/info/otch.aspx
  43. Поставнин В.А., Власова Н.И., Матвеева И.Г. Сценарии развития миграционной политики в России. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 56 с.
  44. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1. - С.88-93.
  45. Романова Н.А. Детерминанты внутренней миграции населения в современной России // Молодой ученый. - 2011. -№3. - С. 190-196.
  46. Россия в цифрах. 2016. Краткий статистический сборник. /Под ред. А. Суринова. - М.: Росстат, 2016, - 576 с.
  47. Харченко Л.П. Демография. - М.: Омега-Л, 2015, - 384 с.
  48. Цапенко И. Управление миграцией. Опыт развитых стран. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
  49. Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных понятий. - М.: Академический проект, 2016. - 472 с.

Приложение1

Схема получения данных о прибывших и выбывших при регистрации по месту жительства

Региональный уровень Федеральный уровень

Приложение 2

Общие итоги миграции населения Пензенской области за 2015-2016 гг.

чел.

Январь-декабрь 2016

Январь-декабрь 2015

число
прибывших

число
выбывших

мигра-ционный прирост, убыль(-)

число
прибывших

число
выбывших

мигра-ционный прирост, убыль(-)

Миграция

30769

32798

-2029

25983

26324

-341

из нее:
в пределах России

27900

32522

-4622

22785

26138

-3353

в том числе:

внутрирегио-нальная

18170

18170

-

15428

15428

-

межрегиональная

9730

14352

-4622

7357

10710

-3353

международная
миграция

2869

276

2593

3198

186

3012

в том числе:

со странами СНГ

2686

201

2485

2980

140

2840

с другими зарубежными странами

183

75

108

218

46

172

Приложение 3

Статистика основных показателей служебной деятельности УФМС

по Пензенской области в 2015-2016 гг.

 Показатели

12 месяцев

2016 года

12 месяцев

2015 года

Поставлено на миграционный учет

иностранных граждан

и лиц без гражданства

37898

31290

Оформлено разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам

4822

3006

Оформлено разрешений

 на временное проживание

1957

1796

Оформлено видов на жительство

942

1005

Вынесено решений об адм. выдворении

95

69

Принято и восстановлено в гражданстве РФ

1308

1983

Оформлено приглашений на въезд

2411

1647

Оформлено виз

2631

1969

Зарегистрировано по месту пребывания

российских граждан

25012

26781

Оформлено паспортов граждан РФ

67385

71524

Оформлено заграничных паспортов

63, 64 серии

13915

11502

Оформлено заграничных паспортов

с электронным носителем информации

23756

18282