Файл: Государственное регулирование рынка труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К ним относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий и др. К экономическим мерам государственного регулирования относятся: содействие в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, организацию общественных работ, открытие государственных предприятий, обеспечение государственных заказов промышленности в период спадов.

Помощь в организации собственного дела, которая оказывается службами занятости, подразумевает оказание консультативной и материальной поддержки, а также содействие в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы.

Помощи в создании собственного бизнеса следует уделять особое внимание, поскольку она связана с созданием новых рабочих мест. Государство использует в отношении частных предпринимателей различные меры, побуждающие их расширять свое производство там, где может возникнуть острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

Государство располагает экономическими средствами регулирования предложения рабочей силы. Налогообложение, представляющее собой как 178 экономическую, так и административную меру, может способствовать стимулированию или ограничению предложения рабочей силы на рынке труда. Как правило, количество рабочих мест больше количества людей, их занимающих в связи с широким распространением практики совместительства.

Следовательно, меры, ограничивающие совместительство, позволят безработным получить рабочие места. Ставки налога на доходы физических лиц обеспечивают снижение спроса на рабочие места со стороны людей, уже имеющих работу, поскольку они существенно возрастают в зависимости от количества мест работы человека.

Еще одна экономическая мера, осуществляющая регулирование структуры предложения - организация переподготовки населения. Система организации переподготовки населения за счет фонда занятости охватывает всех официально зарегистрированных безработных.

Для обеспечения финансирования системы переподготовки населения необходимо привлекать средства предприятий, и чтобы эти расходы не ложились на них бременем, необходимо осуществить разработку механизма льготного налогообложения. [25]

Такие меры регулирования рынка труда являются специализированными, поскольку направлены на облегчение процесса трудоустройства работников, которые были вынуждены сменить свое место жительства.

Так как для граждан РФ характерна привязанность к одному месту жительства (это обусловлено существованием прописки, разницей материальных условий в разных регионах, семейными связями и т. п.), что значительно затрудняет применение данных мер. Кроме этого, ситуацию усложняют проблемы миграции населения из «горячих точек». Особого внимания заслуживают меры по регулированию заработной платы, ведь именно посредством механизма рынка труда устанавливаются уровни занятости и оплаты труда.


Воздействие на величину заработной платы рассматривается как общий экономический способ регулирования спроса и предложения. Поскольку величина заработной платы во многом определяет сферу приложения труда и стремление человека работать сразу в нескольких местах, воздействие на предложение рабочей силы становится очевидным. [26]

ВЫВОД К 1 ГЛАВЕ

Однако государство, придерживаясь определенной политики в области заработной платы, может оказывать воздействие на величину и структуру спроса на рабочую силу. Его вмешательство может носить административный или экономический характер.

Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени является административной мерой государственного воздействия; в большинстве развитых стран государство устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели и минимальный размер заработной платы. Эти нормы играют роль ориентира при заключении трудового договора между работником и работодателем.

Отсюда, регулирование рынка труда в России характеризуется наличием государственной политики в области занятости, которая охватывает регулирование заработной платы, создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства, содействие безработным в организации собственного дела, создание предприятий занятости для инвалидов, проведение переподготовки работников, а также выплату пособий по безработице.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

2.1. РЫНОК ТРУДА И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время в теории и практике государственного регулирования России, хотя и с некоторым опозданием, признается (а опыт западных государств это давно и убедительно доказывает), что современный рынок труда немыслим без планомерно осуществляемого регулирования на макроуровне.

Характерная особенность механизма государственного регулирования в новых экономических условиях состоит в том, что в его рамках должно достигаться динамическое равновесие между центробежными и центростремительными тенденциями, между эгоистическими и альтруистскими, индивидуалистическими и коллективистскими интересами участников рынка труда. [27]


При этом ни одно из соотношений между этими полярными, по сути, силами не может иметь абсолютный характер и быть долговременным. Реализация частных и общих интересов происходит в режиме маятника: чем длительней и в большей степени приоритет отдается частным интересам, тем более значительным будет затем отход на позиции планомерно осуществляемого регулирования в общих интересах.

И, наоборот, при существенном ущемлении частных интересов и инициатив происходит «дерегулирование» и высвобождение собственно рыночных сил.

Практика развитых стран не только дает наглядный пример таких маятниковых колебаний механизма государственного регулирования рынка труда, но и позволяет заметить ту их особенность, что эффективность общественного производства и социальная стабильность тем выше, чем меньше амплитуда таких колебаний. До недавнего времени мы уделяли главное внимание позитивным аспектам воздействия государства на рынке труда.

Однако опыт развитых стран показывает, что это влияние может быть противоречиво, и связанные с ним «издержки» в определенных условиях могут порождать серьезные негативные эффекты, тормозящие развитие рынка труда, требующие не столько дальнейшего расширения государственного вмешательства, сколько изменения его масштабов и форм.

Здесь настало время акцентировать внимание еще на одной краеугольной итоговой посылке проведенного исследования государственного регулирования рынка труда — каждому периоду политики занятости были присущи не только специфические акценты, но и определенные комбинации методов и форм ее реализации. [28]

Одни из них оказывали широкое, общее воздействие, другие — селективное. Ряд мероприятий носил долговременный характер, другие были ограничены короткими сроками.

Новые тенденции в сфере занятости, новая конфигурация рынка труда приводили ко все большей сложности с его регулированием. Кроме того, мы получили убедительные доказательства того, что происходившая переориентация с одних методов на другие, означала переход ранее сложившегося механизма государственного регулирования рынка труда в качественно новое состояние.[29]

Несомненно, что политика государства на рынке труда будет перестраиваться и впредь, подвергаясь новым изменениям. Ведь как показывает проведенный нами анализ, она уже и сейчас эволюционирует. Новые условия воспроизводства, иное соотношение отмеченных факторов, изменение их содержания приведет к появлению новых форм, средств и направлений регулирования государством рынка труда.


В целом исследование векового зарубежного опыта осуществления политики регулирования рынка труда позволяет нам подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих политики занятости и может быть использована как эмпирическая основа по обоснованию необходимых условий для развития информационно-индустриальной модели занятости в России и корректировки существующего механизма государственного регулирования рынка труда. И еще одно важное замечание. [30]

С методологической точки зрения на основе использования автором единого структурирующего признака — атрибутивных характеристик и пропульсивных тенденций в развитии политики занятости целесообразно различать два подхода к регулированию рынка труда.

Первый, назовем его структурно-функциональный, охватывает вопросы технологии и непосредственной организации политики занятости.

Второй, последовательно системный, исходит из необходимости рассмотрения сущности и компонентов поли- тики занятости с позиции системных взглядов. Предложенное деление подходов к регулированию рынка труда на два крупных блока — структурно-функциональный и последовательно системный достаточно условно.

Однако методическая целесообразность проведенного нами анализа делают это раграничение оправданным. Главное заключается в том, что такой прием позволяет найти правильную осевую линию исследования проблем государственного регулирования рынка труда на современном этапе. [31]

Допуская известную ограниченную правомерность первого подхода, мы в качестве основного подхода избираем второй. Именно он, в наибольшей степени отвечает современным требованиям и представляется назревшим и плодотворным.

В теоретическом плане он позволяет выявить общие и специфические закономерности регулирования рынка труда, пред- видеть их дальнейшую эволюцию.

В практическом — систематизировать и обобщить опыт использования конкретных организационно- экономических форм, отобрать и использовать наиболее жизнеспособные и перспективные из них.

Кроме того, системный подход к рынку труда позволяет более полно использовать достижения экономической науки, ее понятийный, информационный, математический и другие аппараты.

Таким образом, используемый механизм регулирующего воздействия подразумевает комплекс экономических закономерностей и организационных факторов, которые определяют динамику развития рынка труда, его основных параметров в количественном и качественном выражении или, наоборот, стагнационные и другие отрицательные явления в его развитии.


Иначе говоря, такой механизм в его широком истолковании как бы условно разделяется на собственно экономический механизм, охватывающий экономические отношения и закономерности, и организационный механизм, включающий организационные факторы и структуры.

Регулирование рынка труда, осуществляется, как известно, в основном несколькими методами — административными, экономическими, социально-психологическими, идеологическими (меры идеологического воздействия предполагают использование средств массовой информации — печати, радио, телевидения). [32]

Несмотря на то, что вопросу о сущности административных и экономических методов в литературе уделяется большое внимание, все же, по мнению автора, бытую и ошибочные трактовки.

Во-первых, в корне неправильны, на наш взгляд, такие определения административных и экономических методов регулирования, из которых следует, что экономические методы — это экономически обоснованные, и, стало, быть правильные методы, а административные методы экономически не всегда обоснованы и, следовательно, хотя они и позволяют снизить уровень безработицы и стабилизировать ситуацию на рынке труда, тем не менее их использование может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Рассматривать вопрос так нельзя (во всяком случае, в теоретическом плане). Административные методы регулирования отличаются от экономических методов не своей обоснованностью или необоснованностью, правильностью или неправильностью.

Различия кроются совсем в ином. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения (к ним относится, например: законодательное регулирование трудовых отношений и миграции; лицензирование деятельности предприятий и организаций; квотирование рабочих мест; установление МРОТ).

Но ведь не подлежит сомнению, что любые административные меры должны быть экономически просчитаны, то есть быть обоснованными, ибо в противном случае теряется их смысл, их «право на существование».

Поэтому между этими двумя методами есть тесная внутренняя связь.

Во-вторых, высказывается точка зрения, согласно которой только экономические методы (налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; субсидирование занятости и т.п.), призванные создать экономические стимулы у участников рынка труда, и, следовательно, скорректировать их поведение для достижения полной занятости, требуют преимущественного использования, особенно на современном этапе. [33]